Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01030307.htm
Веселовский, Александр Николаевич - знаменитый историк литературы (1838-1906), с 1870 г.
профессор Петербургского университета, с 1877 г. академик. Получил первоначальное образование в
Москве, где прошел и университетский курс на словесном факультете, занимаясь, главным образом, под
руководством профессора Буслаева , Бодянского и Кудрявцева . По окончании курса уехал за границу,
сперва в Испанию, где пробыл около года, затем в Германию, где посещал в разных университетах
лекции немецких профессоров по германской и романской филологии (см. отчеты Веселовского о
занятиях во время заграничной командировки за 1862 - 63 годы в "Журнале Министерства Народного
Просвещения", ч. CXVIII - CXXI), в Чехию, и, наконец, в Италию, где пробыл несколько лет и напечатал
свой первый большой труд, по-итальянски, в Болонье ("II paradiso degli Alberti", в "Scelte di curiosita
litterarie", за 1867 - 69 годы). Впоследствии этот труд был переделан автором по-русски ("Вилла
Альберти", новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в
итальянской жизни XIV - XV веков,М., 1870; магистерская диссертация). Предисловие к изданию
текста, впервые разысканного Веселовским, исследование об авторе этого романа и его отношений к
современным литературным течениям, были признаны иностранными учеными (Фел. Либрехт, Гаспари,
Кёртинг и др.) во многих отношениях образцовыми, но самое произведение, приписываемое автором
Джованни де Прато, представляет лишь исторический интерес. Веселовский указал на особое значение,
которое имеет изучение подобных памятников, в связи с вопросом о так называемых переходных
периодах в истории, и высказал еще в 1870 г. ("Московские Университетские Известия", ? 4) свой общий
взгляд на значение итальянского возрождения - взгляд, который поддерживался им и впоследствии, в
статье "Противоречия итальянского возрождения" ("Журнал Министерства Народного Просвещения",
1888), но в более глубокой и вдумчивой формулировке. К той же эпохе возрождения в разных странах
Европы относится ряд очерков, которые печатались преимущественно в "Вестнике Европы": о Данте
(1866), о Джордано Бруно (1871), о Франческо де Барберино и о Боккаччо ("Беседа", 1872), о Рабле
(1878), о Роберте Грине (1879) и др. С диссертацией на степень доктора Веселовский вступил в область
историко-сравнительного изучения общенародных сказаний ("Славянские сказания о Соломоне и
Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине", СПб., 1872), причем в отдельной статье
разъяснил значение историко-сравнительного метода, поборником которого он выступил ("Журнал
Министерства Народного Просвещения", ч. CLII). Отстаивая теорию литературных заимствований
(Бенфей, Дунлоп-Либрехт, Пыпин ), в противоположность прежней школе (Як. Гримм и его
последователи), объяснявшей сходство различных сказаний у индоевропейских народов общностью их
источника в праиндоевропейском предании, Веселовский оттенил важное значение Византии в истории
европейской культуры и указал на ее посредствующую роль между Востоком и Западом. Впоследствии
Веселовский неоднократно возвращался к этому предмету, дополняя и отчасти исправляя высказанные
им раньше предположения. С особой подробностью изучены им циклы сказаний об Александре Великом
("К вопросу об источниках сербской Александрии" - "Из истории романа и повести", 1886), "О троянских
деяниях" (ibid., т. II; там же разбор повестей о Тристане, Бове и Аттиле), "О возвращающемся
императоре" (откровения Мефодия и византийско-германская императорская сага), в ряде очерков под
общим заглавием: "Опыты по истории развития христианских легенд". Исследования Веселовского по
народной словесности, именно по фольклору в тесном смысле слова (сличение сходных поверий,
преданий и обрядов у разных народов), рассеяны в его трудах о памятниках древней письменности и в
его отчетах о новых книгах и журналах по этнографии, народоведению и т. п.; отчеты эти печатались
преимущественно в "Журнале Министерства Народного Просвещения". Веселовский неоднократно
обращался и к рассмотрению вопросов по теории словесности, избирая предметом своих чтений в
университете "Теорию поэтических родов в их историческом развитии". Вопросу о происхождении
лирической поэзии посвящены рецензия Веселовского на "Материалы и исследования П.П. Чубинского",
статья: "История или теория романа?" в "Записках 2-го отделения Академии Наук" (1886). Рассмотрению
различных теорий о происхождении народного эпоса (ср. "Заметки и сомнения о сравнительном
изучении средневекового эпоса", "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868) посвящен
целый ряд исследований. Общие взгляды автора изложены в разных статьях по поводу новых книг:
"Сравнительная мифология и ее метод", по поводу труда де Губернатиса ("Вестник Европы", 1873);
"Новая книга о мифологии", по поводу диссертации Воеводского (ibid., 1882); "Новые исследования о
французском эпосе" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1885). Хотя Веселовский
поставил изучение народного эпоса на почву сравнительного рассмотрения устных и книжных преданий
в разных литературах, но главным объектом своих исследований он избрал русский народный эпос (см.
"Южнорусские былины") и предпринял серию "Разысканий в области русских духовных стихов".
Содержание этих "разысканий" весьма разнообразно; зачастую молитвы духовной народной поэзии
служат лишь поводом для самостоятельных экскурсов в различные области литературы и народной
Стр.1