Тел./факс: 208*93*04.
email: vovrus@hi*edu.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 20.0 7.2006
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ <...> Коммуникативная культура
«городских» и «сельских» студентов .......... 84
ЮБИЛЕЙ
СГСЭУ: вчера, сегодня, завтра (Интервью с <...> Проблемой является то, что
организационная и содержательная компо'
ненты структуры отстают от реальных по'
требностей образовательной отрасли, они
не позволяют осуществлять развитие кад'
рового потенциала, гарантировать эффек'
тивность целевого использования выделя'
Высшее образование в России • № 8, 2006
4
2006 г. продолжило финансирование в
объеме 125 млн. рублей опережающего по'
вышения квалификации преподавателей по
приоритетным направлениям развития об'
разовательной системы Российской Феде'
рации [3]. <...> К достоинствам опережающего повы'
шения квалификации преподавателей по
приоритетным направлениям можно отне'
сти следующие:
z
организована региональная структу'
ра и обеспечена избирательная мобильность
преподавательских кадров путем выделения
ведущих вузов, организующих повышение
квалификации профессорско'преподава'
тельского состава;
z
повышение квалификации ориенти'
ровано на решение оперативных потребно'
стей образовательной отрасли;
z
существенно повысилась эффектив'
3
Южный
4
Северо-Западный
4
Сибирский
5
Приволжский
6
Центральный
11
0
2
4
6
8
10
12
Количество базовых вузов
Рис. <...> Определенные на 2006 г. в качестве при'
оритетных направления повышения квали'
фикации ППС – информационно'комму'
никационные технологии, современные пе'
дагогические технологии, управление каче'
ством, гуманитарные проблемы современ'
грамме социально'экономического разви'
тия Российской Федерации на среднесроч'
ную перспективу (2006–2008 гг.) <...> .
Роль образовательной отрасли в соци
альноэкономическом развитии России мы
видим прежде всего в следующем: <...> Для достижения стратегических целей
образовательной отрасли при условии со'
хранения лучших традиций отечественно'
го образования в системе повышения ква <...>
Высшее_образование_в_России_№8_2006.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А. СИГОВ, В. КУРЕНКОВ, И. МОСИЧЕВА, В. ШЕСТАК. Новые задачи
системы повышения квалификации профессорско
преподавательского состава вузов .......................................................3
А. ЧУЧАЛИН, О. БОЕВ, А. КРИУШОВА. Качество инженерного
образования: мировые тенденции в терминах компетенций ............9
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
З. САЗОНОВА, Т. ТКАЧЕВА, Н. ДЕМИДОВА. Раздел «Кинематика» в
структуре совместной педагогической деятельности.....................18
В. ИВАНОВ, Т. КОЖЕВНИКОВА. Обучение инженеровнефтяников
в системе ДПО .........................................................................................25
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Миссия социального служения (Интервью с ректором РГСУ
В.И. Жуковым)........................................................................ 31
Л. ЛАПТЕВ. Подготовка кадров для социальной сферы:
инновационная практика .......................................................................41
Г. ОСАДЧАЯ. Научнообразовательный комплекс университета ......45
Т. ЮДИНА. Система менеджмента качества: инновационные
технологии................................................................................................49
Л. ПРОХОРОВА. Воспитательная работа .................................................52
В. ЧЕШИХИНА. Реабилитационные технологии как
средство повышения качества жизни .................................................57
А. КОСТЬЕВ. Шахматное образование ....................................................59
В. ЗАХАРКИН. Безопасность труда и экология .....................................64
Б. БЕСПАРТОЧНЫЙ. Социальное образование в регионе...................66
Н. ШЛИХУНОВ. Ветераны в строю ...........................................................68
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель
редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора:
Н. П. Огородникова
Л.Ю. Одинокова
ответственный секретарь:
Е. А. Гогоненкова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
К. А. Рыбалко
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
email: vovrus@hiedu.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 20.07.2006
Усл. п. л. 11. Тираж 2850 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Заказ №
© «Высшее образование
в России»
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В. МЕСЬКОВ, Ю. ТАТУР. О возможности
приобретения гуманитарных компетенций
в вузе ................................................................... 73
Л. АУХАДЕЕВА. Коммуникативная культура
«городских» и «сельских» студентов .......... 84
СГСЭУ: вчера, сегодня, завтра (Интервью с
В.А. Динесом)........................................... 89
М. ПОПОВ, А. ГУГЕЛЕВ, Э. КОРОТКОВ,
Н. ЯШИН. Повышение качества образования
– основа развития университета ................... 96
В. РУСАНОВСКИЙ. Научный облик
университета.................................................... 105
И. УМАНСКИЙ. Университет: инновационный
путь .................................................................... 113
А. СЫТНИК, С. ПАПШЕВ. Информационные
технологии в СГСЭУ....................................... 117
Г. СЕМЕНОВА. ДПО: новое качество ............... 123
Г. ШЕВАШКЕВИЧ. Филиалы университета ..... 128
ЮБИЛЕЙ
В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ
Существует ли естественный отбор?
