E-learning в России: от хаоса к глубокому ускорению .............. 16
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ <...> , профессор, начальник УМУ
Красноярская государственная медицинская академия
М
едицинский вуз – это организация по
оказанию услуг в виде исследований
и обучения. <...> Сутью «философии» процессно-ориентированной модели внутривузовской системы управления качеством является не
программирование людей на подчинение
определенным правилам, а опора на потенциал педагогического сообщества и академические свободы [2]. <...> Задача внутривузовской системы управления качеством – оказывать влияние на
каждый из этих компонентов с помощью
мониторинга их действительных значений
и проведения необходимых мероприятий
для приближения их к оптимальным. <...> Структурирование внутривузовской системы управления качеством на основе процессного подхода, обеспечивая четкое вы-
4
Высшее образование в России • № 3, 2006
деление процессов, определение ответственности и полномочий в управлении
ими, дает уникальную возможность анализа оптимальности ресурсного обеспечения
образовательного процесса. <...> Внедрение данной системы позволяет облегчить мониторинг успеваемости,
необходимый для вынесения своевремен-
Практика модернизации
ных решений о проведении предупреждающих и корригирующих мероприятий. <...> В настоящее время научно-методический
потенциал АУШПО составляют: Барнаульский государственный педагогический университет (БГПУ), Бийский госпедуниверситет, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
(АКИПКРО), шесть педагогических колледжей, базовые образовательные учреждения
(школы, детские сады, центры) Алтайского
края. <...> Теоретической основой деятельности
АУШПО является концепция непрерывного образования, которая способствует определению структуры, содержания и организационных форм деятельности каждого
из входящих в комплекс учебных заведений и образовательных учреждений [1, 2]. <...> В рамках проекта АУШПО <...>
Высшее_образование_в_России_№3_2006.pdf
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И. АРТЮХОВ, О. ШТЕГМАН, С. НИКУЛИНА, П. САМОТЕСОВ,
Д. РОССИЕВ, Е. ШАРАЙКИНА. Менеджмент качества подготовки
специалистов (Опыт КГМА) ............................................................................ 3
А. СВИРИДОВ, В. ЛОПАТКИН. Преемственность педагогического
образования в регионе ...................................................................................... 6
Л. САНКИН. Аккредитация вуза в контексте управления качеством
образования....................................................................................................... 9
Ю. РУБИН. Elearning в России: от хаоса к глубокому ускорению .............. 16
В. КОЛЕСОВ. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» .... 24
С. МЕДВЕДЕВ. Болонский процесс, Россия и глобализация ..........................31
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Классический университет на Вятской земле ..................................... 37
Е. ПИМЕНОВ. Вятский государственный университет:
концепция развития........................................................................................ 38
В. КОЖИН. Наука в университете инновационного типа .............................. 43
А. ГОЛОВАНОВ. Инновации в образовательной деятельности университета 48
В. ВЛАДИМИРОВ, З. КАРПАСОВА, Г. МОКРЕЦОВА. Модернизация
управления университетом: экономический аспект ................................... 52
В. КОНДРАТОВ. Интеллектуальный ресурс развития региона (из истории
вуза) ................................................................................................................. 57
И. ДАРМОВ. Микробиология: кадры решают всё! .......................................... 60
С. ЛИТВИНЕЦ, С. ФОМИН. Ставка на молодежь ......................................... 63
В. МЕЛЮКОВ, А. ЧИРКОВ, А. КОРЕПАНОВ. Инновационные
направления в сварочной науке и технологии.............................................. 67
И. ТРУШКОВА. Гуманитарные технологии в образовании ........................... 70
А. КРАСНЫХ. Научнопроизводственный центр «Электробезопасность» ... 74
Т. ИВАНЦЕВА. Можно ли изменить место встречи?...................................... 77
Т. КОРЧЕМКИНА. Электронная библиотека................................................. 80
Л. БЕЗВЕРХОВА. Архитектурный студенческий центр................................. 83
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
А. ПЕТРОВ, А. ХОВРИН, Л. ШАЛАМОВА. Организация воспитания в вузе .... 87
А. ПОПОВ, С. МИЩЕНКО. Олимпиадное движение студентов.................. 90
А. ИВАШКИН, А. ШАПОВАЛОВ. «Карьерная подготовка» менеджера ... 93
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель
редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора
Н. П. Огородникова
Л.Ю. Одинокова
ответственный секретарь
Е. А. Гогоненкова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
А. М. Банкетов
К. А. Рыбалко
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
email: vovrus@hiedu.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 21.02.2006
Усл. п. л. 12. Тираж 2700 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Заказ №
© «Высшее образование
в России»
