На правах рукописи
Беринская Инна Владимировна
Педагогические основы использования
национального компонента содержания образования
в процессе подготовки учителя
Специальность 13.00.01 — Общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2000
Работа выполнена в Иркутском государственном педагогическом
университете
Научный руководитель
кандидат педагогических наук,
профессор Л.А. Иванова
Официальные оппоненты
• доктор психологических наук,
профессор А.Д. Карнышев
кандидат пе/ логических наук,
доцент Ю.П. Атутов
Ведущая организация — Забайкальский государственный педагогический
университет г. Чита
Защита состоится 21 декабря 2000 года в
диссертационного
совета <...> Духовное возрождение России закономерно тре
бует восстановления традиционной культуры русского народа, которая на
протяжении нескольких столетий отражала и утверждала в нем соборность,
религиозность, трудолюбие, доброту, сострадание и другие нравственные ка
чества. <...> Сегодня, к сожалению, богатые народные традиции оказались забыты
ми и невостребованными педагогической наукой и практикой. <...> В результате —
у части молодежи сформировалась социальная апатия, антипатриотизм, жес
токость, этнически нивелированное сознание, что грозит народу потерей на
циональной самобытности. <...> В
этих условиях необходим поиск новых подходов, которые позволят сохра
нить преемственность в трансляции культуры. <...> Практически основным социальным институтом, способствующим со
хранению богатейшего опыта отечественной культуры, является образование
в целом и школа, в частности, поскольку именно образование позволяет осу
ществлять адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс
воспроизводства социального опыта, закреплять в общественном сознании и
практике новые ориентиры общества и личности. <...> Гармоническое восприятие национальной
культуры базируется на целостных представлениях <...>
Педагогические_основы_использования_национального_компонента_содержания_образования_в_процессе_подготовки_учителя..pdf
На правах рукописи
Беринская Инна Владимировна
Педагогические основы использования
национального компонента содержания образования
в процессе подготовки учителя
Специальность 13.00.01 — Общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2000
Стр.1
Работа выполнена в Иркутском государственном педагогическом
университете
Научный руководитель
кандидат педагогических наук,
профессор Л.А. Иванова
Официальные оппоненты
• доктор психологических наук,
профессор А.Д. Карнышев
кандидат пе/ логических наук,
доцент Ю.П. Атутов
Ведущая организация — Забайкальский государственный педагогический
университет г. Чита
Защита состоится 21 декабря 2000 года в
диссертационного совета К. 113.36.03 при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
часов на заседании
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГУ.
Автореферат разослан « / У »/z£j£^:'/U£,
2000 г.
Ученный секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук
^ЛС$&^*&/?~
Т000004613
ЦОБ по ФКиС
РГАЛ К
Моргунова И.Г
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. На современном этапе, в условиях коренного
обновления содержания образования, тенденция интеллектуального и духовного
возрождения общества стала ведущей в осуществлении реформы
высшей и средней школы. Духовное возрождение России закономерно требует
восстановления традиционной культуры русского народа, которая на
протяжении нескольких столетий отражала и утверждала в нем соборность,
религиозность, трудолюбие, доброту, сострадание и другие нравственные качества.
Сегодня,
к сожалению, богатые народные традиции оказались забытыми
и невостребованными педагогической наукой и практикой. В результате —
у части молодежи сформировалась социальная апатия, антипатриотизм, жестокость,
этнически нивелированное сознание, что грозит народу потерей национальной
самобытности.
В последние годы произошли кардинальные изменения в социальнополитической,
экономической жизни общества. Государственная политика,
направленная на усиление хозяйственной самостоятельности, передача части
функций управления на региональный, муниципальный и школьный уровни
усиливает задачу сохранения и развития как культурной самобытности регионов,
так и единого культурно-образовательного пространства России. В
этих условиях необходим поиск новых подходов, которые позволят сохранить
преемственность в трансляции культуры.
Практически основным социальным институтом, способствующим сохранению
богатейшего опыта отечественной культуры, является образование
в целом и школа, в частности, поскольку именно образование позволяет осуществлять
адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс
воспроизводства социального опыта, закреплять в общественном сознании и
практике новые ориентиры общества и личности.
Успех совершенствования системы образования невозможен без понимания
того, что становление индивидуального сознания человека происходит
Стр.3