Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №7 2012 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212597
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2012 .— №7 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212597 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О месте тестирования как инструмента оценки знаний в вузе ............... 113 АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО <...> На российскую систему высшего обраH зования влияют как глобальные, так и лоH кальные тенденции. <...> Что же такого особенного случилось в мире, что поставило вопрос о необходимости быстH рого и серьезного реформирования обраH зования? <...> Средневековый Ренессанс или индустриальная революция – явления сопоставимого масштаба изменений – проH исходили в течение столетий, а сегодняшH няя цифровая революция происходит за несколько лет. <...> В 80Hе годы XX в. явно обоH значился переход развитых стран к стадии, когда главной производительной силой выH ступили наука и новые технологии. <...> Типичный выпускник вуза, скорее всего, будет менять професH сиональную область деятельности нескольH ко раз в течение жизни и, в частности, заH ниматься тем, что сейчас еще просто не приH думано. <...> Высшее обH разование перестает выполнять функцию «социального лифта» для какойHто части 4 Высшее образование в России • № 7, 2012 населения, а становится непременным усH ловием существования практически всех при высокотехнологичном укладе жизни. <...> Современная Россия тоже в полной мере столкнулась с «массовизацией» высH шего образования, когда практически кажH дый выпускник школы устремился в вуз и считает наличие диплома о высшем образоH вании необходимым условием выхода на рынок труда. <...> Даже если сократить предложение вдвоеHвтрое путем уменьшения количества вузов, как это предH лагается сделать в ближайшем будущем, при сырьевой ориентации экономики структура спроса (а следовательно, и предH ложения) изменится мало. <...> Для решения этой проH блемы пришлось прибегнуть к обычным системным мерам по обеспечению качества массового продукта: разработке стандарH тов, созданию структур, занимающихся надзором за соответствием этим стандарH там. <...> Сегодня именно университеты должH ны стать основными элементами экономиH ки знаний, т.е. местом их генерации, трансH фера и подготовки <...>
Высшее_образование_в_России_№7_2012.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. Российское высшее образование: о вызовах и рисках ................................................................................................................... 3 И.Д. СТОЛБОВА. Организация предметного обучения: компетентностный подход .................................................................................................................... 10 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Х.Г. ТХАГАПСОЕВ. На путях в миражи? (К современным стратегиям развития образования в России) ....................................................................... 21 Н.Ф. ГОЛОВАНОВА. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования ............................................................... 29 КРУГЛЫЙ СТОЛ Идея университета: вызовы современной эпохи ....................................35 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Региональный многопрофильный университет: стратегия инновацион ного развития (Интервью с ректором ОГУ В.П. Ковалевским) ................. 64 Т.П. ПЕТУХОВА, А.В. КОВАЛЕВ, И.Д. БЕЛОНОВСКАЯ. О проектировании профессиональных образовательных программ в системе «колледж – университет» ........................................................................................................ 72 А.Д. ПРОСКУРИН, Г.В. КАРПОВА, Ю.Н. НИКУЛИНА. Социальное партнерство университета и предприятий региона .............................................................. 78 В.В. БЫКОВСКИЙ. Обеспечение комплексной безопасности университета ... 83 Г.А. МЕЛЕКЕСОВ, Г.П. ШОЛОХОВА, С.Е. КРЫЛОВА. Кластерный подход в развитии регионального вуза .......................................................................... 88 Т.А. НОСОВА. Организация воспитательной работы вуза в контексте ФГОС ВПО............................................................................................................ 92 В.А. АНИЩЕНКО, Н.В. КОНДРАТЬЕВА. Опыт концентрации науки и производства в вузе .......................................................................................... 98
