На правах рукописи
Проходовский Руслан Ярославович
СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ
ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
13.00.04. <...> Спортивная тренировка включает в себя основные
разделы или относительно самостоятельные стороны подготовки: техниче
скую, физическую, тактическую, психологическую, теоретическую и инте
гральную (В.А.Запорожанов, 1988; В.Н.Платонов, 1984, 1997; Л.П.Матвеев,
1977, 1999). <...> В процессе игры в волейбол,
как и в других спортивных играх, постоянно возникает проблема быстрого
реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких
скоростных качеств при выполнении отдельных технических приемов игры,
быстроты ориентировки, необходимости перемещений, атакующих и защит
ных действий в условиях строгого дефицита времени, сложного взаимодей
ствия с партнерами по команде. <...> Кроме того, изменения правил соревнований
по волейболу в 1994 и 1998 г.г. предполагают значительную интенсифика
цию игры. <...> Холодов,
t^])^i^Eh~~~---^
3
Исследованию сторон специальной физической подготовленности во
лейболистов посвящено достаточно много работ (Н.Е.Александрова, 1998,
1999; А.В.Беляев, 1975; Ю.Н.Клещев и др., 1995; Е.В.Фомин, 1979 и др.) <...> Н.И.Волкова (1973), А.А.Гужаловского (1978) приведены данные о силовых
способностях волейболистов. <...> Кроме того, большинство вы
полненных исследований относятся к 70-80 годам прошлого
столетия
(А.В.Беляев, 1975; Ю.Н.Клещев, 1995; А.В.Ивойлов, 1985 и мн. др.) и прово
дились с привлечением контингента взрослых спортсменов высокой квали
фикации, а физическая подготовка юных волейболистов, в основном, опира
лась на решение оздоровительных и общеобразовательных задач, зачастую
без учета специфики соревновательной деятельности и рационального ис
пользования средств и методов тренировки в развитии физических качеств. <...> Объект исследования - соревновательная деятельность и тренировоч
ный процесс юных волейболистов. <...> Предмет исследования - структура физической подготовленности и ме
тодика <...>
Структура_физической_подготовленности_и_развитие_двигательных_способностей_юных_волейболистов..pdf
На правах рукописи
Проходовский Руслан Ярославович
СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ
ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
13.00.04.—Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
Малаховка 2004 г
Стр.1
Работа выполнена в Московской государственной академии физической
культуры.
Научный руководитель
Официальные оппоненты:
Т000005068
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
кандидат педагогических наук,
доцент Бурякин Ф.Г.
доктор педагогических наук,
профессор Тюленьков СЮ.
кандидат педагогических наук,
профессор Черемисин В.П.
Ведущая организация: Педагогический институт физической культуры
Московского государственного педагогического университета
Защита диссертации состоится «
2,0
2004 г.
/
в / Э часов на заседании диссертационного совета К.311.007.01. по присуждению
ученой степени кандидата педагогических наук в Московской государственной
академии физической культуры по адресу: 140032, Московская
область, пос. Малаховка, ул. Шоссейная, д. 33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГАФК.
Автореферат разослан «
» CllClpPfL 2004 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
профессор
Биндусов Е.Е.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Спортивная тренировка включает в себя основные
разделы или относительно самостоятельные стороны подготовки: техническую,
физическую, тактическую, психологическую, теоретическую и интегральную
(В.А.Запорожанов, 1988; В.Н.Платонов, 1984, 1997; Л.П.Матвеев,
1977, 1999).
Такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного
мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования,
систему контроля и управления процессом спортивного
совершенствования. При этом следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности
зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется
ими и, в свою очередь, определяет их уровень (Н.В.Зимкин,1956;
К.И.Магомедов, В.И.Кущ,
1973; В.Н.Платонов,
1987; Ф.П.Суслов,
Ж.С.Холодов, 1997; Дж.Х.Уилмор, Д.Л.Костилл, 1997 и др.).
Проявление отдельных двигательных качеств в волейболе заметно разнообразное,
поэтому развитие и эффективное совершенствование каждого из
них требует должного научного обоснования. В процессе игры в волейбол,
как и в других спортивных играх, постоянно возникает проблема быстрого
реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких
скоростных качеств при выполнении отдельных технических приемов игры,
быстроты ориентировки, необходимости перемещений, атакующих и защитных
действий в условиях строгого дефицита времени, сложного взаимодействия
с партнерами по команде. Кроме того, изменения правил соревнований
по волейболу в 1994 и 1998 г.г. предполагают значительную интенсификацию
игры. Это, в конечном итоге, усложняет процесс специальной физической
подготовки и вызывает необходимость разработки такой методики подготовки,
которая позволила бы спортсмену иметь достаточно высокие показатели
развития профильных-физичееких-качеств и обеспечивать их реализацию
во взаимосвязи с техникой Tt'rpbf'и'ме'жду "Собой (В.Н.Платонов, 1997;
Ф.П.Суслов, Ж-С.Холодов,
t^])^i^Eh~~~---^
3
Стр.3