Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №4 2005 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212510
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2005 .— №4 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212510 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зарождение военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России ..................... 143 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА <...> Однако на протяжении веков неизменной по сути остается их главная миссия – обучение интеллектуальной деятельности как профессии, воспитание <...> Таким путем обучение соединяется с производительным трудом и поисковой деятельностью, а процесс образования продолжается постоянно на протяжении всей человеческой жизни. <...> Главное в понятии «университетский комплекс», на наш взгляд, – это лежащий в его основе процесс интеграции, причем интеграции не только по 8 Âûñøåå îáðàçîâàíèå â Ðîññèè • ¹ 4, 2005 уровням образования, но и по сферам деятельности – учебной, научной, инновационной. <...> С l содержание образовательных программ, l уровень и качество довузовской подготовки абитуриентов, l квалификация педагогических кадров, l материальная база образовательного учреждения, l социальная защищенность сотрудников и студентов, l внешние экономические условия, l морально-психологический климат в учебном заведении и др. <...> Мы согласны с многоуровневым подходом к оценке качества высшего образования, однако считаем, что необходимо вычленить не три [3], а пять уровней: 1) государственный, 2) отраслевой (например, здравоохранение), 3) система довузовского образования, 4) конкретный вуз, <...> здана система довузовской подготовки учащихся, включающая следующие подразделения: <...> 1) факультет довузовской подготовки (ФДП) с трех- и двухгодичными сроками обучения; <...> Поскольку математическая подготовка занимает центральное место в ряду фундаментальных курсов инженерных специальностей, следует представлять себе состояние «водоема», в которое мы собираемся войти. <...> Математическая подготовка в Великобритании Группа аналитиков отмечает в своем докладе (май 1999) значительное падение уровня математического образования студентов за последние 10 лет [1]. <...> Рекомендации SEFI к программе математической подготовки Обсуждение проблем инженерного образования <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2005.pdf
Журнал издается с 1992 года В. АТОЯН, Н. КАЗАКОВА. Университеты в современном обществе ...................3 Б. ЕРМОШЕНКО, В. ПОРОДЕНКО, Т. ЛИТВИНОВА. Система управления качеством ...............................................................................................................9 О. БОЕВ, О. ИМАС. Тенденции математической подготовки инженеров .........15 ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Э. ЗЕЕР, Э. СЫМАНЮК. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования ....................................................................23 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А. ДОРОФЕЕВ. Профессиональная компетентность как показатель качества образования.........................................................................................................30 О. ВОЛКОВА. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ ..............................................................................34 М. НОСКОВ, В. ШЕРШНЁВА. Компетентностный подход к обучению математике ..........................................................................................................36 В. ИЩЕНКО, З. САЗОНОВА. Системноориентированная технология (компетентностный подход) .............................................................................40 Как живёт провинциальное образование? (Интервью с И.С. Захаровым) ... 45 Мой «Курский политех»(Монолог первой выпускницы) ...................................52 Ф. СТАРКОВ, В. УМРИХИН. Система дополнительного профессионального образования.........................................................................................................56 В. ПОЛИЩУК. Обучение и воспитание: комплексный подход ..........................62 Т. ЛЕОНТЬЕВА. Университетский комплекс непрерывного профессионального образования ....................................................................68 Н. ШУЛЬГИНА. Культура русского языка в техническом вузе ........................72 В. ТИТОВ. Кафедра вычислительной техники: некоторые итоги......................78 С. ХАРЗЕЕВА. Адаптивноразвивающее обучение в вузе ...................................80 Н. КОРЕНЕВСКИЙ. О кафедре «Биомедицинская инженерия» .......................82 Е. БОЙЦОВА, В. ДРОЗДОВ. Модульнорейтинговая система на базе тестовых технологий...........................................................................................................83 А. ОВЧИННИКОВА. Ассоциация студенческого самоуправления ...................86 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Корреспондент: Ю. Г. Седова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@hiedu.ru Подписано в печать с оригиналмакета 21.03.2005. Усл. п. л. 13. Тираж 2600 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127650, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» Т. БЕЛЫХ. Научной библиотеке – 40 лет .....................88 Никто не забыт (Рассказывает В.