Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №5 2005 (190,00 руб.)

0   0
Страниц178
ID212511
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2005 .— №5 .— 178 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212511 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

От творческого конкурса к экзамену по медиакультуре . <...> Об основаниях энциклопедистики как науки ............ 102 Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. <...> Научный текст как источник в историко-научном исследовании. <...> Процесс обучения в течение всей жизни существует в пределах «экономики знаний». <...> Это означает, что процесс обучения должен вовлекать ряд партнеров, например обучающегося индивида, его семью, работодателя, государство. <...> В соответствии с российским законодательством, вузам предоставлено право осуществлять международную деятельность самостоятельно, без привлечения или даже извещения государственных органов власти. <...> Созданный в 1930 г. как тракторостроительный институт, ВолгГТУ был открыт в год пуска Сталинградского тракторного завода, и его главной задачей стала подготовка инженерных кадров для тракторостроения и других машиностроительных отраслей. <...> После возвращения осенью 1943 г. в Сталинград коллектив института все силы направил на восстановление вуза. <...> В 1993 г. вуз получил статус Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ). <...> Количество докторов наук, профессоров увеличилось с трех в 1962 г. до 20 в 1980 г., 44-х – в 1990, 96 – в 2000 и 120 на 01.01.2005 г. Заметный рост квалификации профессорско-преподавательского состава, признание авторитета научных школ ВолгГТУ в России и за рубежом позволили расширить перечень специальностей аспирантуры и численность аспирантов, а в 1989 г. открыть докторантуру. <...> Повышению активности преподавателей кафедр и факультетов в немалой степени способствовала внедренная в ВолгГТУ в 1992 г. рейтинговая система оценки их деятельности. <...> совершенствования производства полимеров и мономеров – А.П. Хардин, в области гидродинамики и тепломассопереноса в неньютоновских средах – Н.В. Тябин, в области синтеза и исследования свойств адамантансодержащих <...>
Высшее_образование_в_России_№5_2005.pdf
Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Е. БУТКО, И. МОСИЧЕВА, В. ШЕСТАК. Дополнительное образование в России. XXI век ......................................................................................3 И. НОВАКОВ, Ю. ПОПОВ, В. ПОДЛЕСНОВ. 75 лет служения Отечеству .................................................................................................11 Ю. КЛЕЩЕВСКИЙ, О. РЯЗАНОВА, О. КИРИЛИЧЕВА. О научно исследовательской работе в торговоэкономическом вузе............20 В. ГРЫЗЛОВ. Качество образования: диалектика позиций и уровней ....25 Д. ТРУБЕЦКОВ. Факультет нелинейных процессов ..............................28 М. ХУСАИНОВ, Т. ХЛЕБНИКОВА, А. ОВЧИННИКОВА, А. ТИМЕРБУЛАТОВА. Региональный центр довузовской подготовки................................................................................................35 И. НАЛЕТОВА. Диверсификация высшего образования: вызов университетам .........................................................................................39 А. КАРПОВ. Молодежь в науке..................................................................46 Н. НУРИЕВ, В. ИВАНОВ. Инварианты подготовки конкуренто способных специалистов .......................................................................53 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Е. ГАФФОРОВА. Планирование в системе менеджмента качества вуза ... 56 Ю. ВЕТРОВ, М. МЕЛЬНИКОВА. Проблема моделирования педагоги ческих систем...........................................................................................59 А. СЕРЫЙ. Становление компетентности практического психолога ...63 60 ЛЕТ ПОБЕДЫ А. ЛАЗАРЕВ, А. ДРУГОВСКАЯ. Курский мединститут в годы войны ..67 А. ПЕТРОВ, И. БОЛОТИН, В. ЗМЕЕВ. МАТИ: новосибирский этап жизни.........................................................................................................75 И. ФАТЕЕВА. От творческого конкурса к экзамену по медиакультуре . 86 К. ТАРАСОВ. Аудиовизуальная культура и образование ....................90 ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА. СМИ А. РАЗУМОВ. Энциклопедизм и культура ...............................................97 С. КОРСАКОВ. Об основаниях энциклопедистики как науки............102 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Корреспондент: Ю. Г. Седова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@hiedu.ru Подписано в печать с оригиналмакета 21.04.2005. Усл. п. л. 13. Тираж 2500 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127650, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ Н. КУЗНЕЦОВА, М. РОЗОВ. Научный текст как источник в историконаучном исследовании. 