ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ОРГАНЫ ВЛАСТИ КАК
УЧРЕДИТЕЛИ, СОЗДАТЕЛИ И
ПОКРОВИТЕЛИ
ПРЕДПРИЯТИЙ И
УЧРЕЖДЕНИЙ: РЕАЛИИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ <...> *Обобщение практики Тульского
УФАС России по обеспечению конкуренции в деятельности органов
власти за прошедший 2011 год показало, что большинство нарушений
ими было совершено «в угоду» своих
муниципальных унитарных предприятий. <...> При этом успешное противостояние с данными нарушениями становится причиной попыток «обхода»
антимонопольного законодательства
путем создания на базе унитарного
предприятия бюджетного учреждения, не осуществляющего деятельность, приносящую доход. <...> Половина дел, рассматриваемых
ФАС России, – это спор антимонопольного ведомства с органами власти. <...> Большая доля подобных дел, рассмотренных Тульским УФАС России,
связана с недопущением, ограничением, устранением конкуренции органами власти посредством института создаваемых ими предприятий и
учреждений. <...> Реалии сложившейся правоприменительной практики показали, что
антиконкурентное
использование
института направлено, во-первых, на
создание для предприятий и учреждений преимущественных условий
деятельности, а во-вторых, на использование его как средства ухода
от необходимости удовлетворения
государственных или муниципальных
нужд посредством размещения го-
*
Алпатова Диана Андреевна, начальник отдела контроля органов власти
Тульского УФАС России. <...> Статьей 8 Федерального закона от
14.11.2002 ¹161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях» определена возможность закрепления за муниципальными унитарными предприятиями
(далее – МУПы) имущества на праве
хозяйственного ведения. <...> Именно в этих нормах и нашли
органы власти Тульской области
«разрешение» на придание «своим»
МУПам «особого правого статуса» и
устранение с рынка иных хозяйствующих субъектов, создание им
дискриминационных и (или) препятствующих их деятельности условий. <...> Например, для получения субсидии на возмещение <...>
Органы_власти_как_учредители,_создатели_и_покровители_предприятий_и_учреждений_реалии_и_перспективы.pdf
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ОРГАНЫ ВЛАСТИ КАК
УЧРЕДИТЕЛИ, СОЗДАТЕЛИ И
ПОКРОВИТЕЛИ
ПРЕДПРИЯТИЙ И
УЧРЕЖДЕНИЙ: РЕАЛИИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Д. Алпатова*
Обобщение практики Тульского
УФАС России по обеспечению конкуренции
в деятельности органов
власти за прошедший 2011 год показало,
что большинство нарушений
ими было совершено «в угоду» своих
муниципальных унитарных предприятий.
При
этом успешное противостояние
с данными нарушениями становится
причиной попыток «обхода»
антимонопольного законодательства
путем создания на базе унитарного
предприятия бюджетного учреждения,
не осуществляющего деятельность,
приносящую доход.
Половина дел, рассматриваемых
ФАС России, – это спор антимонопольного
ведомства с органами власти.
Большая
доля подобных дел, рассмотренных
Тульским УФАС России,
связана с недопущением, ограничением,
устранением конкуренции органами
власти посредством института
создаваемых ими предприятий и
учреждений.
Реалии сложившейся правоприменительной
практики показали, что
антиконкурентное
использование
института направлено, во-первых, на
создание для предприятий и учреждений
преимущественных условий
деятельности, а во-вторых, на использование
его как средства ухода
от необходимости удовлетворения
государственных или муниципальных
нужд посредством размещения го*
Алпатова
Диана Андреевна, начальник
отдела контроля органов власти
Тульского УФАС России.
74
ГУ ¹4’12
сударственного или муниципального
заказа.
Так, частью 4 статьи 51 Закона о
местном самоуправлении установлено
право муниципальных образований
создавать предприятия, необходимые
им для осуществления
полномочий по решению вопросов
местного значения. Статьей
8 Федерального закона от
14.11.2002 ¹161-ФЗ «О государственных
и муниципальных унитарных
предприятиях» определена возможность
закрепления за муниципальными
унитарными предприятиями
(далее – МУПы) имущества на праве
хозяйственного ведения.
Именно в этих нормах и нашли
органы власти Тульской области
«разрешение» на придание «своим»
МУПам «особого правого статуса» и
устранение с рынка иных хозяйствующих
субъектов, создание им
дискриминационных и (или) препятствующих
их деятельности условий.
1. Так, постулатом для местных
властей стало то, что конкурировать
между собой должны все, кроме
МУПа, в связи, с чем очень часто органами
власти предусматриваются
условия для осуществления какойлибо
деятельности, доступа к муниципальным
ресурсам отдельно для
МУПов и всех остальных.
Например, для получения субсидии
на возмещение части затрат,
возникших в результате перевозки
пассажиров и багажа на территории
города Тулы, перевозчикам частной
формы собственности необходимо
участвовать в размещении муниципального
заказа, а МУПу данная субсидия
выделяется просто по факту
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
*
Стр.1