Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №8 2009 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212562
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2009 .— №8 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212562 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса (субъективные заметки) ................................ 40 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Университет в контексте городской жизни <...> Руководитель педагогической практики студентов: проблемы и перспективы роста ................... 121 ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ <...> Актуальная совокупность компе тенций выпускника вуза как его соци0 ально значимых интегральных качеств, востребуемых сферой будущей про0 фессиональной деятельности и лично0 стным развитием, составляет сегодня ядро нового образа качества высшего образования и основу новых образова тельных стандартов и программ [5–7]. <...> Для перехода системы высшего об0 разования к реализации новых требо0 ваний к результатам образования в компетентностном формате (в каждом вузе и по каждому реализуемому на0 правлению подготовки/специальнос0 ти) в контуре управления развитием необходимо последовательно решить следующий комплекс задач: z в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и примерной ООП ВПО [5, 6] и опираясь на потребности регио0 нальной сферы труда, а также дости0 жения и возможности научно0педаго0 гической школы конкретного вуза, сформировать адекватную модель ре0 зультата высшего образования в ком0 петентностном формате (компетент0 ностную модель выпускника вуза) как новую («опережающую») целевую ос0 нову системы высшего образования по направлению подготовки/специально0 сти и вузовской ООП; z спроектировать средства дости0 жения новой цели по качеству высше0 го образования, включая программный комплекс ООП ВПО для образователь0 ного процесса на весь период обуче0 ния в вузе, а также учебно0методичес0 кие, организационные, информацион0 но0технические, нормативные и иные средства (модели и технологии) учеб0 ной деятельности студентов, деятель0 ности преподавателей (индивидуаль0 ной и коллективной), управленческой деятельности организаторов высшего образования <...>
Высшее_образование_в_России_№8_2009.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Н.А. СЕЛЕЗНЕВА. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования ................................................................... 3 Г.И. ЛАЗАРЕВ, О.О. МАРТЫНЕНКО. Региональный университет в период кризиса ..................................................................................... 9 О.П. ОКОЛЕЛОВ, О.Д. ДЯЧКИН, Г.В. КИТАЕВА. О модернизации учебно воспитательного процесса на основе ФГОС ВПО.......................... 18 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ. Высшее образование как диалог: размышления социолога ...................................................................... 23 О.В. ДОЛЖЕНКО, О.И. ТАРАСОВА. Будущее: общество информационного многознания или Человек понимающий? ......... 32 Г.Л. ИЛЬИН. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса (субъективные заметки) ................................ 40 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Университет в контексте городской жизни Н.Д. ЦХАДАЯ. Ухта – университетский город ......................................... 48 А.А. КАРГАЛИНА, И.В. КАРАБИНСКАЯ. Аттестационнометодический центр университета .............................................................................. 54 Е.А. ЗЕЛЕНСКАЯ, Я.Ю. ВАСИЛЬЕВ. Концепция музея УГТУ: от рабочего поселка к университетскому городу ........................... 57 Г.В. КОРШУНОВ, Е.В. ОГОРЕЛЫШЕВА. Обмен опытом в сфере подготовки кадров в циркумполярном поясе ................................... 62 Г.В. ДАНИЛОВ, Н.Д. ЦХАДАЯ, Т.И. ФИЛИПСОНС, Ф.В. МАРАКАСОВ. Проблема оперативности прохождения документов в вузе ......... 66 А.М. ЧУПРАКОВ, О.И. БЕЛЯЕВА. Университетский профсоюз как гарант социальной стабильности в городе.................................................... 74 Д.Н. БЕЗГОДОВ. Гуманитарный проект УГТУ: созвездие умных клубов ......................................................................................... 79 В.Н. БУБЛИЧЕНКО, А.Н. КУСТЫШЕВ. Университетский поисковый отряд «Ухтинец» ................................................................................... 84 EDUCATION ONLINE А.А. АНДРЕЕВ, В.А. ЛЕДНЕВ, Т.А. СЕМКИНА. Elearning: некоторые направления и особенности применения .......................................... 88
