Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №9 2006 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212527
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2006 .— №9 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212527 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Подготовка управленцев нового поколения: на пути к парадигме . <...> Потенциал негосударственных вузов с позиций экономики образования ............. 111 <...> Количество студентов, обучающихся в вузах Хабаровского края, составляет 89,8 тыс. чел., в том числе по дневной форме обучения – 45,2 тыс. чел. <...> Подготовка специалистов в вузах края ведется по 303 направлениям и специальностям. <...> В последние годы вузами края ведется работа по открытию филиалов и представительств в районах края. <...> Наблюдается рост численности обучающихся в негосударственных вузах: в 1995 г. 80 60 <...> Кадровое обеспечение вузов Хабаровского края в них обучалось по всем формам 1055 чел., а в 2005 г. эта цифра составила 7362 чел. <...> И хотя значимость управления осознана социально-политической мыслью давно, в качестве предмета специального анализа эта тема оформляется лишь в ХХ веке, когда создание эффективной системы управления становится важнейшим ресурсом любой страны. <...> Между тем кардинальные социальные преобразования, само дальнейшее существование России как суверенного государства невозможны без подготовки профессиональных управленцев новой формации, вооруженных наукоемкими управленческими технологиями, способных ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, творчески решать актуальные задачи. <...> Социум превращается в легкоизменчивую, труднодоступную для однозначного моделирования, прогнозирования и управления реальность, Практика модернизации фундаментальными характеристиками которой становятся неустойчивость, неравновесность, спонтанность. <...> Представляется полезным создать многосторонние образовательные программы по подготовке управленцев разного уровня на основе опыта управления в разных странах, учитывая их практику решения управленческих проблем. <...> Практика модернизации Перенесение центра тяжести на выделение и первичное структурирование реального проблемного пространства приводит <...>
Высшее_образование_в_России_№9_2006.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года А. ЛЕВЧЕНКО, В. ДАВЫДОВ, Т. ЯКУБА, Б. СМИРНОВ. Мониторинг ВПО в Хабаровском крае: проблемы подготовки кадров .....................................3 А. СУРИН. Подготовка управленцев нового поколения: на пути к парадигме .7 В. ТИТОВА, О. ЛЯМЗИН. Сфера образования и многоотраслевые интегрированные структуры .......................................................................15 ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Е. ГЕВОРКЯН. Кадры высшей школы: актуальное состояние ..........................23 Г. КЛЕЙНЕР. Микроэкономика знаний и мифы современной теории.....................................................................................32 Р. ФАТХУТДИНОВ. Управление конкурентоспособностью вуза .....................37 А. ЮДАНОВ. Выбор стратегии – решающий фактор конкурентоспособности ..............................................................................39 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ М. ЛУКАШЕНКО. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг .............47 Н. РОДИОНОВА. Модель «экономического человека» в системе экономических знаний.................................................................................56 В. ИЛЬИН, Г. АВЕРЬЯНОВА, Ю. ЗОЛОТОВСКИЙ, Т.ИЛЬИНА, Н.КУПЧИН, К. РОМАШКИН. Эволюционизм: от конкуренции к партнерству, от диалектики к аналектике .............................................................................68 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Живые традиции и инновации: опыт ТГГПУ ........................................................ 76 З. НИГМАТОВ. Университетское образование: гуманитарно ориентированный инновационный подход .................................................77 Р. ЗАМАЛЕТДИНОВ. Билингвизм и полилингвизм в сфере высшего образования .................................................................................................82 Ф. СИТДИКОВ. Научная школа – основа креативного потенциала вуза ...........................................................................................85 В. ГАЛЕЕВ. О проекте региональной инфраструктуры информационной поддержки педагога.....................................................................................88 Р. ВАЛЕЕВА, С. УСОВА. Учебноисследовательская работа студентов – средство самореализации личности ............................................................91 Э. ХАБИБУЛЛИНА. Подготовка студентов к творческой деятельности..........................................................................95 А. ВАЛЕЕВ. Студенческий самодеятельный театр............................................99
