На правах рукописи
ПОПОВ Григорий Васильевич
КОНЦЕПЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЕ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2004
2
Работа выполнена в Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор
Столяров Владислав Иванович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Виленский Михаил Яковлевич
доктор педагогических наук, профессор
Козырева Ольга Владимировна
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита диссертации состоится "_03_" _февраля_ 2004_ г. в _14.30_ час. на
заседании диссертационного Совета К. <...> 311.003.01 при Российском государст
венном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: г. Мо
сква, Сиреневый бульвар, д. <...> Первая из них состоит в том, что в связи с демократизацией и гуманизаци
ей современного общества предпринимаются попытки переосмыслить цели, за
дачи, содержание, организационные принципы, формы, средства и методы
школьной системы образования, в том числе школьного, определить пути пре
одоления все более ясно обозначившихся в ней кризисных явлений. <...> Решение этой задачи, естественно, не может не затрагивать физкультурно-спортивную работу со школьниками, которая является важным эле
ментом школьной системы образования. <...> Вторая причина состоит в том, что существующая система физкультурноспортивной работы в школах, по общему признанию специалистов, не позволя
ет решить основные задачи, возлагаемые на эту систему, - не обеспечивает
должного уровня здоровья и физического развития школьников, недостаточно
формирует у них потребность в здоровом образе <...>
Концепция_и_педагогические_условия_реализации_гуманистического_подхода_к_физкультурно-спортивной_работе_с_младшими_школьниками..pdf
На правах рукописи
ПОПОВ Григорий Васильевич
КОНЦЕПЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЕ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2004
Стр.1
2
Работа выполнена в Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Столяров Владислав Иванович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Виленский Михаил Яковлевич
доктор педагогических наук, профессор
Козырева Ольга Владимировна
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита диссертации состоится "_03_" _февраля_ 2004_ г. в _14.30_ час. на
заседании диссертационного Совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: г. Москва,
Сиреневый бульвар, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК.
Автореферат разослан "_30_" декабря 2003 г.
Т000004863
Ученый секретарь
диссертационного Совета
.
X&V*>^^1---ЦОБ
по ФКиС
РГАФК
Чеботарева И.В.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Можно выделить как минимум две основные
причины актуальности темы диссертационного исследования.
Первая из них состоит в том, что в связи с демократизацией и гуманизацией
современного общества предпринимаются попытки переосмыслить цели, задачи,
содержание, организационные принципы, формы, средства и методы
школьной системы образования, в том числе школьного, определить пути преодоления
все более ясно обозначившихся в ней кризисных явлений. Одно из
важнейших направлений решения этой проблемы усматривается в гуманизации
образования. Решение этой задачи, естественно, не может не затрагивать физкультурно-спортивную
работу со школьниками, которая является важным элементом
школьной системы образования.
Вторая причина состоит в том, что существующая система физкультурноспортивной
работы в школах, по общему признанию специалистов, не позволяет
решить основные задачи, возлагаемые на эту систему, - не обеспечивает
должного уровня здоровья и физического развития школьников, недостаточно
формирует у них потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании,
интерес к физкультурно-спортивной деятельности, ле позволяет
в полной мере реализовать огромный гуманистический, культурный потенцишт
этой деятельности. С учетом этой ситуации ведется интенсивный поиск новых
направлений физкультурно-спортивной работы в школах, отвечающих требованиям
сегодняшнего дня и способных решить весь комплекс социальнопедагогических
задач, стоящих перед системой школьного образования. При
этом практически общепризнано, что главной парадигмой решения этой проблемы
является гуманистический подход к организации физкультурноспортивной
работы, особенно применительно к детям младшего школьного
возраста. Речь идет лишь о том, чтобы определить педагогические условия, найти
наиболее эффективные формы, средства и методы реализации этого подхода.
Состояние разработки проблемы. Период младшего школьного возраста -
один из наиболее значимых периодов в жизни человека. Этим объясняется огромный
интерес ученых - представителей различных областей науки - психологии,
педагогики, педиатрии, социологии, культурологии, этики, эстетики it
др. - к проблемам развития, социализации и воспитания младших школьников.
Во многих работах дан анализ телесно-физического и психофизиологического
развития [Эльконин, 1974, 1994, 1995; Шевченко, 1987; Фельдштейн,
1996, 1999; Ермакова, 1999; Баландин, 2000; Крайг, 2000 и др.], социализации и
воспитания младших школьников как процесса освоения ими социокультурно
Стр.3