www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Европейская ассоциация гарантии качества eLearning .................. 55
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Гуманитарный университет на Дальнем Востоке (Интервью с ректором ДВГГУ <...> Открытый метод координации в
образовательной политике Европейского Союза .......... 125
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ <...> Давы>
довым, что главное в нем не автономия уни>
верситетов и кредитно>модульная система,
и даже не двухуровневая структура высше>
го образования, а подход к образованию как
к общественному благу и общественной от>
ветственности [2]. <...> Успешная модернизация отечественных
университетов невозможна без регулярно>
го мониторинга европейской университет>
ской политики и адаптации опыта модер>
низации европейских университетов к оте>
чественным условиям. <...> ***
Корни европейских дебатов и дискус>
сий о роли университетов в создании обще>
ства и экономики, основанных на знаниях,
восходят к Лиссабонской стратегии
(2000 г.), в которой была поставлена амби>
циозная цель – создать к 2010 г. самую ди>
намичную и конкурентоспособную эконо>
мику в мире, основанную на знаниях. <...> Одновременно было выработано обще>
европейское понимание того, что достиже>
ние этой цели невозможно без активного
участия европейских университетов, где
сосредоточена львиная доля научных ис>
следований, но они значительно отстают от
американских университетов в области
коммерциализации знаний. <...> Он подчеркнул, что на внут>
реннем европейском рынке высшего обра>
зования студенты и ученые должны пере>
мещаться совершенно независимо и свобод>
но, и предложил как можно скорее вводить
новые бакалаврские и магистерские курсы,
уже согласованные на европейском уров>
не, а также процедуры признания дипло>
мов (квалификаций) через экспансию Ев>
ропейской системы трансфера кредитов
(ECTS) и создавать всеохватывающую сис>
Практика модернизации
тему гарантий качества высшего образова>
ния [7]. <...> Наиболее отчетливо различные точки
зрения на процесс создания европейских <...>
Высшее_образование_в_России_№12_2006.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
Л. ДЯТЧЕНКО, Т. ДАВЫДЕНКО, В. МОСКОВКИН. Европейские дебаты о роли
университетов в обществе знаний: уроки для стран СНГ............................................... 3
В. ШАПОВАЛОВ. Классический университет в поликультурном обществе................... 15
Б. МИСИКОВ. Информационная среда университета ...................................................... 21
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Л. ГРИНКРУГ, Б. ФИШМАН. Аксиологически ориентированное образование:
основополагающие принципы ......................................................................................... 26
Т. ПАНЬШИНА. Субъектная позиция человека и реформирование образования ....... 32
Е. ИГНАТЬЕВА. О менеджменте знаний и неявном знании в образовании .................... 36
У.Д. ЭЛЕРС. О повышении грамотности в вопросах качества в сфере eLearning
в Европе ............................................................................................................................. 42
Ф. НАСЦИМБЕНИ. Европейская ассоциация гарантии качества eLearning .................. 55
ONLINE EDUCA
Гуманитарный университет на Дальнем Востоке (Интервью с ректором ДВГГУ
М.И. Костенко) ................................................................................................................. 58
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
М. АРУТЮНЯН. Мировоззрение: онтологические основы «пайдейи» ........................... 66
Л. ФАРАФОНОВА. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи .......... 71
А. БЕЛЯНИНА. Метод проектов в обучении иностранному языку ................................ 74
Е. ШУЧКОВСКАЯ. Исследование рефлексии у студентов ДВГГУ .................................. 78
О. ШАЛАМОВА. Развитие ключевых компетенций будущего учителя
иностранного языка ......................................................................................................... 81
К. ПОЛУРЕНКО. Спортивногуманистическое воспитание студентов ........................... 84
А. ИЩЕНКО. Здоровье как ценность и педагогическая практика ................................... 87
Е. НАБИВАЧЕВА. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе ...................... 89
Л. ЧЕРНЫШЕВА. О психологическом сопровождении образовательного процесса.... 92
С. ЕКИМОВА. Волонтерское движение в гуманитарном вузе .......................................... 95
Н. ШЕСТАК. Технология обучения в системе непрерывного профессионального
образования ...................................................................................................................... 98
А. БАРАНОВСКИЙ. Корпоративные проекты в МОК ................................................... 103
Л. АУХАДЕЕВА. Особенности коммуникативной культуры татарских и русских
студентов ........................................................................................................................ 105
В. СУЧКОВ, В. ИВАНОВ, Е. КОРЧАГИН. Модель инженерастроителя: компетентност
ный подход ...................................................................................................................... 111
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н.П. Огородникова
ответственный секретарь:
Т. В. Гордеева
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Корректор:
М. В. Куликова
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
