Генеральная прокуратура РФ,
Министерство регионального развития РФ
РЕШЕНИЕ СОВМЕСТНОГО СОВЕЩАНИЯ ПО
ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ской Федерации Чайки Ю.Я. и
Министра регионального развития
Российской Федерации Басаргина
В.Ф.*, доклады первого
заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации
Буксмана А.Э., председателя Комитета
Государственной Думы
Российской Федерации по вопросам
местного самоуправления
Тимченко В.С, совещание
отмечает, что в целом взаимодействие
органов прокуратуры с
представительными и исполнительными
органами местного
самоуправления Российской Федерации
при реализации ими
предусмотренных законодательством
полномочий имеет конструктивный
характер.
Осуществляется оперативный
З
обмен информацией, реализуются
различные формы сотрудничества
в целях предупреждения,
выявления и пресечения нарушений
закона. Так, в КарачаевоЧеркесской
Республике сложилась
практика ежеквартального
взаимного информирования и
определения совместных действий
местных администраций и
прокуратуры.
Прокуроры активно участвуют
в правотворческой деятельности
органов местного самоуправления,
в том числе на стадии подготовки
муниципальных правовых
актов, а зачастую выступают инициаторами
их разработки и принятия.
Вместе
с тем результаты осуществления
прокурорами функций
надзора за исполнением органами
местного самоуправления
и их должностными лицами дей*
Выступления
на совещании
24.12.2010 г. Генерального прокурора
РФ и Министра регионального
развития РФ опубликованы в журнале
«Городское управление» ¹1-2011
(прим. ред.).
аслушав выступления Генерального
прокурора Российствующих
на территории Российской
Федерации законов, соблюдением
прав и свобод граждан, а
также соответствием законодательству
издаваемых правовых
актов свидетельствуют о многочисленности
и распространенности
нарушений закона в деятельности
органов местного самоуправления
практически в каждой
из сфер социально-экономической
жизни общества. Выявляются
факты правонарушений и злоупотреблений
при управлении
муниципальной собственностью,
формировании и исполнении
местных бюджетов, установлении
местных налогов и сборов, оказания
услуг в сфере образования,
здравоохранения, культуры,
жилищно-коммунального
комплекса
и в иных областях. В муниципальном
нормотворчестве и
деятельности органов местного
самоуправления распространены
нарушения при применении земельного,
лесного, градостроительного,
природоохранного,
административного
и жилищного
законодательства, законодательства
о местном самоуправлении,
в том числе о муниципальной
службе, регулирующего тарифы в
жилищно-коммунальной сфере, о
размещении муниципальных заказов
на поставку товаров и предоставление
услуг.
Согласно статистическим данным,
за 9 месяцев 2010 г. прокурорами
выявлено почти 720 тыс.
нарушений в деятельности органов
местного самоуправления (в
2009 г. – около 900 тыс. нарушений).
В целях их устранения прокурорами
принесено более 126
тыс. протестов на незаконные
муниципальные правовые акты
(168 тыс.). Руководителям органов
местного самоуправления
внесено около 143 тыс. представлений
(175 тыс.); должностным
лицам объявлено более 21
тыс. предостережений (38 тыс.).
По требованиям прокуроров к
дисциплинарной ответственности
за различные нарушения привлечено
62,5 тыс. работников муниципалитетов
(74,6 тыс.), к административной
ответственности –
около 10 тыс. (около 1,8 тыс.). По
направленным в следственные
органы материалам возбуждено
около 500 уголовных дел (800).
Анализ прокурорской деятельности
показывает, что большинство
установленных нарушений
связано с принятием органами
местного самоуправления незаконных
правовых актов, превышением
компетенции, а также
несвоевременностью приведения
их в соответствие с федеральным
законодательством (республики
Калмыкия, Коми, Чувашская
Республика, Забайкальский край,
Сахалинская, Псковская, Ростовская
области и др.).
Кроме того, во многих субъектах
Российской Федерации не
приняты необходимые муниципальные
нормативные правовые
акты в развитие действующих
Градостроительного и Земельного
кодексов Российской Федерации
(Курганская, Новгородская,
Оренбургская, Томская, Тульская
области и др.).
Повсеместно выявлены факты
нарушения органами местного
самоуправления прав предпринимателей,
в том числе путем
создания различных административных
барьеров, установления
не предусмотренных законом
обязанностей, предоставления
льгот и привилегий отдельным
хозяйствующим субъектам, незаконных
отказов в реализации
прав, истребования излишних
документов, нарушения сроков
при рассмотрении заявлений и
др. (республики Дагестан, Марий
Эл, Приморский край, Ивановская,
Кировская, Орловская, Ульяновская
области и др.).
Причинами подобных просчетов
стали нехватка кадров в органах
местного самоуправления,
Генеральная прокуратура РФ, Министерство регионального развития РФ
97
Стр.1