4W
На правах рукописи
Амагаева Лилия Александровна
Педагогические основы
самоопределения школьников на профессию учителя
(на примере школ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа)
специальность 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики
и образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2002
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель:
член-корреспондент СО АН ВШ
доктор педагогических наук,
профессор М.Н. Очиров
Научный консультант:
кандидат физико-математических
наук, доцент В.В. Кибирев
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Г.Я. Галимов
кандидат педагогических наук,
доцент Т.М. Мамунова
Ведущая организация: Иркутский институт повышения
работников образования
квалификации
Защита состоится 22 февраля 2002 года в 10 часов на заседании
диссертационного совета Д 212.022.02 при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. <...> Гуманизация образования, изменение
ориентиров педагогической деятельности, личностно-ориентированный подход
в обучении, внедрение инновационных процессов в практику учебных
заведений выдвигают в ряд наиболее важных проблему профессионального
отбора будущих педагогов, их самоопределения на профессию учителя. <...> Профессиональная ориентация, выбор профессии, выбор конкретного,,
вида деятельности - проблема вечная, она существует столько же, сколько
существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не
уходило от вопроса
«кем
быть?» и решало
свое
профессиональное
самоопределение на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами. <...> Процесс
профессионального
сознательного,
целеустремленного
учащегося
целью
с
самоопределения
воздействия
формирования
школы
личности
как
и
результат
общества . на-
молодого. i;труженика
рассматривали М.С. Валитов, Е. <...> ;
С.Г. Дугаров, Н.К. Елаев, И.С. Кон, Е.А. Климов, П.А. Шавир и др.
•-, ,
Основной <...>
Педагогические_основы_самоопределения_школьников_на_профессию_учителя_на_примере_школ_Усть-Ордынского__Бурятского_автономного_округа..pdf
4W
На правах рукописи
Амагаева Лилия Александровна
Педагогические основы
самоопределения школьников на профессию учителя
(на примере школ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа)
специальность 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики
и образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2002
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете
Научный руководитель:
Научный консультант:
Официальные оппоненты:
член-корреспондент СО АН ВШ
доктор педагогических наук,
профессор М.Н. Очиров
кандидат физико-математических
наук, доцент В.В. Кибирев
доктор педагогических наук,
профессор Г.Я. Галимов
кандидат педагогических наук,
доцент Т.М. Мамунова
Ведущая организация: Иркутский институт повышения квалификации
работников образования
Защита состоится 22 февраля 2002 года в 10 часов на заседании
диссертационного совета Д 212.022.02 при Бурятском государственном
университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а»
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета
Автореферат разослан 22 января 2002 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
Т000004758
ЦОБ по ФКиС
РГАСЬК
Yi/И.Г.
Моргунова
Стр.2
3
Актуальность исследования. Гуманизация образования, изменение
ориентиров педагогической деятельности, личностно-ориентированный подход
в обучении, внедрение инновационных процессов в практику учебных
заведений выдвигают в ряд наиболее важных проблему профессионального
отбора будущих педагогов, их самоопределения на профессию учителя.
Профессиональная ориентация, выбор профессии, выбор конкретного,,
вида деятельности - проблема вечная, она существует столько же, сколько
существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не
уходило от вопроса «кем быть?» и решало свое профессиональное
самоопределение на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.
Процесс
профессионального
самоопределения
как
результат
сознательного, целеустремленного воздействия школы и общества . научащегося
с
целью формирования личности молодого. i;труженика
рассматривали М.С. Валитов, Е.И Головаха, А.Е. Голомшток, Ю.И. Зайденберг,.,
Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.К, Платонов и .многие др. Проблему, выбора
профессии,
психологические
закономерности _ . личностного
•-, ,
профессионального самоопределения изучали Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург,.;
С.Г. Дугаров, Н.К. Елаев, И.С. Кон, Е.А. Климов, П.А. Шавир и др.
Основной црлью, традиционной системы профориентации являлось
«производство» (в советской интерпретации - формирование) содеадънал...
адаптированной личности, конформной, законопослушной, способной. занять
соответствующую социальную нишу и продуктивно исполнять возложенные на
нее обязанности. Сознательный выбор профессии характеризовался тем, что
позиция самой-личности должна бьша быть .согласована с целями и задачами
общества; Свобода выбора трактовалась как осознанная необходимость и
ограничивалась абсолютной и дополнительной потребностью в кадрах, рабочей
силе:'В то же время, сложившаяся профориентационная..системау реализуя
такие фундаментальные
как целенаправленность,
„5и,.
Стр.3