Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №9 2004 (190,00 руб.)

0   0
Страниц176
ID212503
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2004 .— №9 .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212503 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

, директор Центра академической мобильности Томский политехнический университет, Ассоциация инженерного образования России И нженерное образование в России имеет богатые традиции. <...> В советский период успехи СССР в инженерном образовании во многом способствовали развитию космической индустрии, оборонного потенциала, энергетического, машиностроительного, металлургического и химико-технологического комплексов. <...> Например, в Томском политехническом университете 95% выпускниковбакалавров, не покидая вуза, продолжают обучение по программам дипломированных специалистов и магистров. <...> Аналогичные проблемы имеют место в странах – участницах Вашингтонского соглашения (Washington Accord) о взаимном признании систем аккредитации инженерных программ (США, Великобритания, Канада, Австралия и др.) <...> . Вероятно появление данных проблем для России в Европе, несмотря на то, что она присоединилась к Лиссабонской конвенции 1997 года о признании квалификаций в области высшего профессионального образования в Европейском регионе [7]. <...> Следует особо отметить, что во многих развитых странах мира существует двухступенчатая система признания инженерных квалификаций. <...> Вторая ступень — признание профессиональной квалификации инженеров через их сертификацию и регистрацию. <...> Такая система реализуется в каждой стране национальными неправительственными профессиональными организациями — инженерными советами, имеющими в своем составе, как правило, органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов: ABET (CША), ECUK 5 (Великобритания), CCPE (Канада), IEAust (Австралия) и др. <...> Международное признание квалификаций инженеров обеспечивается также в два этапа: путем заключения соглашений, направленных на взаимное признание образовательных программ (Washington Accord, 1989 г.), и соглашений о взаимном признании национальных систем регистрации профессиональных инженеров (Engineers Mobility Forum, 1997 г.; APEC Engineering Register, 2000 г.) [8]. <...> В большинстве <...>
Высшее_образование_в_России_№9_2004.pdf
Журнал издается с 1992 года Ю. ПОХОЛКОВ, А. ЧУЧАЛИН, О. БОЕВ. Бакалавринженер: реальность и перспективы для России......................................................................................3 Д. ПУЗАНКОВ, И. ФЕДОРОВ, В. ШАДРИКОВ. Взгляд на развитие системы высшего профессионального образования.....................................................14 ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЗБОРОВСКИЙ, Е. ШУКЛИНА, Н. ТЕЙТЕЛЬМАН. Образовательные потребности студентов в малом городе ..........................................................18 А. ЗАПЕСОЦКИЙ. Высшее образование: доступное и платное .........................30 И. ИЛЬИНСКИЙ. Об экономической природе современного отечественного образования ............................................................................39 В. ЗЕРНОВ. Негосударственный сектор: анализ, прогноз развития .................52 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Как воспитать учителя ......................................................................................60 З. НИГМАТОВ. Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе ..........................................................................................61 И. ЯРМАКЕЕВ. Воспитательный потенциал учебных дисциплин.......................64 Д. ВИЛЬКЕЕВ. Формировать отношение к жизни через отношение к знаниям .............................................................................................................70 Г. ГАБДУЛЛИН. Личностноориентированное педагогическое образование ..73 О. СИНИЦЫН. Воспитательные возможности истории .....................................75 Л. МИРОШНИЧЕНКО. Воспитываем патриотов ...................................................78 Г. ДАУТОВА. Поликультурные ориентиры в образовании .................................81 З. ХУСАИНОВ. Об экологической культуре.........................................................84 А. БОНДАРЬ. Наполняя духом сотрудничества и сотворчества .......................86 И. РАХИМОВ. Экологическое воспитание будущих учителей ..........................89 Л. ВОЛОВИЧ. Нравственное измерение учебных дисциплин .............................92 Обращение к педагогам и руководителям образовательных учреждений России ..................................................................................................................94 ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Корреспондент: Ю. Г. Седова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrussia@umail.ru Подписано в печать с оригиналмакета 12.08.2004. Усл. п. л. 14. Тираж 2600 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127650, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ М. СТРИХАНОВ, Д. ТРУБЕЦКОВ, А. КОРОНОВСКИЙ, А. ХРАМОВ, М. ХРАМОВА, В. БУНИНА, Т. ЧВАРУН. Проблема качества научных публикаций аспирантов .................................................................. 