Институциональные
системы и государство
Опыт истории показывает, что
любая многочисленная группа людей, постоянно проживающая на определенной территории, имеет свод
коллективных правил, а в обществах
более современного типа существует и система институтов, отвечающих за взаимодействие между его
членами, урегулирование конфликтов и вопросы обороны. <...> Скажем, благотворительный фонд – это
не государство, а вот «государство
всеобщего благосостояния» под эту
категорию подпадает. <...> Статья представляет собой доработанный вариант текста лекции, опубликованного Всемирным банком
(Balcerowicz
2003). <...> За отправную точку дискуссии об
оптимальных масштабах деятельности государства можно взять концепцию «минимального государства», принадлежащую Роберту Нозику, – это государство, чьи полномочия ограничиваются «функциями
защиты всех граждан от насилия,
воровства и мошенничества, а также
надзора за соблюдением контрактных обязательств» (Nozick 1974: 26). <...> Существует ли единая для
всех модель оптимального
государства? <...> Зависит ли форма оптимального
государства от характеристик существующих государств или обществ, в
которых они сформировались? <...> К
примеру, должно ли государство в
бедных странах иметь больше (или
меньше) функций, чем в богатых? <...> Влияет ли на оптимальный масштаб
деятельности государства этнический состав населения и связанный
с этим уровень напряженности в
обществе? <...> Другой вопрос звучит так: является ли оптимизация функций государства следствием демократического процесса? <...> Если это так, то
можно предположить, что в некоторых обществах для оптимального
функционирования государства необходим больший упор на перераспределение богатств, пусть даже и в
ущерб экономическому росту, а в
других рост, наоборот, имеет приоритетное значение. <...> Однако оценивать действия государства по принципу «большинство всегда право» –
дело рискованное, поскольку это
подразумевает необходимость соглашаться с любым решением <...>
Навстречу_ограниченному_государству.pdf
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
НАВСТРЕЧУ ОГРАНИЧЕННОМУ
ГОСУДАРСТВУ
Л. Бальцерович
1. Институциональные
системы и государство
Опыт истории показывает, что
любая многочисленная группа людей,
постоянно проживающая на определенной
территории, имеет свод
коллективных правил, а в обществах
более современного типа существует
и система институтов, отвечающих
за взаимодействие между его
членами, урегулирование конфликтов
и вопросы обороны. Некоторые
из подобных институциональных
систем называются «государствами».
Ответ на вопрос о том, какая
группа создала собственно государство,
а какая – «безгосударственную»
институциональную систему,
естественно, зависит от того, что мы
подразумеваем под государством.
Наиболее широкое распространение
получило определение Макса Вебера:
государство существует там,
где есть специальный аппарат, обладающий
монопольным правом
применять силу на данной территории
(Weber 1922: 29-30)1
. Структуры,
не отвечающие этим условиям, государствами
не признаются. Скажем,
благотворительный фонд – это
не государство, а вот «государство
всеобщего благосостояния» под эту
категорию подпадает. В соответствии
с определением Вебера, структуры,
где правящая группа совершает
преступления против других людей,
населяющих ту же территорию,
1 Автор выражает благодарность Симеону
Джанкову, Якубу Карновскому, Ричарду
Мессику, Яцеку Ростовскому, Анджею
Ржонке и Андрею Шлейферу за ценные
замечания и предложения по содержанию
статьи. Статья представляет собой
доработанный вариант текста лекции,
опубликованного Всемирным банком
(Balcerowicz
2003). Впервые:
BalcerowiczL.Toward a Limited State //
Cato Journal. 2004. Vol. 24. ¹3.
* Кревельд несколько сужает определение
Вебера, добавляя еще один критерий:
государство должно иметь собственную
правовую идентичность (Creveld
1999: 1)
2
ГУ ¹7’12
все равно являются государством,
хотя и «хищническим» (как, например,
Республика Заир под властью
Мобу-ту Сесе Секо).
За отправную точку дискуссии об
оптимальных масштабах деятельности
государства можно взять концепцию
«минимального государства»,
принадлежащую Роберту Нозику,
– это государство, чьи полномочия
ограничиваются «функциями
защиты всех граждан от насилия,
воровства и мошенничества, а также
надзора за соблюдением контрактных
обязательств» (Nozick 1974: 26).
2. Существует ли единая для
всех модель оптимального
государства?
Зависит ли форма оптимального
государства от характеристик существующих
государств или обществ, в
которых они сформировались? К
примеру, должно ли государство в
бедных странах иметь больше (или
меньше) функций, чем в богатых?
Влияет ли на оптимальный масштаб
деятельности государства этнический
состав населения и связанный
с этим уровень напряженности в
обществе?
Другой вопрос звучит так: является
ли оптимизация функций государства
следствием демократического
процесса? Если это так, то
можно предположить, что в некоторых
обществах для оптимального
функционирования государства необходим
больший упор на перераспределение
богатств, пусть даже и в
ущерб экономическому росту, а в
других рост, наоборот, имеет приоритетное
значение. Однако оценивать
действия государства по принципу
«большинство всегда право» –
дело рискованное, поскольку это
подразумевает необходимость соглашаться
с любым решением
большинства—в том числе о репрессиях
против меньшинств, экспроприации
богатств или конфискационной
системе налогообложения.
Таким образом, принцип власти
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
Стр.1