Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №4 2009 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212558
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2009 .— №4 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212558 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ <...> А.И. Герцена О дисциплине ума в научнопедагогических текстах В статье излагаются взгляды автора на взаимосвязь познавательных и эстетичес ких характеристик современных научнопедагогических текстов. <...> Непосредственным толчком к ос внимание на языковых характеристи мыслению специфики научнопедаго ках научнопедагогических текстов, гических текстов стали для меня ста которые выявляют как научную, так и тьи Владимира Андреевича Успенско эстетическую ценность произведения, го, появившиеся одновременно в двух гуманистическую позицию автора, а в известных толстых журналах: «Аполо целом отражают дисциплину ума ис гия математики, или О математике как следователя. части духовной культуры» (Новый мир. <...> Красивая сло весная эквилибристика, в которой се годня изощряются многие авторы, не На перекрестке мнений способна породить новые смыслы и прояснить суть обсуждаемых вопро сов. <...> , подчеркивав шего преобладание функционального стиля в научном изложении над фигу ральным: «Для критической работы, На перекрестке мнений научного текста предпочтительнее функциональный ключ, все термины должны быть унифицированными и од нозначными» [5, с. <...> Так для чего же нужна гу манитарию математика? <...> И.А. Бунина Образование: от массмедиа к «урокам бытия» Система образования – это система социально контролируемого производства ин теллекта. <...> Социальная технология «образование» несет ответственность за интел лектуальную деградацию человечества и развитие антропологического кризиса. <...> Современная философская мысль вынуждена констатировать существо вание антропологического кризиса, признавая, что целостный, творческий, думающий, поэтический человек не состоялся, и указывая на гипертрофи рованное развитие «технического ин теллекта» (М. <...> , что «исчисле ние бытия» может оказаться един ственно практикуемым видом мышле ния. <...> Как отмечалось многими мыслите лями, тенденция <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2009.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А.С. РОБОТОВА. О дисциплине ума в научнопедагогических текстах............................................................................................................... 3 О.В. ДОЛЖЕНКО, О.И. ТАРАСОВА. Образование: от массмедиа к «урокам бытия» .......................................................................................... 12 В.С. СЕНАШЕНКО. О компетентностном подходе в высшем образовании ..... 18 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И.В. МАРШАКОВАШАЙКЕВИЧ. Вебометрическая оценка университетов России.................................................................................... 25 В.М. БРЮХАНОВ, В.И. КИСЕЛЕВ, Н.С. ТИМЧЕНКО, В.М. ВДОВИН. Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования ............................................................ 37 И.В. РЫЖКОВА. Отношение ППС к международной проектной деятельности .................................................................................................. 43 Н.Н. НИКИТИНА. Студенты педагогического вуза о реформах и инновациях в сфере образования .............................................................. 48 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Лидер регионального инженерного образования Л.А. КОРШУНОВ. АлтГТУ в системе непрерывного образования .................... 53 Б.В. СЕМКИН, Т.В. СВИТ, Н.П. ЩЕРБАКОВ. Система менеджмента качества образования и управление подготовкой специалистов.............................. 58 Я.Л. ОВЧИННИКОВ. Профессиональнообразовательная структура регионального вуза ...................................................................... 65 В.А. ЩУРЕВИЧ, П.И. АНАНЬЕВ, Е.Г. БОРОВЦОВ, А.Ю. АНДРЕЕВА. Информационнообразовательное пространство вуза ............................. 71 В.А. БОРОДИН, В.В. ДМИТРИЕВ, В.В. УЛЕЗЬКО. «Непрофильные» специальности технического университета ................................................ 77 В.А. СИНИЦЫН, Л.В. ШЕВЕЛЕВА. Масштаб и эффективность ДПО как индикаторы зрелости университета ...................................................... 81 Г.В. ЛЕОНОВ. Не все филиалы одинаковы........................................................... 85 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ А.С. СОКОЛОВ, Л.В. ЮЖАКОВА. Некоторые проблемы гуманитарного образования инженера .................................................................................. 90 Т.В. СМИРНОВА. Возможности визуального мышления в гуманитаризации инженерного образования ............................................................................ 93