96 В. КУЗНЕЦОВ, Е. КЛЫГИНА, Т. ФЕДОСОВА, А. ГОРБАЧЕВ. Учебник в постиндустриальную эпоху..........................................................................103 Ю. ТЮННИКОВ, М. МАЗНИЧЕНКО. «Педагогика»: диалектический курс...............................................108 Г. ДЖАМАЛУДИНОВ. Образование – это и воспитание .............................................................115 М. ВРАЖНОВА. О системе профессиональной адаптации студентов ...............................................118 Г. КАЛЕДА. Наука и Библия о сотворении мира .......125 М. РОЗОВ. «Парадигма», «дисциплина», «коллекторская программа».................................136 В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ С. БАРАБАНОВА. Образовательное законодательство (проблемы кодификации).......................................142 Г. ЕРМОШИН. На пути в европейское правовое пространство ............................................................149 Д. РЕПРИНЦЕВ. Правоотношения в сфере педагогического труда ............................................154 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Ю. ТИХОМИРОВ. Геополитические императивы безопасности ............................................................159 МИР И МЫ Л. КЛЕЕВА. Дистанционное обучение как средство повышения квалификации .....................................165 В. ТРУШЛЯКОВ. Лабораторная работа в космосе ....168 Т. ПИРЮТКО. Какие ценности XX века мы возьмем с собой в XXI век, если… ........................................170 Ю. КИРИЛЛИНА. Механизм межкафедрального взаимодействия .......................................................173 Р. ГАРЕЕВ. Профессиональнотворческое саморазвитие студентов .........................................174 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель Л.С. ГРЕБНЕВ И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Л.А. ГРИБОВ В.М. ДОМБРОВСКИЙ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК А.К. КУСАИНОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ Н.Е. ПОКРОВСКИЙ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ М.Б. САПУНОВ Г.М. СЕРГЕЕВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ Э.Н. ФЕТИСОВ И.И. ХАЛЕЕВА А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРОбсуждаем проблему АКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ Ю. ПОХОЛКОВ, ректор А. ЧУЧАЛИН, первый проректор О. БОЕВ, директор Центра академиче ской мобильности Томский политехнический университет, Ассоциация инженерного образования России И нженерное образование в России имеет богатые традиции. Три сто летия назад возникла, за короткий срок укрепилась и в ХХ веке приобрела все мирный авторитет целостная система отечественного инженерного образо вания. Исторически российское инже нерное образование отличалось от за рубежного прежде всего фундамен тальностью и использованием эффек тивных способов практической подго товки специалистов. Сочетание высокого уровня теоре тической и практической подготовки обеспечивало высокое качество вы пускников российских инженерных вузов и его мировое признание. На рубеже XIX–XX веков российское ин женерное образование считалось од ним из лучших в Европе. В советский период успехи СССР в инженерном образовании во многом способство вали развитию космической индуст рии, оборонного потенциала, энерге тического, машиностроительного, ме таллургического и химикотехнологи ческого комплексов. Между тем в мировой образова тельной практике в этот период про изошли существенные структурные изменения. В начале 90годов в связи с социальноэкономическими реформа ми в России и переходом к рыночным отношениям отечественная система высшего профессионального образо вания также была модернизирована. Она стала многоуровневой, более гиб Бакалавр-инженер: реальность и перспективы для России кой и лучше приспособленной к рынку интеллектуального труда. Наряду с традиционной подготов кой инженеров более чем по 300 узким специальностям, была начата подго товка бакалавров и магистров в облас ти техники и технологий по 40 широ ким направлениям. Однако академичес кая общественность высших техничес ких учебных заведений России до сих пор воспринимает это нововведение неоднозначно, а научнотехническая общественность, и в особенности ру ководители промышленности, так и не признала бакалавра в области техники и технологий полноценным специали стом. Необходимо разобраться в сложив шейся ситуации, понять основные про блемы, изучить мировой опыт и пред ложить решения, которые поправят положение и позволят российской высшей школе адекватно реагировать на требования национального и меж дународного рынков образовательных услуг и интеллектуального труда. Структура подготовки специали стов в России и за рубежом В настоящее время в России подго товку специалистов в области техники и технологий осуществляют 346 госу дарственных и 112 негосударственных вузов. По инженерным направлениям и специальностям обучаются более 1,3 млн. студентов [1]. Однако практика сегодня такова, что программы подго
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.