№f
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
на соискание ученой степени доктора педагогических наук
ОМСК-2001
Работа выполнена в Сибирской государственной академии физической культуры
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор <...> А.Г.Карпеев
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор В.А.Аикин
доктор педагогических наук,
профессор В.М.Шулятьев
доктор медицинских наук,
профессор А.Г.Щедрина
Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная академия
физической культуры им. <...> П.Ф.Лесгафта
Защита состоится «<£¥_» с£С*ЖГд 2001 г. в '
часов на заседании диссерта
ционного совета Д 046.06.01 в Сибирской государственной академии физической
культуры по адресу: 644009, г.Омск, ул. <...> Масленникова, 144
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирской государст
венной академии физической культуры
Т000004915
Автореферат разослан « М> » gu£f. <...> В связи с этим актуальность решения проблем коррекционновоспитательной работы с аномальными детьми приобретает огромное значение. <...> Перед специальными школами и перед обществом в целом стоят важные и от
ветственные задачи - обеспечить в процессе обучения и воспитания всесторон
нее развитие каждого ребенка, целью которого является социальная адаптация и
интеграция аномальных детей в современных условиях. <...> .
Дети с различными аномалиями в развитии (с нарушениями речи, зрения,
слуха, интеллекта) в силу наличия основного дефекта и вторичных двигательных
нарушений ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько
нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья <...>
Теоретические_и_методологические_основы_совершенствования_базовых_координационных_способностей_школьников_с_различным_состоянием_здоровья..pdf
№f
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
на соискание ученой степени доктора педагогических наук
ОМСК-2001
Стр.1
Работа выполнена в Сибирской государственной академии физической культуры
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
А.Г.Карпеев
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор В.А.Аикин
доктор педагогических наук,
профессор В.М.Шулятьев
доктор медицинских наук,
профессор А.Г.Щедрина
Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная академия
физической культуры им.П.Ф.Лесгафта
Защита состоится «<£¥_» с£С*ЖГд 2001 г. в ' часов на заседании диссертационного
совета Д 046.06.01 в Сибирской государственной академии физической
культуры по адресу: 644009, г.Омск, ул.Масленникова, 144
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирской государственной
академии физической культуры
Автореферат разослан « М> » gu£f. 2001 г.
Т00000491 5
Ч ° Б " ° ®* и с
III!
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, профессор С /t->—C^ В.Н.Попков
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования. По данным мировой и отечественной статистики
число детей, имеющих различные нарушения развития, с каждым годом
увеличивается. В связи с этим актуальность решения проблем коррекционновоспитательной
работы с аномальными детьми приобретает огромное значение.
Перед специальными школами и перед обществом в целом стоят важные и ответственные
задачи - обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее
развитие каждого ребенка, целью которого является социальная адаптация и
интеграция аномальных детей в современных условиях. Проблема здоровья при
этом выходит на первый план (Т.А.Власова, М.С. Певзнер, 1973; В.В. Воронкова,
1994; B.C. Дмитриев, А.В. Сахно, 1993; Н.В.Астафьев, В.И.Михалев, 1996 и др.).
От здоровья каждого человека зависит полноценность нашего общества.
Неотъемлемым компонентом при заботе о здоровье является адекватная двигательная
активность. Движение является одним из главных условий существования
живого мира и прогресса в его эволюции. Если ребенок ограничен в этой естественной
потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое
значение. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и
морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни
(Н.А.Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991; В.К.Бальсевич, 1989 и др.).
Дети с различными аномалиями в развитии (с нарушениями речи, зрения,
слуха, интеллекта) в силу наличия основного дефекта и вторичных двигательных
нарушений ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько
нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Для
специалистов, работающих в специализированных школах, на первый план выходит
повышение оздоровительной и коррекционной роли физического воспитания
(А.А. Дмитриев, 1987; Н.П.Вайзман, 1996 и др.).
Двигательные нарушения детей, имеющих различные аномалии развития,
лежат в большинстве своем в сфере координационных проявлений. У данной категории
детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных
движений, понижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность
к ритмизации и дифференцировааиюхиловых, временных и пространст
Стр.3