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 24.03.2009 Усл. п. л. 11. Тираж 2450 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ О.В. САННИКОВА. Междисциплинарность содержания социальногуманитарного образования: социокультурные основания.........98 О.А. ДОНСКИХ. Несколько замечаний о “гуманитарной составляющей” образования . 104 ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А.П. ПЕРЕСЫПКИН. Международный контекст инновационной образовательной программы ........................................................... 107 Н.М. ЭДВАРДС. О готовности ученого к международному научному сотрудничеству... 111 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Н.И. ДЕМИДОВА. Платное образование: аспект эффективности .................................................... 116 Д.В. БОСОВ. Современный студент как «массовый человек» ............................................................... 120 Д.В. ХМЕЛЬНИК. Формирование компетенций лидера у будущих управленцев ......................... 122 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ А.Г. ГАЛЛЯМОВА. Из истории студенчества в период «оттепели» ........................................................... 126 А.Н. ШАПОВАЛОВА. У истоков международного сотрудничества педагогов .................................. 132 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА В.П. ИГНАТЬЕВ, Л.Ф. ВАРЛАМОВА. Болонский процесс: опасения и надежды ............................ 138 А.В. КОРЖУЕВ, А.В. ОВСЯННИКОВА. Педагогика высшей школы на факультетах дополнительного профессионального образования ...................... 141 Д.Н. КРЮКОВ. О некоторых вопросах обеспечения качества подготовки (из опыта вуза) ................. 144 РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ Б.З. ВУЛЬФОВ. Организатору работы с молодежью 147 А.Н. ШЕРЕМЕТ. Социология кино для всех ............. 150 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ В.П. БАБИНЦЕВ. Управление персоналом с позиции социологии .......................................................... 155 М.Н. ОХОЧИНСКИЙ. «Уткинские чтения»и научное творчество студентов.......................................... 157 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А.С. РОБОТОВА, профессор Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена циплина мышления. Непосредственным толчком к ос мыслению специфики научнопедаго гических текстов стали для меня ста тьи Владимира Андреевича Успенско го, появившиеся одновременно в двух известных толстых журналах: «Аполо гия математики, или О математике как части духовной культуры» (Новый мир. 2007. № 11–12) и «Математическое и гуманитарное: преодоление барьера» (Знамя. 2007. № 12). Эти статьи побу дили меня, педагога, задуматься над целым рядом проблем:  педагогического дискурса;  текста;  об особенностях современного о категоризации как необходи мой познавательной процедуре, с ко торой начинается создание научного о текстах современных учебных пособий по педагогике, которые долж ны вводить студентов в сферу образо вания и науки, вызывать к ним интерес и пробуждать желание заниматься ими;  об отражении в педагогических текстах гуманитарной парадигмы и гу наконец, о языковых характери манистических ценностей;  стиках педагогических текстов, по скольку язык в значительной степени определяет качество текста. Каждая из этих проблем посвоему важна, представляет интерес для ис следования и предполагает определен ную логику анализа. Чтобы не гово рить обо всем сразу, я сосредоточу внимание на языковых характеристи ках научнопедагогических текстов, которые выявляют как научную, так и эстетическую ценность произведения, гуманистическую позицию автора, а в целом отражают дисциплину ума ис следователя. Можно ли оценить педагогические знания с позиции интеллектуальной красоты? Способны ли педагогические идеи вдохновлять, вызывать душевный трепет и будоражить воображение? На эти вопросы сразу не ответишь. Эта проблема требует особого рассмотре ния, а возможно, и написания аполо гии педагогики. Могу лишь сказать, что в начале профессионального пути мне встретились такие книги, вдохновляю щие на педагогический поиск. Это «Как любить детей» Я. Корчака, «Школа Достоевского» В.Н. СорокиРосинс кого, «Книга про тебя» С. Соловейчи ка, эссе Н.Г. Долининой. Эти книги развили мое педагогическое сознание и сформировали способ мышления о воспитании и образовании, о детях и учителях, их общении и взаимодей ствии. Они учили размышлять о воспи тании и обучении с точки зрения целе сообразности, разумности, четкости аргументации и одновременно с пози ции красоты – как возможности дос тижения совершенного результата или хотя бы стремления к нему. Разумеет ся, эти книги, о которых я вспоминаю, не были научными работами в совре О дисциплине ума в научнопедагогических текстах В статье излагаются взгляды автора на взаимосвязь познавательных и эстетичес ких характеристик современных научнопедагогических текстов. Ключевые слова: научнопедагогический текст, критерии научности, красота, дис
Стр.3