МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРИНЦИП
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ <...> *Анализ особенностей реализации конституционной модели местного самоуправления в современной
Российской Федерации невозможен
в отрыве от анализа концептуальных
идей, лежащих в основе этого института публичной власти. <...> При этом
«самостоятельность» означает не
суверенитет местных социальных
коллективов, а лишь относительную
автономию муниципальной власти в
общей системе публичной власти
Российской Федерации1. <...> Степень и
границы «самостоятельности» могут
быть различными на разных этапах
развития данного явления, однако
сами по себе тенденции расширения
или сужения сферы самостоятельности не могут оцениваться вне их
связи с реальными возможностями
муниципальной власти обеспечить
реализацию каждым членом местного сообщества всего комплекса принадлежащих ему прав и свобод2. <...> Федерализм и местное
самоуправление как институт российского народовластия. <...> Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления и практика его реализации (в
свете решений Конституционного Суда
28
ГУ ¹9’11
Критерий самостоятельности используется законодателем и в легальном определении местного самоуправления. <...> Федеральный закон
от 6 октября 2003 года ¹131-ФЗ
формулирует дефиницию местного
самоуправления как «форму осуществления народом своей власти,
обеспечивающей в пределах установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под
свою ответственность решение населением непосредственно и (или)
через органы местного самоуправления вопросов местного значения
исходя из интересов населения с
учетом исторических и иных местных
традиций». <...> Несмотря на провозглашение в
качестве основной цели преобразования законодательства обеспечение политической и экономической
самостоятельности местного самоуправления, законодатель фактически <...>
Принцип_самостоятельности_местного_самоуправления_в_контексте_современной_муниципальной_реформы.pdf
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРИНЦИП
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
С. Судакова*
*Анализ особенностей реализации
конституционной модели местного
самоуправления в современной
Российской Федерации невозможен
в отрыве от анализа концептуальных
идей, лежащих в основе этого института
публичной власти. «Отправной
точкой» местного самоуправления
является его самостоятельность,
которая может быть рассмотрена
в двух аспектах: как его сущностная
характеристика и как принцип
организации и деятельности.
Самостоятельность является неотъемлемым
качеством подлинного
местного самоуправления. При этом
«самостоятельность» означает не
суверенитет местных социальных
коллективов, а лишь относительную
автономию муниципальной власти в
общей системе публичной власти
Российской Федерации1
. Степень и
границы «самостоятельности» могут
быть различными на разных этапах
развития данного явления, однако
сами по себе тенденции расширения
или сужения сферы самостоятельности
не могут оцениваться вне их
связи с реальными возможностями
муниципальной власти обеспечить
реализацию каждым членом местного
сообщества всего комплекса принадлежащих
ему прав и свобод2
.
*
рантка Воронежского госуниверситета.
1
го народовластия. М., 2005 г. С. 146.
2
Судакова Софья Васильевна, аспиСергеев
А. А. Федерализм и местное
самоуправление как институт российскоМокина
Т. В. Конституционный принцип
самостоятельности местного самоуправления
и практика его реализации (в
свете решений Конституционного Суда
28
ГУ ¹9’11
Критерий самостоятельности используется
законодателем и в легальном
определении местного самоуправления.
Федеральный закон
от 6 октября 2003 года ¹131-ФЗ
формулирует дефиницию местного
самоуправления как «форму осуществления
народом своей власти,
обеспечивающей в пределах установленных
Конституцией РФ, федеральными
законами, законами субъектов
РФ, самостоятельное и под
свою ответственность решение населением
непосредственно и (или)
через органы местного самоуправления
вопросов местного значения
исходя из интересов населения с
учетом исторических и иных местных
традиций».
Несмотря на провозглашение в
качестве основной цели преобразования
законодательства обеспечение
политической и экономической
самостоятельности местного самоуправления,
законодатель фактически
встраивает органы местного самоуправления
в систему государственных
органов, устанавливает полную
финансово-экономическую зависимость
подавляющего большинства
муниципальных образований от
субъектов Российской Федерации и
государства, ужесточает ответственность
местного самоуправления перед
государством.3
РФ): дис… канд. юрид. наук. Ростов-наСм.:
Корсакова С. В. МуниципальноДону.
2005. С. 18.
3
правовая политика в РФ: реализация
принципа самостоятельности местного
самоуправления.
служба: правовые вопросы, 2008. ¹2. /
http://www.consultant.ru
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
// Муниципальная
Стр.1