107 Б. ЮДИН. Природа человека: конструктивизм против натурализма........................................ 113 КРУГОЗОР Г. ЧЕРНОГОРЦЕВА. Философия в техническом вузе (как заинтересовать студентов?) ........ 122 В. КУРАШОВ. Уроки Н.И. Лобачевского ......... 124 А. БОБКОВ. Нравственность и религия ........... 127 А. КАСЬЯН. Университет: образование и идеология (середина ХХ века)...................... 130 А. КИСЕЛЕВ. Доктор государственных наук.. 137 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ М. ЕВДОКИМОВ. Образование как культуро творчество: мифы и реальность ................... 147 Т. ДАВЫДЕНКО, И. ИРХИНА. Антропологи ческие ценности в подготовке будущего учителя .............................................................. 148 М. КОЧЕТКОВ. Приоритет – практическим занятиям ............................................................ 151 О. БУЛАВЕНКО. О системе экономического образования Дальневосточного региона ... 153 О. ГАБИНСКАЯ, Н. ДМИТРИЕВА. Практическая подготовка ........................................................ 156 Е. ВОРОНИНА, Е. КОРЧАГИН, Е. МАТУХИН. Система многоступенчатой профессиональ ной подготовки ................................................ 158 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ Н. МИНКИНА. Образование: социологический ракурс ................................................................ 162 О. ДУДИНА. Круглый стол в Финансовой академии............................................................ 164 М. КОЛТЫПИНА. К. Маркс и естествознание 166 Н. АГАФОНОВА. Философия для будущего ученого .............................................................. 167 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА А.К. КУСАИНОВ М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.М. СЕРГЕЕВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ И.И. ХАЛЕЕВА А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПР Обсуждаем проблему АКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Е. БУТКО, начальник управления И. МОСИЧЕВА, начальник отдела В. ШЕСТАК, консультант Федеральное агентство по образованию Дополнительное образование в Ðîññèè. XXI век ... Я выступаю за постоянное образование всех во время всей их жизни. Я считаю, что у нас концепция образования должна в корне поменяться. Это связано не только с Россией, это связано с миром. На сегодняшний день самое блестящее образование, которое вы получили в лучшем университете, вам хватит на 5, максимум на 10 лет. Независимо от того, какое образование вы получили… А.А. Фурсенко, министр образования и науки РФ Т енденции развития образования вплетены в глобальные процессы, происходящие в современном мире: вместо относительной стабильности – перманентные изменения; географи ческая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и, ут рачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции; про исходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информаци онных пространств; экономика ориен тируется на знания (knowledgebased economy) и информационные техноло гии (формируется так называемая «но вая экономика») [1]. В «новой экономике» мировой ры нок товаров и услуг представлен сетью взаимосвязанных цепочек приращения капитала, формирующих единую сис тему, в которой основная масса добав ленной стоимости концентрируется в звеньях, отвечающих за разработку ин новационных технологических и уп равленческих решений. Эффектив ность и сама возможность инноваци онной деятельности определяются прямыми и обратными связями между различными стадиями инновационно го цикла, производителями и потреби телями услуг (в том числе знаний), фир мами, рынком, государством и други ми социальными партнерами, включая зарубежных. При этом большую роль играют локальные (региональные) кла стеры и глобальные альянсы по созда нию, распространению и применению инноваций, прямые иностранные инве стиции, «рождение» малых фирм, нау коемкие деловые и консультационные услуги, мобильность квалифицирован ных кадров, особенно в плане их вне дрения в новые области производства (переподготовка и повышение квали фикации). Образование становится важней шей сферой новой экономики, являясь, с одной стороны, источником, обеспе чивающим кадровый потенциал ее ин фраструктуры, с другой стороны – по стоянно нарастающим по масштабам самостоятельным рынком услуг [2], конкурируя по мощности финансовых потоков и размерам добавленной сто имости с другими сегментами рынка. Образовательные учреждения (далее – ОУ) все чаще рассматриваются как «экономические корпорации», и, сле довательно, с них как бы снимается осо бый статус просветительского центра, сеющего «разумное, доброе, вечное». Экономика диктует требования о при равнивании ОУ к ряду других субъек
Стр.3