Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №8 2007 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212538
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2007 .— №8 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212538 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Военное образование в гражданских вузах (современное состояние) ......... 68 <...> А.П. Дульзона ........................ 100 Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. <...> Этика науки в структуре философии науки ...... 137 <...> Элитных личностей логичнее всего го< товить в элитарных вузах. <...> Во#вторых, элитная подготовка – это особая система учебно< научного и воспитательного процесса, его организации, обеспечения и реализации [2], имеющая право на существование. <...> Кстати, Модель подготовки элитного специалиста такая подготовка может быть реализована не только в элитарном, но и в любом вузе высокого уровня, который может сконцен< трировать необходимые ресурсы на одном или нескольких направлениях профессио< нального образования для осуществления элитной подготовки в отношении части обу< чаемых. <...> В#третьих, в мире много приме< ров элитарных университетов, ведущих подготовку элитных специалистов. <...> Как правило, элитная подготовка сопря< жена с более значительными трудовыми, материальными и финансовыми затратами, и тем не менее она необходима с професси< ональной и социальной точек зрения, а в перспективном плане, как показывает ми< ровой и отечественный опыт, экономически целесообразна и эффективна. <...> Выпускники программ элитной подго< товки – «штучный товар» рынка интеллек< туального труда, поэтому одним из прин< ципов системы элитной подготовки явля< ется принцип повышенной индивидуализа< ции содержания и «траектории» образова< тельного процесса, а следовательно, и со< ответствующих этому процессу научно<об< разовательных программ. <...> В рамках академической свободы вуз может выстра< ивать собственные стратегии на рынке об< разовательных услуг, вводить инновацион< ные курсы, предлагать собственное виде< ние той или иной образовательной програм< мы, оптимизировать учебный <...>
Высшее_образование_в_России_№8_2007.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Э. МАНУШИН, А. ДОБРЯКОВ. Модель подготовки элитного специалиста ..........................3 М. САЛАХОВ, А. МАКАРОВ. Филиал как форпост университетской культуры......................16 А. КОЛДАНОВ, И. РЕПЬЕВА, Д. ШУВАЕВ. «Таланты земли нижегородской».................. 22 Л. ГРИБОВ. О некоторых концептуальных проблемах введения бакалавриата ......................26 Ю. КАПУСТИН, Г. ЯГОДИН, Т. ГУСЕВА. Современные информационные технологии в подготовке химиковтехнологов ................................................................. 29 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Д. ТАТЬЯНЧЕНКО, И. ТКАЧЕВ. Организация мониторинга качества деятельности вуза: система и процесс ................................................................................. 36 Ю. ВЕТРОВ, Д. СОМОВ, С. ПЕЧЕРСКАЯ. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ: актуальные проблемы ................................................................. 40 И. РАХИМБАЕВА. Система управления качеством образования на факультете искусств ......................................................................................................... 45 ЮБИЛЕЙ А. ПЕТРОВ. История МАТИ: инновации – наша традиция ...................................... 49 А. ХОВРИН. Партнерство как принцип обучения, воспитания и молодежной политики ..55 А. ГРАБИЛЬНИКОВ. МАТИ и международное образовательное пространство......................59 А. КИРПИЧЕНКОВ, В. ШАЦКИЙ. Научная лаборатория университета – старт в профессию .................................................................................................................. 65 А. САГУЛА. Военное образование в гражданских вузах (современное состояние) ......... 68 Л. ШАЛАМОВА. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи ................................................................................................................................. 72 ONLINE EDUCA С. КУВШИНОВ. Мlearning – новая реальность образования .............................................. 75 Д. ИВАНЧЕНКО. Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) ...................................................................................................................... 79 Г. ТАРАКАНОВ. Педагогическое сопровождение в системе «eLearning» ........................ 82 В. ГРИНШКУН. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов ................................................................................................................. 86 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Первый педагогический вуз Сибири .......................................................................... 90 В. ОБУХОВ. Томский государственный педагогический университет: стратегия успеха ....... 91 В. ДМИТРИЕНКО, С. КУЛИКОВ. Концепция подготовки специалистов для современной науки ................................................................................................................. 94 И. БУХБИНДЕР. Научная школа по теоретической физике ................................................ 96 О. ОСИПОВА, Е. КРЮКОВА. Лингвистическая школа им. А.П. Дульзона........................ 100
