Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №11 2007 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212541
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2007 .— №11 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212541 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Научно/исследовательская работа как условие подготовки учителя .. <...> Формирование речевой компетентности студентов неязыкового вуза ................ 132 <...> В числе предложений, сформулиро/ Практика модернизации ванных в докладе, выдвигается концепция национального фонда по аккредитации как некоторого эквивалента федерального «Министерства качества». <...> Автор статьи высказывает опасения, что такой подход войдет в противоречие с тремя ключевыми особенностями американской системы выс/ шего образования, которые формулируют/ ся следующим образом: опора на миссию университета как средство поддержания качества, важность ответственной институ/ циональной автономии в обеспечении каче/ ства высшего образования и жизненно важ/ ная роль академической свободы. <...> На формирование системы и культуры качества в российских вузах положитель/ ное влияние оказывает участие в соответ/ ствующих международных проектах и, в частности, в программе «Темпус/Тасис» Европейского союза. <...> Первым таким круп/ ным проектом был двухлетний проект «Темпус/Тасис» по университетскому уп/ равлению «Качество в образовании для но/ 5 вого тысячелетия», выполнявшийся в 2001–2003 гг. <...> Основной целью про/ екта являлось реформирование структуры управления в учреждениях высшего обра/ зования РФ посредством анализа «лучших практик» обеспечения качества в европей/ ских университетах. <...> Проект программы «Темпус/Тасис», выполняемый Нижегородским госунивер/ ситетом, стал еще одним шагом в построе/ нии внутривузовских систем управления качеством подготовки специалистов на ос/ нове изучения опыта европейских универ/ ситетов и при финансовой поддержке Ев/ ропейской комиссии. <...> Зарубежными партне/ рами ННГУ по проекту стали Европейский центр по стратегическому управлению уни/ верситетами (Бельгия), Лондонский столич/ ный (London Metropolitan) университет (Великобритания) и Дублинский техноло/ гический институт <...>
Высшее_образование_в_России_№11_2007.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Р. СТРОНГИН, А. ПЕТРОВ, А. ГРУДЗИНСКИЙ. Качество образования: политика и система (Опыт Нижегородского университета)........................................................... 3 В. ТИТОВ, Д. ЕНДОВИЦКИЙ. Эндаументфонды в системе высшего образования РФ .................................................................................................. 9 В. ПЕТРОВ, Т. КУЗНЕЦОВА. Диверсификация российских программ подготовки магистров ..................................................................................... 17 ONLINE EDUCA MOSCOW – 2007 В. ИВАНОВА. Приветственное слово ................................................................................. 26 В. БОЛОТОВ. Приветствие участникам .............................................................................. 27 К. ДОНДИ. Какая система eLearning нам нужна? ............................................................ 28 Ю. РУБИН. ELearning: от экстремального обучения к упорядоченной системе ................................................................................................ 34 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Э. ЗЕЕР, Д. ЗАВОДЧИКОВ. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем .................................................................... 39 В. МЕДВЕДЕВ, Ю. ТАТУР. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход ................................................................................. 46 В. ПОПОВ, В. ЖУКОВ, А. ПИЛИПЕНКО. Нужны ли нам иностранные студенты? .... 57 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ А. БЕЛЯЕВ. Корпоративная культура университета: от теории к практике .................... 62 М. ФИЛАТОВА, Л. ВОЛКОВА. Социальные компетенции и современное образование ................................................................................................ 65 Е. САМОХВАЛОВА. Управление интеллектуальной собственностью вуза ........................................................................................................ 72 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Педвуз как социокультурный центр................................................................... 78 С. СЛИНКИН. От учительского института к педагогическому........................................ 79 В. КЛЮСОВА, Н. ПРОМОТОРОВА. Подготовка кадров для динамично развивающегося социума................................................................................................. 83 З. КОЛЫЧЕВА. Научноисследовательская работа как условие подготовки учителя .. 87 М. ИВАНОВА. Совершенствование системы оплаты труда работников ........................ 92 Н. БЕЛЬСКАЯ, С. ВЕНГЕРСКИЙ. Информатизация педагогического института: итоги и перспективы......................................................................................................... 95 Н. КРОПАЧЕВА, Т. НЕСКОРОВА. Опыт воспитания социальной активности студентов .......................................................................................................................... 99
