043.3
Бабанкова Инна Константиновна
ЛОНГИТУДИНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Минск 2002
Работа выполнена в Белорусской государственной академии физиче
ской культуры
Научный руководитель
Безносиков ЕЛ. кандидат педагогиче
ских наук, доцент
Официальные оппоненты
Гужаловский А.А., доктор педагогиче
ских наук, профессор (профессор кафед
ры теории и методики физического вос
питания и спорта БГАФК)
Лосева И.И., кандидат педагогических
наук, доцент (доцент кафедры физиче
ской культуры Академии управления при
Президенте РБ)
Оппонирующая организация —
Белорусский государственный педагоги
ческий университет им. <...> Дошкольный возраст — это наибо
лее ответственный период жизни человека в формировании физического
здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование,
укрепление и сохранение в будущем. <...> Физическое воспитание в детском саду предусматривает укрепление
здоровья ребенка, содействие полноценному физическому развитию, по
вышение его физической и двигательной подготовленности. <...> Важным во
просом физического воспитания дошкольников является использование
эффективной методики проведения физкультурных занятий в детских садах. <...> Это требование усугубляется тем, что практическая и методическая
подготовленность по вопросам физического воспитания воспитателей дошкольных учреждений в настоящее время остается неудовлетворительной
[М.А.Рунова, 2000; Э.Я.Степаненкова, 2001]. <...> В результате они не могут
правильно выполнить упражнения и обучить детей основным двигатель
ным умениям и навыкам, плохо владеют физкультурной терминологией,
нерационально дозируют нагрузки, неэффективно используют <...>
Лонгитудиальный_эффект_использования_различных_методических_подходов_к_организации_физкультурных_занятий_с_дошкольниками..pdf
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 373.21.037. (476) 043.3
Бабанкова Инна Константиновна
ЛОНГИТУДИНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Минск 2002
Стр.1
Работа выполнена в Белорусской государственной академии физической
культуры
Научный руководитель
Безносиков ЕЛ. кандидат педагогических
наук, доцент
Официальные оппоненты
Гужаловский А.А., доктор педагогических
наук, профессор (профессор кафедры
теории и методики физического воспитания
и спорта БГАФК)
Лосева И.И., кандидат педагогических
наук, доцент (доцент кафедры физической
культуры Академии управления при
Президенте РБ)
Оппонирующая организация —
Белорусский государственный педагогический
университет им. М.Танка (кафедра
физического воспитания и спорта)
Защита состоится 28 мая 2002 года в 15.00 часов на заседании совета
по защите диссертаций Д 23.01.01 при Белорусской государственной академии
физической культуры (220020, г.Минск, проспект Машерова, 105,
тел. 250-63-62).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусской государственной
академии физической культуры.
Автореферат разослан 27 апреля 2002 г.
Учёный секретарь совета
по защите диссертаций
цОБ по ФКИС
Р Г А Ф к
Т.Д.Полякова
Стр.2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации. Дошкольный возраст — это наиболее
ответственный период жизни человека в формировании физического
здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование,
укрепление и сохранение в будущем. Известно, что здоровье ребенка формируется
и определяется всей совокупностью социальных, экономических,
природных и генетических факторов. Сложные условия социальноэкономического
развития в Республике Беларусь, отягощенные экологической
обстановкой, выдвигают в числе первостепенных задач проблему сохранения
здоровья детей, так как более 2,2 миллионов человек в той или
иной степени испытали последствия Чернобыльской катастрофы
[Л.В.Карманова, В.Н.Шебеко, Т.Ю.Логвина, 1992; Н.ТЛебедева, 1993].
Физическое воспитание в детском саду предусматривает укрепление
^
сь\ч
Х5а
здоровья ребенка, содействие полноценному физическому развитию, повышение
его физической и двигательной подготовленности. Важным вопросом
физического воспитания дошкольников является использование
эффективной методики проведения физкультурных занятий в детских садах.
Это требование усугубляется тем, что практическая и методическая
подготовленность по вопросам физического воспитания воспитателей дошкольных
учреждений в настоящее время остается неудовлетворительной
[М.А.Рунова, 2000; Э.Я.Степаненкова, 2001]. В результате они не могут
правильно выполнить упражнения и обучить детей основным двигательным
умениям и навыкам, плохо владеют физкультурной терминологией,
нерационально дозируют нагрузки, неэффективно используют имеющийся
инвентарь и оборудование.
С другой стороны существующее программно-методическое обеспечение
физического воспитания дошкольников ориентируется на подходы,
характеризующиеся использованием традиционных средств и преимущественно
регламентированных методов, не учитывающих психических и
физических особенностей детей дошкольного возраста [Е.А.Панько, 2000].
В связи с этим, изучение сравнительной эффективности применения
различных организационно-методических подходов (регламентированного,
игрового, соревновательного, комплексного) в обязательных физкультурных
занятиях с дошкольниками различного возраста (младший, средний,
старший) представляется актуальным, отвечающим требованиям реформирования
дошкольного воспитания в Республике Беларусь.
Связь работы с крупными научными программами, темами. Работа
выполнена в соответствии со Сводным планом НИР Академии физического
воспитания и спорта на 1996-2000 гг. по теме 34.1. "Изучение влияния занятий
ритмической гимнастишйГ'
йг Щэаожрц и£,/спортивно-художественным
РГАФИ
"*"*"
Стр.3