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам.главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова ответственный секретарь: Т. В. Гордеева зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Корректор: М. В. Куликова Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 23.07.2007 Усл. п. л. 11. Тираж 2650 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак. № © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ Л. АЛЕКСЕЕВА. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы ........................................... 103 И. МЕЛИКГАЙКАЗЯН. Принципы моделирования уровней образования ............................................................ 105 Е. МИХАЙЛОВА, В. РЕВЯКИНА. Инновационные формы послевузовской подготовки ................................................ 109 В. ЭПП. Программы международной деятельности ............ 111 Н. ЛУКЬЯНОВА, Н. ГАЛЬЦОВА. Коммуникативные практики: конструирование и управление ...................... 115 Е. ЖУКОВА. Профессионализм в сфере HiHume ............... 117 Н. ЖИГИНАС. Этапы формирования профессиональной идентичности педагога ......................................................... 121 И. САЛОСТИНА. Научнообразовательная среда педагогического университета ............................................ 122 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА А. ГАФУРОВА, В. ИВАНОВ, О. ХАЦРИНОВА. Структурирование содержания электронного учебника...125 С. МЕРКУЛОВА. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход ................................................. 127 А. КОНДРАТЕНКО. Автоматизированная обучающая система персонализации обучения .................................... 130 Е. ЯКОВЛЕВА. Эвристическая роль вопроса .......................... 133 Г. КРЕТИНИНА, Н. ГОНЧАРОВА, О. ЧУКСИНА. Межкультурная коммуникация и обучение английскому дискурсу ................................................................................. 135 В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ В. ПОРУС. Этика науки в структуре философии науки ...... 137 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Т. ЯКУБА. Диагностика освоения студентами инновационно экономических категорий ................................................... 149 Л. ТУЧКИНА. Формирование навыков самообразования будущего инженера .............................................................. 150 Е. МИХАЛКИНА. Колледж – вуз: опыт взаимодействия ... 151 Ю. ПОЛЯКОВА. Русский язык как иностранный: проблемы усвоения.................................................................................. 152 Л. ПОНОМАРЕНКО. Дискурс как социальная педагогическая практика.................................................................................. 154 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ А. КОСТИНА. Кто и как контролирует массы? ..................... 156 Elearning как точка опоры ....................................................... 159 Информация к размышлению .................................................. 160 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИК ГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Э. МАНУШИН, профессор А. ДОБРЯКОВ, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана В современном обществе от специалис тов требуется развитая способность быстрой адаптации к постоянно изменяю щимся внешним условиям и психологичес кая готовность самостоятельно решать сложные междисциплинарные задачи. На рынке образовательных услуг в настоящее время всё больше ценятся не только высо коквалифицированные специалисты, но и всесторонне грамотные творческие личнос ти, которые сами «добывают» необходимые знания и на их основе порождают новые. Именно такие гармонично развитые специ алисты приносят своим фирмам наиболь шую прибыль, а потому наиболее востре бованы на рынке труда. Некоторые опросы российских работодателей [1] показывают, что для оценки качества образования всё чаще применяются показатели «скорость адаптации сотрудника в новом коллективе» (около 35% респондентов) и «эффектив ность работы сотрудника» (20%). Элитных личностей логичнее всего го товить в элитарных вузах. В последние годы такие определения встречаются всё чаще. Правда, понятие «элита» часто вы зывает неприятие, так как в нем слишком явно звучит разделение академического сообщества на привилегированные слои и остальную массу. Тем не менее, вопервых, понятие «образовательные учреждения элитарного типа» содержится в Законе РФ «Об образовании» (разд. 5, п. 13). Есте ственно, возникает вопрос о критериях, выделяющих элиту. Вовторых, элитная подготовка – это особая система учебно научного и воспитательного процесса, его организации, обеспечения и реализации [2], имеющая право на существование. Кстати, Модель подготовки элитного специалиста такая подготовка может быть реализована не только в элитарном, но и в любом вузе высокого уровня, который может сконцен трировать необходимые ресурсы на одном или нескольких направлениях профессио нального образования для осуществления элитной подготовки в отношении части обу чаемых. Втретьих, в мире много приме ров элитарных университетов, ведущих подготовку элитных специалистов. К ним относятся Кембриджский, Оксфордский, Парижский (Сорбонна), Гарвардский, Массачусетский технологический, Гейдель бергский университеты, французские «большие школы» (Высшая нормальная школа, Высшая политехническая школа и др.) и ряд других вузов, занимающих пер вые места в мировом рейтинге. Многие из них на протяжении веков готовят специа листов, уровень которых открывает прямой путь в экономическую, финансовую или политическую элиту общества. Как правило, элитная подготовка сопря жена с более значительными трудовыми, материальными и финансовыми затратами, и тем не менее она необходима с професси ональной и социальной точек зрения, а в перспективном плане, как показывает ми ровой и отечественный опыт, экономически целесообразна и эффективна. Выпускники программ элитной подго товки – «штучный товар» рынка интеллек туального труда, поэтому одним из прин ципов системы элитной подготовки явля ется принцип повышенной индивидуализа ции содержания и «траектории» образова тельного процесса, а следовательно, и со ответствующих этому процессу научнооб разовательных программ.
Стр.3