На правах рукописи
МИРОШНИКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ
РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ
СПОСОБНОСТИ МАЛЬЧИКОВ 3—6 ЛЕТ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ.
диссертации на соискание ученой степени
.'•'• кандидата педагогических наук
МОСКВА — 2000
Работа выполнена в Российской государственной
физической культуры.
'
академии
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, профессор
ГОНИЯНЦ С. А. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК. <...> Общеизвестно решающее значе
ние дошкольного периода онтогенеза для становления личности ре
бенка, создания предпосылок его гармоничного развития (Б.Г. Анань
ев, 1980; Л.В. Выготский, 1983; М.Л. Гейнисман, 1992; Л.А. Венгер,
1994). <...> Кроме того, в среднем 20% дошкольников имеют низкий уро
вень физического развития (Ю.В. Демьяненко, 1987; Е.Я. Бондаревский, В.В. Мельник, В.М. Поставнев, 1991), а к 7 годам количество де
тей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает
до 25-27% (Н.А. Яблочникова, 1995). <...> ).
Наряду с охраной и укреплением здоровья детей, одной из ос
новных задач физического воспитания является обучение основным
движениям, т.е. формирование жизненно необходимых двигательных
умений и навыков, которые в значительной степени обеспечиваются
двигательно-координационными способностями (ДКС). <...> .
Таким образом, решение проблемы формирования ДКС в до
школьном возрасте является, на наш взгляд, краеугольным камнем в
воспитании гармонично развитой, здоровой и, что не менее важно, хо
рошо подготовленной к школе личности. <...> Несмотря на то, что в последние 20 лет
среди множества публикаций, посвященных физическому воспитанию
дошкольников, появились работы, в которых уделяется определенное
внимание двигательной координации (М.Ю. Кистяковская, 1978; А.Д.
Удалая, 1988; Л.Т. Майорова, 1992; Л.Б. Лагутин, 1997; Л.Д. Хода,
1999), однако, в них исследователи, как правило <...>
Влияние_занятий_различной_направленности_на_двигательно_-_координационные_способности_мальчиков_3_-_6_лет..pdf
На правах рукописи
МИРОШНИКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ
РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ
СПОСОБНОСТИ МАЛЬЧИКОВ 3—6 ЛЕТ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ.
диссертации на соискание ученой степени
.'•'• кандидата педагогических наук
МОСКВА — 2000
Стр.1
Работа выполнена в Российской государственной академии
физической культуры.
'
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, профессор
ГОНИЯНЦ С. А.
Официальные оппоненты:
'
доктор педагогических наук, профессор
ТРАВИН Ю. Г.
доктор педагогических наук, профессор
ЧЕШИХИНА В.-В.
s
Ведущая организация:
Московский педагогический университет
Защита % состоится
заседании диссертационного
х
•/" июня 2000 года в *? часов на
совета K.046.0L02 Российской
государственной академии физической культуры по адресу:
105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК.
Автореферат разослан & , мая 2000 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
ч
кандидат педагогических наук,
доцент
•
*
.
Чеботарева И. В.
/
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Общеизвестно решающее значение
дошкольного периода онтогенеза для становления личности ребенка,
создания предпосылок его гармоничного развития (Б.Г. Ананьев,
1980; Л.В. Выготский, 1983; М.Л. Гейнисман, 1992; Л.А. Венгер,
1994). Не менее известно, что полноценное физическое развитие и
здоровье ребенка — это основа формирования личности (А.В. Запорожец,
1984; Т.И. Осокина, 1997; В.К. Бальсевич, 1998).
Однако последние 10-15 лет именно физическое состояние дошкольников
вызывает большую тревогу ученых и практиков здравоохранения
и образования. Если двадцать пять лет назад рождалось 2025
% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых»
новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного
возраста болеет в течение года более четырех раз (Т.Я. Чертюк, 1988;
З.С. Макарова, 1994; М.Н. Белова, 1996; Б.Н. Капустян и др., 1996).
Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми (М.Д. Маханева,
1999).
Кроме того, в среднем 20% дошкольников имеют низкий уровень
физического развития (Ю.В. Демьяненко, 1987; Е.Я. Бондаревский,
В.В. Мельник, В.М. Поставнев, 1991), а к 7 годам количество детей
имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает
до 25-27% (Н.А. Яблочникова, 1995).
Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на
существование большого количества программ по физическому воспитанию
дошкольников и новых методических разработок (А.В. Кенеман,
1985; Д.В. Хухлаева, 1985; В.Г. Фролов, 1986; Ю.В. Демьяненко,
1987; М.А. Рунова, 1988; В.А. Садовский, 1989; А.Г. Сухарев, 1991;
М.А. Правдин, 1992; Л.Д. Глазырина, 1992; В.А. Шишкина, 1996; А.Б.
Стр.3