Мистические переживания
и высшие переживания*
Экспрессивные акты, получившие
название мистических переживаний,
так хорошо описанные Уильямом
Джеймсом, достаточно характерны
для самоактуализированных людей,
хотя и не для всех. <...> Восторг, о котором мы говорили в предыдущем
разделе, иногда бывает настолько
мощным, пронзительным и всеохватывающим, что его можно назвать
мистическим
переживанием. <...> Когда эти
люди рассказывали мне о своих переживаниях, сопровождающих оргазм, у меня поначалу возникало
чувство, что я где-то когда-то слышал нечто подобное. <...> Позже я
вспомнил, где мне приходилось
сталкиваться с очень похожими описаниями – в книгах, описывающих
опыты мистического переживания. <...> И
в том, и в другом случае речь шла о
бескрайних горизонтах, открывающихся взору, о внезапном ощущении
абсолютного всемогущества, а одновременно с тем и полной ничтожности, беспощадной беспомощности, о чувстве экстаза, восторга,
благоговейного трепета, об утрате
ориентации во времени и пространстве, и наконец, о пронзительном
ощущении важности происходящего,
о чувстве духовного перерождения,
личностной трансформации. <...> И те, и
другие переживания порой настолько сильны, что в корне изменяют
жизнь человека. <...> *
Глава 11 книги Абрахама Гарольда
Маслоу «Мотивация и личность». <...> Печатается по
www.psychological.ru
92
ГУ ¹3’11
Однако считаю нужным сразу же
оговориться, что не стоит искать в
этих переживаниях следы божественного промысла или влияние каких-то
сверхъестественных
сил,
пусть даже многие тысячи лет своей
истории человек связывал воедино
мистическое и божественное. <...> Эти
переживания имеют под собой естественную природу, они могут быть
изучены с помощью научных методов, и потому я предлагаю более
нейтральное
определение
им –
«высшие переживания». <...> По мере все более тесного знакомства со своими испытуемыми я
все более утверждался во мнении,
что высшие переживания не обязательно должны быть предельно интенсивными, экстатическими <...>