Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №12 2007 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212542
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2007 .— №12 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212542 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Профессиональное образование и карьера молодого специалиста ........................ 110 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА <...> Сильной мотивацией к долговременной Практика модернизации работе на государственном предприятии для молодых специалистов может стать ипотека, т.е. совместное с предприятием решение жилищной проблемы. <...> Нам нельзя пассивно ждать, когда лишь наметившаяся в последнее время тенденция к изменению общественного мнения в пользу технических специальностей окреп5 Практика модернизации нет и окончательно оформится. <...> Вопрос ре5 шается, когда в составе университетского комплекса есть структуры начального (ПТУ) и среднего (техникумы, колледжи) профессионального образования. <...> Причём работа на производстве не исклю5 чает возможности параллельного обучения в университетском комплексе. <...> Такие факторы, как создание системы непрерывного обра5 Практика модернизации зования, развитие дистанционного обуче5 ния, новые педагогические технологии, ста5 новление концепции предпринимательско5 го инновационного университета, растущее влияние бизнеса на содержание программ подготовки специалистов, коммерческая борьба за студентов, заставили перестраи5 вать и интенсифицировать образовательный процесс. <...> ХХ в. совместно с Физико5техни5 ческим институтом АН СССР эффектив5 ная система подготовки выпускников, осо5 бенностью которой являлось построение процесса обучения как сочетания универ5 ситетского базового естественно5научного образования с предметными инженерными знаниями, дополненными начинающейся с ранних курсов самостоятельной научно5ис5 следовательской работой студентов в на5 учных лабораториях. <...> в области учебнометодической де ятельности – внедрение наукоемких ин5 новационных технологий обучения; разви5 Практика модернизации тие мотивации к творческому освоению те5 оретических и практических аспектов ин5 женерной деятельности на основе возмож5 <...>
Высшее_образование_в_России_№12_2007.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ О. ИПАТОВ, А. ЗАЙЦЕВ. На пути решения кадровой проблемы в оборонной отрасли ......................................................................................... 3 А. РУДСКОЙ. Информатизация вуза – ключевое направление инновационной образовательной программы ................................................ 8 Б. СИНЕЛЬНИКОВ. Инновационные подходы к организации научнообразовательной деятельности в техническом вузе ...................... 13 В. БАЛТЯН. Подготовка кадров – условие инновационного развития национальной технологической базы............................................................ 19 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Л. ГОРБУНОВА. Технология комплексной диагностики предметной обученности студентов ................................................................................... 24 М. ЛАРИОНОВА. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования.... 29 В. ГРИШАГИН, В. ФАБЕРОВ. О концепции непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности .................................................. 33 П. ХРОМЕНКОВ. Межнаучная коммуникация в педагогическом образовании ..................................................................................................... 36 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Региональный центр образования, науки, культуры и инновационного развития (Интервью с ректором ОГУ В.П. Ковалевским) ......................... 40 С. ЛЕТУТА. Субъект регионального инновационного процесса ....................... 49 А. ПРОСКУРИН. Качество, непрерывность, доступность ................................. 53 А. КИРЬЯКОВА. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании ..................................................................................................... 59 А. КОСТРЮКОВ. Социальновоспитательная работа в ОГУ............................. 64 В. БЫКОВСКИЙ. Информатизация ОГУ: состояние и перспективы................ 70 ONLINE EDUCA А. АДЖЕМОВ, В. ШЕСТАКОВ. Электронный университет ................................. 77 Л. БЕНДОВА. Функции тьютора в сети ОДПО ................................................... 82 А. СОЛОВОВ. Организационные аспекты электронного дистанционного обучения ........................................................................................................... 89 О. КАЗАНСКАЯ, О. АНДРЮШКОВА, Д. ЕМЕЛИН, А. КОЗЛОВА. Интеграция профессионального и общего образования на основе eLearning ............ 94
