Е. Баратынский
История кокетства
Русские альманахи: Страницы прозы / Сост. и автор примечаний В. И. Коровин.-- М.:
Современник, 1989 (Классическая библиотека "Современника")
OCR Бычков М. Н.
Венера почитается матерью богини кокетства. Отцом ее называют и Меркурия, и Аполлона, и
Марса, и даже Вулкана. Говорят, что, перед ее рождением, непостоянная Киприда была в равно короткой
связи со всеми ими и, разрешившись от бремени, каждого поздравила на ухо счастливым отцом
новорожденной богини.
Малютка в самом деле с каждым имела некоторое сходство. Вообще была она подобием своей
матери; но в глазах ея, несмотря на их нежность и томность, было что-то лукавое, принадлежащее
Меркурию. Тонким вкусом и живым воображением казалась она обязанною Аполлону; Марсу нравились
ее свободные движения, доказывающие, по словам его, что отец ее был человек военный; добрый же
Вулкан не обнаруживал своих замечаний, но ласкал малютку с истинно родительскою нежностию.
Все они имели одинаков право принимать некоторое участие в будущей судьбе новой богини, с
равным усердием старались о ее воспитании. Жители Олимпа удивлялись быстрым ее успехам и
превозносили необыкновенные ее дарования. Одна Паллада усмехалась им подозрительно; да иногда
Амур поглядывал на молодую богиню с видом беспокойства и недоверчивости.
Многие недостатки были в ней заметны, особенно непомерное тщеславие. Она более любила
выказывать свои знания, нежели любила самыя науки; в угодительном ее обхождении с богами было
более желания казаться любезною, нежели истинного благонравия. Ко всему имела она некоторое
расположение, ни к чему настоящей склонности, и потому никем и ничем не могла заниматься долго.
Непостоянство ее, может быть, происходило от ее генеалогии; но усовершенствовалось своевольным ее
воспитанием. "Наставники ее недальновидны",-- говорила иногда Паллада (которая кстати и некстати
любила-таки похвастать своим глубокомыслием и мерною прозою произносить торжественный
изречения),-- наставники ее недальновидны: поверхностное обо всем понятие составит удивительный хаос
в голове ее. Они стараются усовершенствовать ее дарования, образовать вкус и развить воображение; но
некому просветить ее разума и наставить сердца. По-моему, она не доставит особенной чести Олимпу".
Давно уже достигнув совершеннолетия, пресытясь однообразными похвалами богов ее
остроумию, красоте и любезности, может быть, несколько завидуя грациям, помраченным ею сначала, но
которым мало-помалу стали отдавать справедливость,-- новая богиня упала к ногам Юпитера и выпросила
себе дозволение переселиться на землю.
В последний день ее пребывания на Олимпе пригласила она богов на прощальное пиршество.
Приветливость ее при угощении, соединенная с некоторою задумчивостию, тронула бессмертных: все
оставили ее с некоторою грустию; правда, каждому из них дала она почувствовать, что одна разлука с ним
заставляет ее жалеть об Олимпе.
Богиня сначала поселилась в Греции; однако ж не имела в ней храмов. Народы, принявшие ее за
любезность ее, поздно заметили свою ошибку и стали подозревать существование новой богини. В
обхождении некоторых прелестниц, в блестящих, но неосновательных сочинениях многих софистов
ощутительно стало ее влияние. Раздоры, возгоревшиеся между наследниками Александра Македонского;
раздоры, наполнившие Грецию ужасом и кровию, отвлекли их внимание и самую богиню принудили
искать другого убежища: она переселилась в Рим.
Худо ее приняли в Риме. Изнеженность ее нрава и слишком вольное обращение не полюбились
строгим республиканцам. При триумвирах было ей лучше, но немногим: буйный разврат столько же
противоречил ее свойству, сколько чрезмерно строгие обычаи.
Дикие племена, завоевавшие Рим, изгнали ее из сей столицы вселенной. Здесь история ее
становится темною: иные говорят, что, до самого ее возвращения в Европу, странствовала она по Азии и
Африке; другие, что она провела это время в уединении, придумывая способы для будущего своего
величия.
Как бы то ни было, но в XVIII веке торжественно явилась она в Италии и во Франции с молодою
прелестною дочерью, не уступающею своей матери в непостоянстве, своенравии и проворстве: дочь сия
была -- Мода. Подобно Юпитеру, отцу Паллады, богиня зачала ее в голове своей и так же счастливо
Стр.1