На правах рукописи
ОЛЬХОВА Татьяна Геннадиевна
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
К СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СТУДЕНТОВ
13.00.04 -Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2000
Работа выполнена в Российской государственной академии физиче
ской культуры и Сургутском государственном университете. <...> К чис
лу таких направлений относится спортивно-гуманистическое воспитание
- педагогическая деятельность по формированию у студентов отношения
к спорту, соответствующего идеалам и ценностям i у манизма. <...> В Декларации «Молодые люди и спорт», которая принята на 8-й
Конференции министров спорта европейских стран (Лиссабон, 1995 г.),
подчеркивается, что занятия спортом должны рассматриваться с позиций
гуманизма и терпимости. <...> В соответствии с этим специалисты, органи
зующие эти занятия, должны направлять свои усилия на: развитие у моло
дежи психических и физических качеств; обучение этическим ценностям,
справедливости и дисциплинированности; воспитание уважения к себе и
другим людям, в том числе и к группам меньшинства; обучение терпимо
сти и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обще
стве; воспитание способности самоконтроля и развитие положительных
качеств личности; пропаганду здорового образа жизни.
.. •,
В рамках современной теории и практики спортивно-гуманис шческого воспитания студентов его задачи часто сводят лишь к формированию
знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении. <...> Весьма
ограничен и набор средств, используемых для спортивно-гуманисти
ческого воспитания. <...> Проводятся разрозненные, не связанные межд>
собой акции, имеющие целью сформировать у. студентов гуманистическое
отношение к спорту. <...> В результате этого не достигаются многие важные цели спортивногуманистического воспитания студентов - прежде всего формирование <...>
Интегративный_подход_к_спортивно_-_гуманистическому_воспитанию_студентов..pdf
На правах рукописи
ОЛЬХОВА Татьяна Геннадиевна
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
К СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СТУДЕНТОВ
13.00.04 -Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
Авторефера т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2000
Стр.1
Работа выполнена в Российской государственной академии физической
культуры и Сургутском государственном университете.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор В.И. Столяров
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор М.Я. Виленский
доктор биологических, профессор В.К. Вальсевич
Ведущее учреждение: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры
Зашита диссертации состоится "Q_" QCjCOibhtA^
в чЦ
2000 г.
час. на заседании диссертационного Совета К.046.01.02.
Российской Государственной академии физической культуры по адресу: г.
Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК.
Автореферат' разослан "j2^1" АмЯ£-сУЭс^ 2000 г.
Ученый секретарь
диссертационного Совета,
кандидат педагогических
наук, доцент
И.В.Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследовании. В новых условиях социальноэкономического
и кулыурного развития нашей страны ведется интенсивный
поиск новых направлений физкультурно-сиортивной работы в вузах,
отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить весь
комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед системой высшего
образования и физкультурно-спортивным движением России. К числу
таких направлений относится спортивно-гуманистическое воспитание
- педагогическая деятельность по формированию у студентов отношения
к спорту, соответствующего идеалам и ценностям i у манизма.
В Декларации «Молодые люди и спорт», которая принята на 8-й
Конференции министров спорта европейских стран (Лиссабон, 1995 г.),
подчеркивается, что занятия спортом должны рассматриваться с позиций
гуманизма и терпимости. В соответствии с этим специалисты, организующие
эти занятия, должны направлять свои усилия на: развитие у молодежи
психических и физических качеств; обучение этическим ценностям,
справедливости и дисциплинированности; воспитание уважения к себе и
другим людям, в том числе и к группам меньшинства; обучение терпимости
и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе;
воспитание способности самоконтроля и развитие положительных
качеств личности; пропаганду здорового образа жизни.
.. •,
В рамках современной теории и практики спортивно-гуманис шческого
воспитания студентов его задачи часто сводят лишь к формированию
знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении. Весьма
ограничен и набор средств, используемых для спортивно-гуманистического
воспитания. Нередко ограничиваются лишь информационноразъяснительной
работой. Проводятся разрозненные, не связанные межд>
собой акции, имеющие целью сформировать у. студентов гуманистическое
отношение к спорту.
В результате этого не достигаются многие важные цели спортивногуманистического
воспитания студентов - прежде всего формирование у
них устойчивой ориентации на связанные со спортом духовнонравственные
ценности. В связи с этим актуальным является вопрос о
• более полном, интегративном, комплексном подходе к организации
спортивно-гуманистического воспитания студенческой молодежи.
Степень разработанности проблемы. В работах В.И.Столярова
(1984-2000) дан анализ обшей концепции спортивномуманистического
воспитания, сто взаимоотношения с олимпийским образованием и другими
формами воспитания детей и молодежи. В диссертации
О.И.Самусенкова (1989) рассматриваются проблемы спортивно-гуманистического
воспитания учащихся ДЮСШ. В некоторых публикациях и
диссертациях затрагиваются отдельные аспекты обсуждаемой проблемы •например,
вопросы формирования |цта|!с]свеннш"'0 ^..эстетического отно
Стр.3