И. СМИРНОВА. Модели обучения ........................... 96
Л. АБРЕКОВА, М. ХУДОЯНЦ. О формировании
готовности личности к экономической
деятельности ......................................................... 100
В. КУЗНЕЦОВ. Психологический менеджмент в
системе управления вузом................................... 103
Соединяя духовность и прагматизм (Интервью
с ректором Л.А. Заксом) ............................ 105
ЮБИЛЕЙ
И. КОЩЕЕВА. Устремленность в будущее............ 113
Л. МЯСНИКОВА. Научные школы
в негосударственном вузе .................................... 117
Г. ЗБОРОВСКИЙ, Е. ШУКЛИНА. Эффективность
профессиональной подготовки: проблемы
социологического измерения .............................. 121
А. СЕМИТКО. Юридический факультет:
«болонский» формат и качество образования .. 127
С. БАЛМАЕВА. Современный журналист:
универсальность и ответственность ................... 130
А. ПУЧКОВ, Е. БАТЮТА. Факультет социальной
психологии – образование для жизни ................ 133
С. ГЛУШКОВА. Права человека как ценность
образовательного процесса ................................. 138
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Н. САМСОНОВА, И. ИЕРОНОВА. Профессио
нальный тренинг ................................................... 143
П. БОЙКО. Актуальность абсолютного идеализма 144
А. ЯКУШЕВ, С. КОНОНОВА. Присуждение ученых
степеней в университетах Российской империи
(Статистический анализ) ...................................... 147
Н. ДУДКИНА, Г. ГУРЬЕВ. Алгоритмизация
процесса обучения в техническом вузе .............. 150
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Г. ФОМЕНКО, Л. ОЖИГОВА. Встреча психологов
и философов.......................................................... 153
И. БОЛОТИН. Новое в экономике образования... 155
М. БАЗИКОВ. Образовательный ресурс и
человеческий потенциал....................................... 157
А. ГОРДЕЦОВ. Испытанный временем .................. 159
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель
И.С. БОЛОТИН
В.А. БОНДАРЕНКО
В.Н. БУЛАТОВ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
С.Х. КАРПЕНКОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Г.А. ЯГОДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И. АРТЮХОВ, профессор, ректор
О. ШТЕГМАН, доцент
С. НИКУЛИНА, профессор, проректор
П. САМОТЕСОВ, профессор, 1й проректор
Д. РОССИЕВ, профессор, проректор
Е. ШАРАЙКИНА, профессор, начальник УМУ
Красноярская государственная медицин
ская академия
М
едицинский вуз – это организация по
оказанию услуг в виде исследований
и обучения. Если на эти «продукты» нет
спроса, то перед ним, как перед любым дру
гим предприятием, встает вопрос о суще
ствовании – он исключается из рынка. Ме
дицинский вуз должен подчиняться таким
законам рынка, как ориентация на клиента,
качество и способность к конкуренции. В
связи с этим становится необходимым фор
мирование организационноэкономическо
го образа мышления: если администрация
вуза стремится финансировать образова
тельную деятельность из собственных ис
точников, предоставлять платные услуги по
обучению и повышению квалификации, не
обходимо иметь хорошо отлаженную уп
равленческую систему.
Все это указывает на важность внедре
ния в вузе системы менеджмента качества
учебного процесса. При ее построении сле
дует исходить из принципа универсально
сти применяемых моделей и стандартов, т.е.
из унифицированности системы оценки ре
зультатов деятельности как самими вуза
ми, так и внешними инвесторами, клиента
ми и партнерами. Учитывая, что в настоя
щее время для построения систем менедж
мента наиболее широко применяются стан
дарты ISO серии 9000 [1], наша медицинс
кая академия выбрала эту же модель для
создания своей системы менеджмента ка
чества предоставления образовательных
услуг.
Руководство академии сформулирова
ло миссию и политику вуза в области каче
ства, тем самым документально закрепив
Менеджмент качества
подготовки
специалистов
(Опыт КГМА)
новое направление его развития, ориенти
рующее всех сотрудников на кооператив
ное достижение единых целей в подготов
ке высококвалифицированных медицинс
ких кадров.
Сутью «философии» процессноориен
тированной модели внутривузовской сис
темы управления качеством является не
программирование людей на подчинение
определенным правилам, а опора на потен
циал педагогического сообщества и акаде
мические свободы [2].
Качество подготовки специалиста как
процесса и результата синтезируется из
следующих компонентов:
l
качества потенциала абитуриента,
представляющего «вход» в систему подго
товки специалиста;
l
качества рабочих программ препода
вания учебных дисциплин;
l
l
ров;
качества подготовки студентов (ре
ализации программ преподавания учебных
дисциплин и образовательных технологий).
Задача внутривузовской системы управ
ления качеством – оказывать влияние на
каждый из этих компонентов с помощью
мониторинга их действительных значений
и проведения необходимых мероприятий
для приближения их к оптимальным.
Структурирование внутривузовской си
стемы управления качеством на основе про
цессного подхода, обеспечивая четкое вы
l
l
l
качества инфраструктуры;
качества контрольных процедур;
качества образовательных технологий;
качества научнопедагогических кад
Стр.3