email: vovrus@hiedu.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 20.12.2006
Усл. п. л. 11. Тираж 2650 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Заказ №
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
В.Н. БУЛАТОВ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
З. САЗОНОВА, А. СОЛОВЬЕВ. Инженерное образование –
приоритет глобального развития ....................................116
ПАНЬ Шугуан. Изучение русского языка в Китае .............122
И. ЛОМАКИНА. Открытый метод координации в
образовательной политике Европейского Союза ..........125
Л. ЯКУШКИНА. Личностнодифференцированный
подход ................................................................................131
И. ФАТКУЛЛОВ. Подготовка учителя в контексте
педагогической традиции..................................................132
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
Т. БАКИРОВ. Основы формирования экологической
культуры учащихся...........................................................134
М. ФАБИНСКИЙ. Религиозность населения в годы
гражданской войны...........................................................136
ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА. СМИ
Б. САПУНОВ. Медиакультура без культуры? ....................138
И. ЦАТУРОВА, А. ЯКОВЛЕВ, М. АФАНАСЬЕВ,
К. АВЕТИСОВА. Медиакомпетенции в глобальном
информационном обществе ..............................................142
Л. АКОЕВА. Просветительское телевидение
в полиэтничном регионе....................................................145
М. БОГДАНОВИЧ. Библиофильство как феномен
книжной культуры............................................................148
О. ДЕМЧЕНКО. Редактор и режиссер – партнеры или
конкуренты? ......................................................................150
С. ГИЛЬМИЯРОВА. Экологическое образование
в американских университетах ........................................153
В. ЖУРКО. Оптимизация управления высшим образованием .155
В. ГОРБАЧЕВ, А. СМЫК. «Концепции современного
естествознания»: электронный комплекс .......................156
Н. ВЕЩЕВА. Ставка на «опережающих».............................158
О. ОВЧЕНКОВА. Формирование педагогической позиции 160
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Ю. ЕВСЕЕВ, М. ЧУБАРОВ, Л. КОЛОКАТОВА. Физическая
культура как гуманитарный проект.................................162
Проблемы модернизации педагогического образования .. 164
Указатель статей за 2006 год (№1–12) ...................... 167
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
С.Х. КАРПЕНКОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Г.А. ЯГОДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Л. ДЯТЧЕНКО, ректор
Т. ДАВЫДЕНКО, проректор,
В. МОСКОВКИН, профессор
Белгородский государственный
университет
Европейские дебаты
о роли университетов
в обществе знаний: уроки
для стран СНГ
В 2007 году научнопедагогический журнал «Высшее образование в России», меж
региональное издание, ставшее инструментом научной коммуникации вузовской об
щественности, празднует 15летний юбилей. Отражая на своих страницах акту
альные вопросы модернизации высшего образования, проблемы развития науки, жур
нал служит решению задачи обеспечения единства образовательного пространства
России.
За годы плодотворной деятельности издание обрело широкую и благодарную ауди
торию, будучи незаменимым помощником не только руководству вузов и научных
учреждений, но и преподавателям, специалистам в области истории и философии,
социологии и экономики, информатизации и гуманитаризации образования, аспиран
там и магистрантам.
Коллектив Белгородского государственного университета сердечно поздравляет
редакционную коллегию, всех сотрудников журнала с замечательным событием –
15летним юбилеем и желает новых творческих находок, дальнейшего процветания
на благо российского образования.
В
настоящее время модернизация уни
верситетов в странах СНГ охватывает
все три составляющие их деятельности: об
разование, научные исследования, иннова
ции (коммерциализация знаний). В значи
тельной степени эти процессы происходят
в контексте интеграции этих стран в обще
европейское пространство для системы выс
шего образования, причём часто в ущерб ин
теграции в европейское исследовательское
(6я рамочная программа ЕС по исследова
ниям и разработкам) и инновационное (Лис
сабонская стратегия ЕС) пространства. Дей
ствительно, анализ участия российских и
украинских организаций в европейских се
тевых консорциумах показывает, что в них
академические институты в значительной
степени превалируют над университетами
[1]. Касаясь широких дискуссий по участию
отечественных университетов в Болонском
процессе, следует согласиться с Ю. Давы
довым, что главное в нем не автономия уни
верситетов и кредитномодульная система,
и даже не двухуровневая структура высше
го образования, а подход к образованию как
к общественному благу и общественной от
ветственности [2].
Так как участие в Болонском процессе
является добровольным и выражает прин
ципиальную готовность осуществлять со
вместный поиск, то очевидно, что не суще
ствует алгоритма движения по пути, веду
щему к реализации этих идей и соответству
ющих целей. Как отмечается З. Сазоновой,
это – путь совместных творческих исканий
в рамках осуществления грандиозного об
щеевропейского проекта [3]. Поэтому сле
дует только приветствовать создание мето
дологического семинара «Россия в Болон
ском процессе: проблемы, задачи, перспек
тивы», материалы которого размещены на
сайте: www.rc.edu.ru/rc/bologna.
На процесс интеграции образователь
ных систем стран СНГ в общеевропейское
Стр.3