На правах рукописи
ДОБРЫНИНА Людмила Александровна
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической
культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Хабаровск 2002
Т000004766
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Работа выполнена в Дальневосточной государственной
академии физической культуры
Научный руководитель - доктор биологических наук,
профессор А.В. Лупандин
Научный консультант кандидат педагогических наук, доцент А.И. Бакшина
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Г.И. Мызан
кандидат педагогических наук, доцент О.С. Шнейдер
Ведущая организация Биробиджанский государственный педагогический институт
Защита состоится « * О» fc *г<//к{ 2002 г. в f3_ часов на заседании
диссертационного совета К 311.004.01 в Дальневосточной государственной
академии физической культуры по адресу: 680028, г. Хабаровск, Амурский
бульвар 1. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточной го
сударственной академии физической культуры. <...> В это число входит более 353
тысяч детей дошкольного возраста. <...> Примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют нарушения
слуха в степени, затрудняющей социальное общение (Б.П. Пузанова, 1998; <...> Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно
без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый
уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер
деятельности глухого ребенка. <...> Многие исследователи отмечают, что практически у всех детей с
нарушениями слуха существуют проблемы формирования двигательных
функций (Г.В. Трофимова, 1979; В.Л. Страковская, 1987; В.А. Кручинин,
1989; Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991; Е.М. Мастюкова, 1997; Л.П. Носкова,
1991; Л.Д. Хода, 1999). <...> У большинства глухих детей школьного возраста прослеживается
недостаточный <...>
Адаптивное_физическое_воспитание_глухих_школьников_на_основе_развития_координационных_способностей..pdf
На правах рукописи
ДОБРЫНИНА Людмила Александровна
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической
культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Хабаровск 2002
Стр.1
Т000004766
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Работа выполнена в Дальневосточной государственной
академии физической культуры
Научный руководитель - доктор биологических наук,
профессор А.В. Лупандин
Научный консультант -
кандидат педагогических наук, доцент А.И. Бакшина
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Г.И. Мызан
кандидат педагогических наук, доцент О.С. Шнейдер
Ведущая организация -
Биробиджанский государственный педагогический институт
Защита состоится « * О» fc *г/к{ 2002 г. в f3_ часов на заседании
диссертационного совета К 311.004.01 в Дальневосточной государственной
академии физической культуры по адресу: 680028, г. Хабаровск, Амурский
бульвар 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточной государственной
академии физической культуры.
Автореферат разослан «&? blC&ttiLs 2002 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
ЛТ/Ьд?*7*9
кандидат педагогических наук, профессор у*
/CS_
5/
^'^' Тютюков
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В настоящее время 1,7 миллионов детей,
проживающих в Российской Федерации, относятся к той категории, которая
имеет ограничения в состоянии здоровья. В это число входит более 353
тысяч детей дошкольного возраста.
Примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют нарушения
слуха в степени, затрудняющей социальное общение (Б.П. Пузанова, 1998;
Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., 2001).
Необходимость создания ранней комплексной помощи детскому
контингенту с отклонениями в развитии определяется социальноэкономическими
условиями современной жизни, политикой государства по
отношению к проблемным детям.
Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно
без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый
уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер
деятельности глухого ребенка.
Многие исследователи отмечают, что практически у всех детей с
нарушениями слуха существуют проблемы формирования двигательных
функций (Г.В. Трофимова, 1979; В.Л. Страковская, 1987; В.А. Кручинин,
1989; Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991; Е.М. Мастюкова, 1997; Л.П. Носкова,
1991; Л.Д. Хода, 1999).
У большинства глухих детей школьного возраста прослеживается
недостаточный уровень сформированности координационных способностей,
лежащих в основе их бытовых, двигательных навыков и умений. В связи, с
этим коррекция и развитие координационных способностей у данной
категории детей имеет большое значение для их адаптации и реализации в
обществе (А.А. Коржова, 1993; Л.Г. Харитонова, 1995; Л.В. Илюшкина, 1996;
И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова, 2000).
Вместе с тем, вопросы" по "бсъбенностям формирования различных
проявлений координационных' хпоЪобностсгй f глухих детей дошкольного
Стр.3