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора: Н. П.Огородникова Л. Ю. Одинокова ответственный секретарь: Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков К. А. Рыбалко Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@hiedu.ru Подписано в печать с оригиналмакета 08.08.2006 Усл. п. л. 11. Тираж 2650 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Заказ № © «Высшее образование в России» Э. МИНУЛЛИНА. Роль учителя в нравственном воспитании женщины: исторический контекст ....102 Э. ГИЛАЗОВА. От узкой профессионализации к фундаментализации...............................................104 Э. ШАЯХМЕТОВА. Подготовка учителей физики: деятельностный подход .........................................108 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ И. ЗАДОРОЖНЮК. Потенциал негосударственных вузов с позиций экономики образования .............111 В. СУЧКОВ, Р. САФИН, Е. КОРЧАГИН. Диагностика качества содержания практической подготовки студентов ..............................................................119 Л. НИКИТИНА, Ф. ШАГЕЕВА, В. ИВАНОВ. Технология формирования профессиональной компетентности ....................................................125 С. КОСТЕНКО. Жизнеутверждающая адаптация как образ жизни молодого человека............................128 С. КИКТЕВ. О теории последипломного педагогического образования ..............................131 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Материалы круглого стола) .................................... 134 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА В. ВОРОБЬЕВА. Выездные занятия по экологии в военном вузе ..........................................................146 В. ЧЕРНОВ. Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин ..............................................................147 Е. ЧАПАЕВА. Студенческий взаимоконтроль знаний ..149 Р. САБЕКИЯ. Экологическая парадигма модернизации образования...........................................................152 М. ЧУБАРОВ, Л. КОЛОКАТОВА. Физическое воспитание: личностноориентированная модель 154 М. АРХАНГЕЛЬСКАЯ, А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, М. КОРОТЯЕВА. «Методологизация» как элемент профессионального образования .........................156 В. ПРОНИН. Кафка, Солженицын и шестидесятники .158 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ КРУГОЗОР В. КАДЫШЕВСКИЙ. Основы физики: теоретики – практикам ..............................................................163 Ю. ЧУВАШЕВ. Учебник гармонии ...............................165 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А. ЛЕВЧЕНКО, зам. министра образования Хабаровского края В. ДАВЫДОВ, профессор Т. ЯКУБА, заместитель директора научной библиотеки Тихоокеанский государственный университет Б. СМИРНОВ, профессор Дальневосточный государственный университет путей сообщения С истема образования России находится в состоянии постоянного реформиро вания, трансформации и в целом совершен ствования. Меняется и парадигма образо вания. Поэтому изучение проблемы соот ветствия высшего профессионального об разования потребностям социальноэконо мической жизни общества является весьма актуальной задачей. Требуется полная кар тина современных тенденций развития сис темы образования в регионах и условий обеспечения процесса социализации буду щего поколения. С целью определения ос новных направлений формирования госу дарственного заказа на ряд специальностей высшего профессионального образования необходимо проводить постоянный мони торинг выпуска специалистов, согласуя его с действительными потребностями рынка труда. В системе ВПО Хабаровского края дей ствуют 20 вузов (в т.ч. 8 негосударствен ных), 11 филиалов (в т.ч. 9 негосударствен ных) и 4 представительства (в т.ч. 1 негосу дарственного вуза). В последние годы ву зами края ведется работа по открытию фи лиалов и представительств в районах края. Так, в течение 2001 г. Комсомольскийна Амуре государственный технический уни верситет открыл филиал в Ванино и пред ставительства в Хабаровске и Николаевске наАмуре. Получили лицензию в Хабаров ске филиалы Российской академии право судия и Всероссийской государственной академии налоговой полиции. Развитие Мониторинг ВПО в Хабаровском крае: проблемы подготовки кадров сети филиалов государственных учебных заведений является положительным мо ментом, поскольку позволяет приблизить получение образовательных услуг к потре бителю. В системе высшего образования края работают 3811 чел. (на полной ставке), из них 344 чел. имеют звание доктора наук и 1835 чел. – кандидата наук (57,1%). В го сударственных вузах процент остепенен ности составлял в 1990 г. – 43,4%; в 1995 г. – 41,4%; в 2000 г. – 46,9%; в 2005 г. – 51,5%. Как видно, тенденция роста пре рывается в 1995 г. Подобная картина на блюдается и в вузах, ведущих подготовку инженерных кадров для промышленных предприятий, в частности в Тихоокеанс ком государственном университете: в 1990 г. – 41,0%; 1995 г. – 41,4%; 2000 г.– 46,9%; в 2005 г. – 51,5%. Спад в 1995 г. можно объяснить бифуркационными яв лениями, которые происходили в это вре мя в российском социуме (рис. 1–3). Количество студентов, обучающихся в вузах Хабаровского края, составляет 89,8 тыс. чел., в том числе по дневной форме обучения – 45,2 тыс. чел. Подготовка спе циалистов в вузах края ведется по 303 на правлениям и специальностям. Весьма интересен факт роста числа сту дентов вузов по всем формам обучения. По отношению к 1990 г. в 2005 г. численность обучающихся студентов возросла в госу дарственных и негосударственных вузах в 2,2 раза, а без учета негосударственных
Стр.3