Н. РУМЯНЦЕВА. М.М. Сперанский и русская
речь .................................................................... 164
М. ХУДОЯНЦ. Муниципальный служащий:
проблема профессионализма........................ 172
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Ю. ВЕТРОВ, О. БОНДАРЕНКО. Подготовка
профессионалов в сфере культурного
сервиса: case studies ........................................ 174
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель
И.С. БОЛОТИН
В.А. БОНДАРЕНКО
В.Н. БУЛАТОВ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
С.Х. КАРПЕНКОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Г.А. ЯГОДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
(Материалы круглого стола) ................... 132
КРУГОЗОР
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А. СИГОВ, профессор, ректор
В. КУРЕНКОВ, доцент
Московский государственный институт
радиотехники, электроники и автома
тики (технический университет)
И. МОСИЧЕВА, начальник отдела
В. ШЕСТАК, консультант
Федеральное агентство по образованию
П
роблема негибкости, инерционности,
слабой реакции системы образования
на внешние сигналы во многом связана с
проблемой дефицита преподавательских и
управленческих кадров необходимой ква
лификации.
В настоящее время на базе 175 вузов и
39 учреждений дополнительного образо
вания, подведомственных Рособразова
нию, действует исторически сложившаяся
структура повышения квалификации. Эта
структура в основном ориентирована либо
на предметное повышение квалификации,
либо на переподготовку специалистов об
разовательной отрасли и финансируется
путем сметных назначений Рособразования
подведомственным вузам согласно ежегод
ному приказу «О контрольных цифрах при
ема слушателей системы дополнительного
профессионального образования Рособра
зования, обучающихся за счет средств фе
дерального бюджета» в объеме 58 899 слу
шателей (в 2006 г. действует приказ Рособ
разования от 07.04.2006 № 130).
В принципе, имеющаяся структура спо
собна обеспечить повышение квалифика
ции профессорскопреподавательского со
става (ППС) в соответствии с установлен
ным законодательством нормативом – один
раз в 5 лет [1]. Проблемой является то, что
организационная и содержательная компо
ненты структуры отстают от реальных по
требностей образовательной отрасли, они
не позволяют осуществлять развитие кад
рового потенциала, гарантировать эффек
тивность целевого использования выделя
Новые задачи системы
повышения квалификации
профессорскопреподавательского
состава
вузов
емых бюджетных средств, избежать «ухо
да» в бизнесобразование, обеспечивать
соответствующие мониторинг и контроль
со стороны Рособразования, а также раз
витие других системных факторов.
В соответствии с решением коллегии
Рособразования от 13.12.2005 г. [2] разра
ботан план модернизации действующей
структуры, рассчитанный на превращение
ее в эффективную систему, включая фор
мирование следующих системообразую
щих факторов: создание Совета Рособра
зования по дополнительному образованию
и повышение роли учредителя – Рособра
зования – в проводимой работе; выделение
подразделений в вузах, реализующих про
граммы повышения квалификации препо
давателей; разработка механизма обеспече
ния комплементарности направлений повы
шения квалификации; ориентация повыше
ния квалификации на решение отраслевых
проблем; введение новых форм отчетнос
ти, обеспечивающих раскрытие полного
потенциала образовательного учреждения
в области дополнительного образования, и
т.п. Новые принципы были обсуждены на
семинаре для руководителей и специалис
тов системы дополнительного образования
«Развитие и совершенствование системы
дополнительного профессионального обра
зования в 2006–2007 годах» (22–24 июня
2006 г., Академия дополнительного обра
зования «Учебный центр подготовки руко
водителей», г. Пушкин).
Параллельно с этой работой в 2005 г.
Рособразование впервые осуществило и в
Стр.3