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам.главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н.П. Огородникова ответственный секретарь: Т. В. Гордеева зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Корректор: М. В. Куликова Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495)6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 23.10.2007 Усл. п. л. 11. Тираж 2560 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак. № © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ Т. ЯРКОВА. Кафедра в научном пространстве вуза............101 С. РЕДЬКИНА, И. ЧЕРКАСОВА. Панорамное педагогическое мышление и международное сотрудничество ..................................................................104 Ф. САЙФУЛИНА. Роль педагогического вуза в сохранении национальной культуры региона .................107 Н. ПЕРШИНА, М. СОФРОНОВА. Социокультурное и художественное образование на базе пединститута...110 М. ВЫХРЫСТЮК. Изучение архивных текстов прошлого ............................................................................113 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И. ВАСЕНИНА. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм ...................................................116 Е. ЧЕРНЫШЕВА. Стратегии поиска и обработки информации .......................................................................119 О. ПОНУКАЛИНА. Специфика досуга современной молодежи ...........................................................................124 Г. КАРТАШОВ. Масштабы миграции российских студентов .......................................................128 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Т. ИВАНЧИКОВА, Ю. ЛЕВАНОВ. Формирование речевой компетентности студентов неязыкового вуза ................132 А. ЯКУПОВА. О гуманитарной подготовке студентов ...........................................................................134 Т. МОЛОДИЧЕНКО. К вопросу о вузовской социоакмеологии ...............................................................136 М. СМИРНОВА. От специалиста к бакалавру?...................139 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Е. ЩЕРБАКОВА. Учебная модель в лабораторном практикуме.........................................................................142 М. ГАЙСИН. Экологоэкономическое образование в педагогическом вузе .......................................................143 Ю. ГРАБЛЕВСКАЯ. Непрерывное обучение как ресурс организационного развития .............................................146 Н. РОГОВА, Ф. ГИЗАТУЛЛИН. Тема толерантности в педагогическом образовании ............................................148 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В. СУКОВАТАЯ. Женское образование в Украине ХIХ века: гендерная история ............................................152 О. СУРЖИК. Педагогическая концепция К.П. Победоносцева..........................................................161 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИК ГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Р. СТРОНГИН, профессор, ректор А. ПЕТРОВ, доцент, проректор А. ГРУДЗИНСКИЙ, профессор, проректор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского «Движение за качество образования», возникшее в середине 90х гг. [1], уже дос таточно давно перешло в фазу практичес кой работы по созданию вузовских, наци ональных и наднациональных систем обес печения качества высшего образования, однако дискуссии на эту тему в среде рос сийской вузовской общественности все еще продолжаются. Поскольку любая модель системы качества базируется на воспитании соответствующей культуры исполнения определенных процедур («культуры каче ства»), задача ведения широкой разъясни тельной работы среди вузовских препода вателей остается весьма актуальной. Осно ванием для скептического отношения час ти профессорскопреподавательского со става к усилиям руководства вуза по вне дрению процедур обеспечения качества ча сто является некритично воспринимаемое мнение о высоком качестве советского и постсоветского высшего образования. Это мнение, безусловно справедливое для от дельных исторических периодов времени и для отдельных областей знания (а также для выпускников, прошедших, как прави ло, дневную форму обучения в ограничен ной группе ведущих вузов и по ограничен ной группе специальностей), уводит в сто рону от главной причины, вызывающей не обходимость создания системы обеспече ния качества подготовки специалистов во всем мире. Она состоит в появлении прин ципиально новых задач образования, не возникавших в условиях индустриального (а применительно к советскому периоду России – ещё и закрытого) общества. Клю Качество образования: политика и система (Опыт Нижегородского университета) чевыми словами, характеризующими совре менную ситуацию, в которой оказались си стемы образования мира в XXI в., являют ся «инновационное общество знаний», «массовое образование», «глобализация», «мобильность». Именно эти новые факто ры и привели к возникновению в развитых странах «движения за качество образова ния», которое в настоящее время захвати ло и Россию. Правительства и университетские сооб щества государств мира считают необходи мым постоянно подтверждать привержен ность идее обеспечения качества высшего образования, разъяснять важность созда ния новой системы качества и делают прак тические шаги по решению этой задачи. Процитируем в подтверждение этого не сколько документов. Собравшаяся в июле 2006 г. в Санкт Петербурге «Группа восьми» приняла Дек ларацию «Образование для инновационных обществ в XXI веке». В Декларации не однократно подчеркивается стремление ве дущих государств мира к развитию каче ственного образования. В частности, в ней провозглашается: «Наши государства бу дут уделять основное внимание обеспече нию качества, эффективности и доступно сти в наших образовательных системах» [2]. В принятой министрами образования государств – членов «Группы восьми» «Московской декларации» говорится: «Министры образования в очередной раз выразили свою приверженность улучше нию всех аспектов качества образования. Участниками встречи было указано на не
Стр.3