М. Купченко)... 90 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ В. АРУТЮНОВ, Л. СТРЕКОВА. О дифференциации высшего образования ................................................94 А. ПОПОВА. О бедном ученом замолвите слово ..... 100 Т. ИВАНЦЕВА. Гуманитаризация образования в информационном обществе.................................. 104 Г. ОВСЯННИКОВА. Система дополнительных образо вательных услуг (университетский комплекс) .. 108 М. МАЗНИЧЕНКО. Чего боится вузовский преподаватель? ....................................................... 112 60 ЛЕТ ПОБЕДЫ В. ПРИХОДЬКО, А. СТАХЕВИЧ, Н. ШАШИНА. Выпускники МАДИ – участники Великой Отечественной войны............................................. 122 З. САЗОНОВА. Живая память..................................... 127 Е. ОЛЕКСЕЮК, Б. ЯКОВЛЕВ. Зов памяти .................... 130 В. КОРОВИН, В. СВИРИДОВ. Из истории гуманитарной подготовки будущих офицеров .................................137 В. МАСЯГИН. Зарождение военнопрофессиональной подготовки офицеров ВМФ России ..................... 143 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В. ШИШКИНА. Педагогическое содействие ............ 148 Т. ЩЕЛИНА. О духовном измерении педагогики.... 151 Д. ИЛЬЯСОВ. Требования к повышению квалификации руководителей ........................................................ 154 А. КОБРИНСКИЙ. Образовательная политика и законотворчество (1990е годы) .......................... 156 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ И. ЗАДОРОЖНЮК. Всемирный форум в Дубне ....... 160 С. КУРЕВИНА. История отечественной науки в региональном измерении ...................................... 162 Студенческая мобильность: опыт НГЛУ им. Н.А. Добролюбова........................................... 164 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА А.К. КУСАИНОВ М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.М. СЕРГЕЕВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ И.И. ХАЛЕЕВА А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПР Обсуждаем проблему АКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В. АТОЯН, профессор, первый проректор Н. КАЗАКОВА, профессор Саратовский государственный технический университет У стойчиво и динамично развиваю щееся общество могут построить только люди современно образован ные, способные гибко и разумно реа гировать на постоянные изменения, обладающие развитым чувством ответ ственности за судьбу свою и своей страны. Непременным условием вос питания таких кадров становится опе режающее развитие общеобразова тельной и профессиональной школы, для чего государству необходимо реа лизовывать продуманную, стратеги ческиориентированную политику в области образования. Одну из важнейших ролей в данном процессе могут и должны сыграть уни верситеты как ключевой элемент сис темы профессионального образова ния. Существуя в Европе более 900 лет, а в России – около 300, они внесли вы дающийся вклад в развитие цивилиза ции, в становление современной науки во всем мире. Университеты относят ся к эталонным центрам культуры, спо собствующим сохранению и развитию многообразия культурных достижений человечества. За долгий период своей истории университеты претерпели и продолжа ют претерпевать значительные изме нения, к которым их побуждают и по стоянно трансформирующиеся по требности общества, и внутренняя ло гика развития человеческого познания. Однако на протяжении веков неизмен ной по сути остается их главная мис сия – обучение интеллектуальной дея тельности как профессии, воспитание Университеты в современном обществе интеллектуаловпрофессионалов на основе постоянного приращения науч ных знаний. Сформировавшийся в последние двести лет в Европе тип университета в основе своей развивает идеи Гум больдта об исследовательском универ ситете. Поиск истины в процессе ис следований, передача и распростране ние ее в процессе обучения, формиро вание личности с высокой интеллекту альной культурой в процессе воспита ния – основные задачи университета. Все три задачи тесно взаимосвязаны, и процесс их решения базируется на на личии академической свободы универ ситетов. Однако радикальные технологичес кие, экономические, культурные сдви ги, охватившие все социальные инсти туты общества в последней четверти ХХ века, не могли не затронуть и уни верситеты. Растущая роль знаний и информации в социальноэкономичес ком развитии и превращение их в один из ключевых факторов экономическо го благосостояния и конкурентоспо собности, бурный рост информацион нотелекоммуникационных техноло гий, позволяющий с невиданной ранее скоростью распространять новые зна ния, изменения на рынке труда, когда наукоемкие технологии требуют высо коквалифицированных работников и снижают спрос на малоквалифициро ванный труд, глобализация мировой экономики – все это повышает требо вания к университетам в части удовлет ворения ими социальных потребностей
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.