www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Поэтому проблемы со6
временного отечественного образова6
ния связаны отнюдь не только с соци6
ально6экономическими трудностями
последних десятилетий, не только с
недостаточным финансированием, но
и с фундаментальным несоответстви6
ем структуры реализуемых образова6
тельных программ актуальным по6
требностям общества и экономики. <...> Программные меры по модерниза6
ции отечественного высшего образо6
Практика модернизации
вания были определены еще в Концеп6
ции модернизации российского обра6
зования, утвержденной в декабре
2001 г. [2]. <...> Осуществляемая сегодня в ПТУ и
техникумах профессиональная подго6
товка технических специалистов, гото6
вых к эксплуатации наукоемкой техни6
ки, не удовлетворяет работодателей. <...> Итак, главным отличием новой мо6
дели от прежней является концепция
образования человека в течение всей
Практика модернизации
жизни. <...> Доля преподавате6
лей высшей школы, вовлеченных в на6
учные исследования, возрастет с 16%
в 2007 г. до 35% в 2015 г. и 42% – в 2020 г.
При этом в федеральных исследова6
тельских университетах эти показате6
ли составят соответственно 65% и 75%. <...> К 2015 г. эта система бу6
дет охватывать 20% магистров и 35%
аспирантов федеральных исследова6
тельских университетов, а к 2020 г. –
25% и 50% соответственно. <...> реальное участие институтов
общественного управления в управле6
нии и в контроле качества образова6
Практика модернизации
ния как на уровне учреждений, так и на
муниципальном и региональном уров6
нях (наблюдательные советы, попечи6
тельские советы, школьные, управля6
ющие советы); <...> предоставление учебными за6
ведениями полной информации о сво6
ей деятельности и ресурсах на соб6
ственном сайте, входящем в нацио6
нальный образовательный портал (об6
разовательные программы, персональ6
ный состав преподавателей и их ква6
лификация, бюджет учреждения, мате6
риально6техническая база, наличие
библиотек, общежитий, спортивных
сооружений, столовых <...>
Высшее_образование_в_России_№5_2010.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ, З.С. САЗОНОВА. Актуальные задачи
модернизации профессионального образования........................................... 4
А.М. НОВИКОВ. Проблемы подготовки кадров для
постиндустриальной экономики.................................................................... 12
Ю.Г. ТАТУР. Как повысить объективность измерения и оценки результатов
образования ..................................................................................................... 22
А.А. ВЕРБИЦКИЙ. Контекстнокомпетентностный подход
к модернизации образования ......................................................................... 32
П.С. ЧУБИК, Д.Г. ДЕМЯНЮК, М.Г. МИНИН, И.А. САФЬЯННИКОВ. Система
непрерывного профессионального образования ......................................... 38
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. БАЙДЕНКО. Некоторые тенденции развития систем высшего
образования в странах СНГ ............................................................................ 46
БудапештскоВенская декларация о Европейском пространстве
высшего образования......................................................................... 59
А.А. МУРАВЬЕВА. Международный опыт формирования
национальной системы квалификаций .......................................................... 62
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
ПГТУ – инновационный университет XXI века
В.Ю. ПЕТРОВ. Предпосылки развития технического вуза как национального
исследовательского университета................................................................. 71
А.А. ТАШКИНОВ. Инновационная инфраструктура университета ................. 76
Н.Н. МАТУШКИН. Совершенствование образовательной
среды университета ......................................................................................... 81
В.И. ГАЛКИН, А.Н. АНОШКИН. Технический университет как центр
научных исследований и разработок............................................................. 86
Н.А. ШЕВЕЛЕВ. Информационные ресурсы университета ................................ 91
В.Н. СТЕГНИЙ, Л.Н. КУРБАТОВА. Исследование качеств инженера
в контексте компетентностного подхода ..................................................... 95
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
В. В. Платковский
Технический редактор:
А. Н. Амелина
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Ионова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: (495) 6089304.
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 23.04.2010
Усл. п. л. 11. Тираж 2030 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
М.Б. ГИТМАН, Е.К. ГИТМАН, В.Ю. СТОЛБОВ.
Подготовка аспирантов к инновационной
деятельности ........................................................ 102
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В.С. НИКОЛЬСКИЙ. О признании теологии в качестве
отрасли научного знания ..................................... 112
Ю.В. ГОРИН, А.Д. НЕЛЮДОВ, Б.Л. СВИСТУНОВ.
«Креативная вертикаль» в инженерном
образовании .......................................................... 119
А.В. КИРЬЯКОВА, Т.А. ОЛЬХОВАЯ. Реализация
аксиологического подхода в университетском
образовании .......................................................... 124
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В.П. ЗАСЫПКИН. Модернизация высшего
педагогического образования в регионе:
социологический анализ ...................................... 129
К.В. АБРАМОВ. Особенности социально
психологической адаптации молодежи в
трансформирующемся обществе ....................... 138
Е.П. ИЛЯСОВ. Управленческие инструменты
деятельности центров содействия занятости
выпускников.......................................................... 142
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В.Г. ГОРОХОВ. Уроки реформы образования
в России конца XIX – начала XX столетий ........ 147
А.Р. ЛАГНО. «Мне кажется, что я до тех пор буду
чувствовать себя живым человеком, пока буду
работать» ............................................................... 154
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
И.А. БАНДУРИНА. Этос науки и этика ученого ...... 161
А.А. ВОРОНЦОВА. О развитии профессионального
самосознания студента ........................................ 165
Наши авторы.................................................... 167
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
На базе Московского автомобильнодорожного государственного техническо
го университета (МАДИ) ежегодно проходит организуемый коллективом ка
федры инженерной педагогики и ставший уже традиционным межвузовский се
минар «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании».
Очередной 15й семинар состоялся 26 марта 2010 года. В работе форума при
няли участие представители научнопедагогической общественности, работаю
щие в технических университетах Москвы, СанктПетербурга, Казани, Том
ска, Курска, Оренбурга, Волгограда. Традиционно данное мероприятие организу
ется для преподавателей, занимающихся инженерной педагогикой и озабоченных
актуальными проблемами, которые им предстоит решать в свете предстоящих
реформ. В этом году семинар привлек внимание аспирантов и студентов, стремя
щихся разобраться в образовательной и социальноэкономической политике стра
ны. Необходимо также отметить активность, проявленную учеными Россий
ской академии образования.
Тематика представленных на семинаре докладов и выступлений, прозвучав
ших в ходе работы круглого стола, отражала самые злободневные проблемы со
временного этапа модернизации отечественного образования. В первую очередь
обсуждались проблемы перехода к двухуровневой структуре высшего техничес
кого образования и связанные с этим масштабным событием трудности, кото
рые необходимо преодолеть для того, чтобы обеспечить готовность преподава
телей к разработке и реализации образовательных программ и учебных модулей
на компетентностной основе.
Ниже представлены статьи, подготовленные на основе докладов, прозвучав
ших на семинаре.
Стр.3