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам.главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова ответственный секретарь: Т. В. Гордеева зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Корректор: М. В. Куликова Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495)6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 22.11.2007 Усл. п. л. 11. Тираж 2550 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак. № © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А. ПОНОМАРЕВ. Формирование лидерских качеств у студентов ......................................................99 А. БОГОМОЛОВА. Подготовка менеджеров для общества риска ..................................................... 105 Е. ПЬЯНКОВА. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста ........................ 110 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА М. ГАТИЯТУЛЛИН. Подготовка менеджеров для дорожной отрасли ................................................ 115 Э. ТИХОНОВА. Проблема экспериментального изучения личности................................................ 118 А. СОЛОВЬЕВ. Опыт проблемно ориентированного обучения в Дании ................. 120 О. ПИРАЛОВА, Ф. ВЕДЯКИН. Подготовка современных школьников к обучению в техническом вузе ............................................... 122 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Ю. ДИССОН. «Благородная альтернатива» российским университетам ................................. 124 М. ХАРИН. Строительство метрополитена и высшее образование в Москве.......................... 132 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Д. ПАРШКОВ. О преодолении «кадрового голода» в полиграфии ......................................................... 136 Т. ЧИКИНА. Учебнопрофессиональная адаптация первокурсников .................................................... 137 Е. ЗОРИНА. Об экологической грамотности студентовюристов............................................... 140 Л. ЕРЕМИНА. ЕГЭ и традиционный экзамен ........... 143 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ Р. ГРИГОРЬЕВ. География нового века ..................... 147 Л. ГЕГЕЛЬ, Т. КУХТЕВИЧ. Организаторам работы с молодежью............................................ 148 М. МАТВЕЕВ. Эргономика для будущих программистов...................................................... 150 Вызов принят. Что дальше? ...................................... 152 Указатель статей за 2007 год .......................... 154 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИК ГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ О. ИПАТОВ, профессор, ректор А. ЗАЙЦЕВ, профессор Балтийский государственный технический университет «Военмех» О бороннопромышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации явля ется главным сектором экономики страны, решающим приоритетную задачу нашего го сударства – обеспечение его национальной безопасности. За последние три года наме тились положительные тенденции в разви тии ОПК. Большинство предприятий име ют достойный госзаказ, наблюдается рост промышленного производства, идет про цесс создания промышленных холдингов. Можно было бы считать, что кризис 90х гг. в ОПК позади, если бы не острей ший дефицит рабочих кадров, среднего технического персонала и инженеров на предприятиях и в организациях оборонных отраслей. Это единодушное мнение участ ников многочисленных совещаний и конфе ренций, в том числе двух межотраслевых научнопрактических конференций по про блемам подготовки инженерных кадров для ОПК, проходивших в 2004–2006 гг. в Бал тийском государственном техническом университете «Военмех» и собравших представителей свыше двухсот предприя тий и организаций ОПК России. Каков же масштаб кадрового кризиса в ОПК? На предприятиях и в организациях обо ронных отраслей промышленности работа ют около 2,5 млн. человек, что составляет около 17% занятых в промышленности. Цифры впечатляют, однако возрастной со став работающих в ОПК претерпел в 90е гг. существенную трансформацию. Наиболее работоспособные сотрудники молодого и среднего возраста вынуждены были сменить место работы, приток моло дых специалистов сократился до миниму На пути решения кадровой проблемы в оборонной отрасли ма. По различным оценкам, в НИИ и КБ ОПК высококвалифицированных специа листов пенсионного возраста почти поло вина, а на промышленных предприятиях – почти треть. Доля же молодых работников (до 30 лет) даже на градообразующих пред приятиях, находящихся в несколько более благоприятных условиях, не превышает со циологического порога в 25%, необходи мого для передачи опыта и знаний старше го поколения работников. В 2001 г. Правительство РФ определи ло мероприятия по повышению эффектив ности использования научнообразова тельного потенциала высшей школы в ин тересах обороннопромышленного комп лекса страны (постановления № 53 и № 891). Был разработан порядок форми рования государственного плана подготов ки инженерных и научных кадров для организации оборонных отраслей про мышленности. На 2002–2005 гг. установ лены контрольные цифры приёма в вузы на обороннотехнические специальности в объёме около 30 тыс. человек. Постанов лением Правительства РФ № 854 от 30.12.2006 г. вузам определено задание на 2006–2010 гг. подготовить 57 тыс. специ алистов для организаций оборонных от раслей промышленности. Однако очевидно, что задача обеспече ния ОПК молодыми специалистами предус матривает не только подготовку, но и за крепление молодых кадров на предприя тиях. Ясно, что государственное распреде ление выпускников вузов (в том виде, в ка ком это было раньше) невозможно изза его несоответствия конституционной норме права на труд (статья 37 Конституции РФ).
Стр.3