СУД ДА ДЕЛО
А. Ахрамеев
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ НОРМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА ОРГАНАМИ
И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ*
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного
исследования. Современная*
организация публичной
власти, характерная для
большинства стран мира, в том
числе и для России, включает
местное самоуправление, которое
выступает связующим звеном
между органами государственной
власти и населением.
В статье 12 Конституции России
от 12 декабря 1993 года говорится,
что в Российской Федерации
признается и гарантируется
местное самоуправление, которое
в пределах своих полномочий
самостоятельно, и органы
местного самоуправления не
входят в систему органов государственной
власти.1
Самостоятельность местного
самоуправления подразумевает
определенную автономность деятельности
органов муниципаль*
Публикация
подготовлена редакцией
журнала на основе автореферата
диссертации Ахрамеева Алексея
Владимировича на соискание ученой
степени кандидата юридических наук
по специальности 12.00.02 – конституционное
право; муниципальное
право. Работа выполнена в ФГБОУ
ВПО «Ставропольский государственный
университет». Научный руководитель:
кандидат юридических наук,
доцент Трофимов Максим Сергеевич.
Автореферат разослан 22 февраля
2012 г. Источник автореферата: официальный
сайт
ВАК
http://vak2.ed.gov.ru/catalogue/index
1
Конституция
Российской Федерации
от 12.12.1993 (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках
к Конституции РФ от
30.12.2008 ¹6-ФКЗ, от 30.12.2008
¹7-ФКЗ) // Собрание законодательства
РФ, 26.01.2009, ¹ 4, ст. 445.
44
ных образований от органов государственной
власти в ряде
ключевых сфер организации и
осуществления местного самоуправления.
При этом, самостоятельность
местного самоуправления
не может быть абсолютной,
она ограничена установленными
законом рамками.
В Российской Федерации правовые
пределы местного самоуправления
установлены Конституцией
России и Федеральным
законом от 6 октября 2003 г.
¹131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации».
Кроме того, законодательство
России, также как и законы
всех стран мира, признавших
и учредивших местное самоуправление,
прямо указывает на
необходимость государственного
контроля за деятельностью органов
и должностных лиц местного
самоуправления.
Государственный контроль за
местным самоуправлением имеет
разные формы проявления и
может осуществляться законодательными,
исполнительными и
судебными органами государственной
власти на федеральном
уровне и уровне субъектов РФ.
У каждого из органов государственной
власти, в зависимости
от его спецификации, существует
своя, определенная законодательством,
функция,
которая
продиктована задачей обеспечения
законности в сфере организации
и осуществления местного
самоуправления.
Органы судебной власти в
Российской Федерации осуществляют
контрольную деятельность
в отношении органов и должностных
лиц местного самоуправления
в сфере реализации норм
муниципального права, соблюдения
ими конституционной законности.
Контрольная деятельность
осуществляется в рамках осуществлении
функции правосудия в
порядке конституционного, гражданского,
уголовного и административного
судопроизводства.
Деятельность судов в науке
муниципального права России
традиционно рассматривается в
контексте гарантирования местного
самоуправления, обеспечения
и защиты прав физических и
юридических лиц, населения,
органов и должностных лиц муниципальных
образований на
самостоятельное решение вопросов
местного значения. Объективно,
деятельность судебных
органов имеет более широкую
сферу применения.
В современной государственно-правовой
науке России ощущается
недостаток научных работ,
посвященных исследованию
вопросов государственного, в
том числе судебного, контроля в
сфере реализации органами и
должностными лицами местного
самоуправления норм муниципального
права.
Целью диссертационного
исследования является изучение
особенностей конституционно-правового
регулирования контрольной
деятельности судов за
реализацией органами и должностными
лицами местного самоуправления
норм муниципального
права России на примере
субъектов Северо-Кавказского
федерального округа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2012 СУД ДА ДЕЛО
Стр.1