*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИОННЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
К
ак известно,* институт местного самоуправления был
введен в конституционноправовую практику в 1991 году
поправками
в
Конституцию
РСФСР. <...> Начиная с этого времени, с изменением политикоправовой ситуации неоднократно
существенно реформировалась
законодательная база местного
самоуправления. <...> Последняя реформа муниципальной власти
началась с принятием в октябре
2003 года новой редакции Федерального закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации»1 вместо ранее действовавшего Федерального закона от 28 августа 1995 года ¹154ФЗ. <...> Де-юре последний период
реформирования местного самоуправления был обозначен в Федеральном законе от 6 октября
2003 года ¹131-ФЗ, как переходный период, который должен
был закончиться 1 января 2009
года. <...> Реформа местного самоуправления была направлена на реализацию концепции разграничения полномочий и ответственности между уровнями публичной
власти, сформированной Комиссией при Президенте Российской
Федерации. <...> 2
Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления была образована Президентом Российской Федерации в
2001 году (далее Комиссия). <...> 8
необходимости
установления
расходных полномочий и ответственности каждого уровня власти, закрепления доходных источников, соответствующих этим
полномочиям,
прекращения
практики
«нефинансируемых
мандатов». <...> 3 Предложенное Комиссией разграничение полномочий на основе перечня расходных обязательств для федерального центра, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований было закреплено принятием в 2003 году
федеральных законов. <...> 4 Перераспределение полномочий между
уровнями публичной власти явилось <...>
Совершенствование_законодательного_регулирования_компетенционных_основ_местного_самоуправления.pdf
О. Дементьева*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИОННЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
К
ак известно,* институт местного
самоуправления был
введен в конституционноправовую
практику в 1991 году
поправками
в
Конституцию
РСФСР. Начиная с этого времени,
с изменением политикоправовой
ситуации неоднократно
существенно реформировалась
законодательная база местного
самоуправления. Последняя реформа
муниципальной власти
началась с принятием в октябре
2003 года новой редакции Федерального
закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации»1
вместо ранее действовавшего
Федерального закона
от 28 августа 1995 года ¹154ФЗ.
Де-юре последний период
реформирования местного самоуправления
был обозначен в Федеральном
законе от 6 октября
2003 года ¹131-ФЗ, как переходный
период, который должен
был закончиться 1 января 2009
года. Де-факто и политически, и
юридически этот этап еще не
закончился.
Реформа местного самоуправления
была направлена на реализацию
концепции разграничения
полномочий и ответственности
между уровнями публичной
власти, сформированной Комиссией
при Президенте Российской
Федерации.2
Основные положения
концепции заключались в
*
Дементьева Ольга Александровна,
к.ю.н., старший научный сотрудник
Института законодательства и
сравнительного Правоведения при
Правительстве РФ.
1
октября 2003 года ¹131-ФЗ.
2
Далее – Федеральный закон от 6
Комиссия по подготовке предложений
о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной
власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления
была образована Президентом
Российской Федерации в
2001 году (далее Комиссия).
8
3 Аналитический вестник ¹1 (194).
Аналитическое управление Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации. Москва.
2003. С. 65, 66.
4
Новой редакции Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в
Российской Федерации» от 6 октября
2003 года ¹131-ФЗ и Федерального
закона от 4 июля 2003 года ¹95-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
(далее Федеральный закон от
4 июля 2003 года ¹95-ФЗ).
необходимости
установления
расходных полномочий и ответственности
каждого уровня власти,
закрепления доходных источников,
соответствующих этим
полномочиям,
практики
прекращения
мандатов».3
«нефинансируемых
Предложенное Комиссией
разграничение полномочий
на основе перечня расходных
обязательств для федерального
центра, субъектов Российской
Федерации и муниципальных
образований было закреплено
принятием в 2003 году
федеральных законов.4
Перераспределение
полномочий между
уровнями публичной власти явилось
основанием для реформирования
территориальных основ
местного самоуправления, налогово-бюджетной
системы Российской
Федерации.
Первоначальные
редакции
Федеральных законов от 4 июля
2003 года ¹95-ФЗ и от 6 октября
2003 года ¹131-ФЗ в целом
соответствовали основным положениям
концепции разграничения
полномочий и ответственности
между федеральным центром,
субъектами Российской
Федерации и местным самоуправлением.
К существенным
элементам этой концепции можно
отнести следующие:
– перераспределение полномочий
между уровнями публичной
власти;
– установление закрытого перечня
полномочий субъектов
Российской Федерации и вопросов
местного значения городских
и сельских поселений, муниципальных
районов, городских округов;
–
конкретизация процедур и
условий наделения органов местного
самоуправления отдельными
государственными полномочиями;
–
установление перечня (состава)
полномочий субъектов
Российской Федерации в социальной
сфере, которые должны
быть переданы для осуществления
органам местного самоуправления
в порядке, установленном
Федеральным законом от
6 октября 2003 года ¹131-ФЗ;
– формирование новой системы
межбюджетных отношений,
в рамках которой возможно предоставление
с уровня субъектов
Российской Федерации нецелевой
финансовой помощи для выравнивания
бюджетной обеспеченности
муниципальных образований
и целевой финансовой
помощи в целях участия органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации в
долевом финансировании инвестиционных
программ и проектов
развития общественной инфраструктуры
муниципальных образований
и приоритетных социально
значимых расходов бюджетов
муниципальных образований.
В
соответствии с концепцией
был введен порядок осуществления
расходов органов публичной
власти, основные положения которого
состоят в следующем.
Все расходы как органов государственной
власти субъектов
Российской Федерации, так и
органов местного самоуправления
должны осуществляться на
основании реестра расходных
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2012 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1