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова Ответственный секретарь: Л. Ю. Одинокова Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Давыдова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201 Тел./факс: (495) 6089304 email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 25.06.2012 Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз. Отпечатано в типографии ППП «Типография “Наука”». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ К.В. АНТИПОВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ Г.С. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ М.Г. ПЛЕМЕНЮК. Преподавание культурологии в высшей школе: конструктивистский подход..... 103 Е.Г. ГУЦУ. Диагностика деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза......................................................................... 107 М.Ю. ПРАХОВА, Г.Ю. КОЛОВЕРТНОВ, Э.А.ШАЛОВНИКОВ. О месте тестирования как инструмента оценки знаний в вузе............... 113 АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО А.М. ПЕРЛОВ. Полемика об обучении научной работе: презумпции и перспективы .................... 117 Б.Е. СТЕПАНОВ. Еще раз об «академическом письме»: критика академической критики ........ 130 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Т.Б. ПАНКРАТОВА, М.П. ПАЛЬЯНОВ, А.Р. ДЕМЧЕНКО, В.И. ЛЕБЕДЕВ. Сетевое взаимодействие вузов и служб занятости ................................................... 139 Е.Ю. НОВИКОВА. Оценка студентами значимости общекультурных компетенций (анализ результатов опроса) ............................................ 148 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА В.В. НАУМКИНА. Мобильность студентов в условиях реализации ФГОС ................................................. 152 П.И. ГРЕБЕННИКОВ. Инверсия успеваемости ........ 154 Е.В. КУЦ. К вопросу о высокотехнологичной среде образовательного учреждения ........................... 156 Наши авторы.................................................... 160 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Е.Н. ИВАХНЕНКО Н.С. КИРАБАЕВ В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Н.И. МАКСИМОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, профессор, ректор Тверской государственный университет Российское высшее образование: о вызовах и рисках В статье рассмотрены основные угрозы и риски, встающие перед системой рос сийского высшего профессионального образования в краткосрочной и среднесрочной перспективе, и некоторые пути их смягчения. Ключевые слова: массовизация образования, образовательная парадигма, качество образования, нормативноподушевое финансирование. Большая и сложная система российско го высшего образования находится на эта пе серьезных перемен, вызванных, с одной стороны, кардинальными изменениями в граничных условиях, с другой – серьезны ми противоречиями во внутренней струк туре системы. Чтобы взглянуть на некото рые угрозы и риски, возникающие в связи с этими переменами, предлагаю, вспомнив великого Пушкина, немного погрузиться во «тьму низких истин», оставив милый наше му сердцу «нас возвышающий обман» в стороне. Может быть, это чутьчуть помо жет в дальнейшем. На российскую систему высшего обра зования влияют как глобальные, так и ло кальные тенденции. Глобальные изменения заставляют ломать голову всю мировую систему образования. Так же, как и нас, – только с разными результатами. Что же такого особенного случилось в мире, что поставило вопрос о необходимости быст рого и серьезного реформирования обра зования? В конце XX – начале XXI вв. произошла грандиозная технологическая революция. Особенность нынешних изменений состо ит в их скорости. Средневековый Ренессанс или индустриальная революция – явления сопоставимого масштаба изменений – про исходили в течение столетий, а сегодняш няя цифровая революция происходит за несколько лет. В 80е годы XX в. явно обо значился переход развитых стран к стадии, когда главной производительной силой вы ступили наука и новые технологии. Высшее образование стало массовым. Соответ ственно, возникло понятие «общество, ос нованное на знаниях». Новые идеи и кон цепции возникают с всё возрастающей ско ростью. Во многих областях объем знаний удваивается каждые несколько лет. В не которых областях знания, которые полу чает студент, устаревают еще до окончания им университета! Типичный выпускник вуза, скорее всего, будет менять профес сиональную область деятельности несколь ко раз в течение жизни и, в частности, за ниматься тем, что сейчас еще просто не при думано. Университетское образование те перь является лишь первой ступенькой в процессе образования в течение всей жиз ни. Целью образования становится выра ботка у обучающегося междисциплинарно го критического мышления, приспосабли вающегося к требованиям научнотехни ческого прогресса, задачей – «научить учиться» в течение всей жизни. Иначе го воря – дать начальный импульс и научить самого студента «догонять» стремительно «убегающую» технологическую организа цию жизни. Эта идея является одним из главных приводных ремней в реформиро вании образовательных систем. Высшее об разование перестает выполнять функцию «социального лифта» для какойто части
Стр.3