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 24.07.2009 Усл. п. л. 11. Тираж 2200 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.М. КРОЛЬ, Н.И. ТРИФОНОВ, Е.Д. СОТНИКОВА, М.Ю. СИВЕРГИН. Дистанционное образование: психологопедагогические основания..........93 Ю.И. ЛОБАНОВ, О.А. ИЛЬЧЕНКО. Самообразование в открытой сетевой информационной среде ..................................................................99 А.Н. КОСТИКОВ. Видеоконференцсвязь: проблемы и пути их решения .......................104 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ М.В. ЖУРАВЛЕВА. Региональная модель непрерывного профессионального образования ....................................................117 В.И. ШВЕЦОВ, М.А. РОЩИНА. Поддержка образовательного процесса студентов – инвалидов по зрению.....................................109 Н.И. ВЬЮНОВА, Л.А. КУНАКОВСКАЯ. Руководитель педагогической практики студентов: проблемы и перспективы роста ...................121 И. МИКЕЛЬСОНЕ. Опыт разработки магистерских программ ................................134 А.Н. СОЛОВЬЕВ. Инженерное образование: гарантии качества и аккредитации..............127 ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А.К. НАРКОЗИЕВ. Практика внедрения кредитной технологии обучения .................142 М.И. ЗАЙКИН, М.И. ФОКЕЕВ. Педагогический вуз – сельской школе.....................................149 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА М.Г. РЕЗНИЧЕНКО. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы.................................................151 С.А. ПОГОДИН. Постигая мир науки...................157 И.С. БОЛОТИН. Культура менеджера: многоуровневый подход ...............................159 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ Т.А. СТАРШИНОВА. Интегративный подход как основа формирования компетентности .....154 Л.В. КАНСУЗЯН. О переподготовке кадров на постсоветском пространстве .......................145
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Н.А. СЕЛЕЗНЕВА, профессор Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Главной движущей силой всех со временных реформ высшего образова ния выступает возрастание требова ний к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, а также к его социальной и профессиональной го товности к жизни в современном быс троменяющемся и усложняющемся мире. С этим связано стремление вне сти адекватные изменения в цели, со держание и организацию систем выс шего образования и закрепить их как новые социальные нормы для функци онирования и развития таких систем. Общемировая тенденция движения к новому качеству высшего образования проявляется прежде всего в нараста нии комплексного, системного, междис циплинарного и интегрального харак тера требований к уровню подготовлен ности выпускников вузов для выполне ния как профессиональных, так и со циальных ролей в разнообразных и широких контекстах. Это нашло свое отражение в динамичном становлении в последние годы компетентностного подхода к результатам высшего обра зования как обобщения и синтеза ра нее осваиваемых отечественной выс шей школой системнодеятельностно го, личностнодеятельностного, цен ностного и иных подобных подходов к формированию результатов и содер жания образования. Об этом свиде тельствуют многочисленные публика ции отечественных ученых (В.И. Бай денко, И.А. Зимней, В.А. Козырева, Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования Н.В. Кузьминой, Н.Ф. Родионовой, В.В. Серикова, А.И. Субетто, Ю.Г. Та тура, В.Д. Шадрикова, А.И. Чучалина и др.) и зарубежных исследователей [1–4]. Актуальная совокупность компе тенций выпускника вуза как его соци ально значимых интегральных качеств, востребуемых сферой будущей про фессиональной деятельности и лично стным развитием, составляет сегодня ядро нового образа качества высшего образования и основу новых образова тельных стандартов и программ [5–7]. Хотя во всем мире продолжаются научные дискуссии о содержании поня тия «компетенция» применительно к результатам высшего образования, большинство методологов склоняются к определенной позиции. Суть ее со стоит в том, что объем этого понятия должен:  с одной стороны, обеспечивать преемственность в развитии и рефор мировании высшего образования че рез включение в него («поглощение») традиционных «знаний – умений – на выков», придавая последним бóльшую упорядоченность по значимости для успешного освоения студентами буду щих профессиональных и социальных ролей;  с другой стороны, предусматри вать в числе главных приоритетов (для результатов именно высшего образова ния) развитые креативные (творчес кие) способности выпускников вузов, и прежде всего – их готовность справ
Стр.3