К сожалению, мы вынуждены констатировать, что мониторинг высшей
школы, как процесс постоянного наблюдения с целью выявления соответствия хода ее развития заданному результату либо поставленной цели, законодательно не определен и потому
практически не осуществляется ни на
федеральном, ни тем более на региональном уровнях. <...> Некоторые результаты
В настоящее время нами решены основные организационные и методические проблемы, сформирована объемная база данных по всем аспектам жизнедеятельности высшей школы в УрФО,
отлажен механизм ее ежегодного пополнения, реализована задача постоянного информирования вузовской
общественности и властных структур
о развитии высшей школы. <...> Во-вторых, параллельно с проведением конкурса следует начать работу
по подготовке соответствующего законопроекта и постановления Правительства об организации системы мониторинга высшей школы (основные
исполнители – Минобразования и Госкомстат РФ). <...> Таким образом, система мониторинга высшей школы:
• структурирована на 4 блока (организационный, информационный,
аналитический и блок разработки и реализации программно-целевых мероприятий);
• имеет федерально-региональную (вертикально-горизонтальную)
схему организации;
• строится на принципах системности, плановости, обязательной отчетности, конкурсности, непрерывного
научного поиска и совершенствования. <...> Схематично перспективы образовательного мониторинга представлены
на рис. <...> Можно увидеть, что мониторинг высшей школы в предлагаемом
нами виде – это отнюдь не конечный
пункт развития системы. <...> Это скорее
некий «плацдарм», позволяющий в
дальнейшем перейти к формированию
целостной структуры образовательного мониторинга в России. <...> В процессе
освоения этого «плацдарма» вузовские
лаборатории в регионах приобретут
опыт, самостоятельность, расширят
научный кругозор, после чего станет
возможным формирование на их базе
центров мониторинга по всем уровням
образования <...>
Высшее_образование_в_России_№6_2003.pdf
КУРСОМ РЕФОРМ
С. НАБОЙЧЕНКО, А. ВЫВАРЕЦ, И. МАЙБУРОВ. Формирование системы
мониторинга развития высшей школы ................................................................ 3
Н. НОВАКОВ, Ю. ПОПОВ, В. ПОДЛЕСНОВ, В. САДОВНИКОВ, В. КУЧЕРОВ,
Е. АНДРОСЮК. Мониторинг образовательного качества................................15
ИЗ ЖИЗНИ ОДНОГО ВУЗА
А. ЗАПЕСОЦКИЙ. Какая модернизация нам нужна? (Об опыте системного
преобразования вуза) ...........................................................................................25
Ю. ВОЛКОВ, А. МАХОВ, В. МЕДЕНЦЕВ. Традиционные и новые технологии
обучения: «принцип дополнительности»...........................................................35
Л. САНКИН, Е. ТОНКОНОГАЯ. Гуманистическая среда воспитания...................44
Н. ДВОРКО. Специальность – «Режиссер мультимедиапрограмм» ...................51
Г. БИРЖЕНЮК. Гуманитарные критерии качества образования .........................56
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ
В. ШЕВЧЕНКО, В. БЕЛОУСОВ, А. БЕЛОУСОВ. Университетский комплекс: инно
вационный проект .................................................................................................61
Л. ШАУЦУКОВА. Этнорегиональные феномены процесса информатизации
системы образования............................................................................................65
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
СГА – 10 лет инновационной работы (Интервью с М.П. Карпенко)..................71
В. КРОЛЬ, А. КОЛОКОЛОВ, Е. СОТНИКОВА. Формы представления
видеопродукции в ДО ...........................................................................................77
О. КАРПЕНКО, М. БЕРШАДСКАЯ, Л. ДЕНИСОВИЧ, Л. ГАДРАНИ. О переводе
нормативов ГОС в зачетные единицы.................................................................84
И. БОГДАНОВ. Коэффициент продуктивности образовательной технологии..89
В. ВАСИЛЬЕВ. Виртуальнотренинговая система обучения..................................93
ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ
Н. СОЛНЦЕВА. Проблема мотивации: концептуальные основания.....................96
Т. ОЛЬХОВАЯ. «Я – будущий профессионал» .........................................................98
Т. ЛИМОНОВА. Компьютерные технологии в экономическом образовании ..100
Е. ЗАГАЙНОВА, И. КУРАМШИН, В. ИВАНОВ. «Психология и педагогика» –
для студентовинженеров ..................................................................................103
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель
редколлегии
А. Ф. Киселев
Главный редактор
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора
Н. П. Огородникова
ответственный секретарь
Е. А. Гогоненкова
обозревательконсуль
тант Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
А. М. Банкетов
Художник: С. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
Подписано в печать
с оригиналмакета 12.11.2003.
Формат 70´100/16.
Бумага офсетная.
Усл. п. л. 14. Тираж 2400 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». 127550,
Москва, ул. Прянишникова,
д. 2а. Заказ №
© «Высшее образование
в России»
А. БЕЛЯЕВА. Управление самостоятельной работой
студентов ................................................................... 105
О. БАЙКОВА, С. ПОПОВА. Преподаватель гумани
тарий в оценках студентов ...................................... 109
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ. О системе многоуровневой
военной подготовки ................................................. 112
О. МУЛЯВА. Выпускник военной кафедры: процесс
адаптации................................................................... 119
ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ
А. ШОЛОХОВ. Мало он жил, но много сделал ............ 126
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
О. ПЕТРУНИНА. Для чего переписывают историю .. 137
ЛЮЦИНА ХУРЛО. О подготовке учителей в Польше 142
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Ж. ДЖАНАБАЕВ. Историю графики – в учебный
процесс....................................................................... 144
Ю. ШМАРИОН. Адаптивная образовательная
система: формальная модель .................................. 148
С. КАГИЯН. К дискуссии о национальном
образовании: методологический аспект ............... 151
А. БОБЫЛЕВА. Подготовка специалистов в области
антикризисного управления ................................... 152
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
В. ФРОЛОВ, Т. ПЛЕТЕНЕВА. Успех фармации –
в единстве с химическими науками ........................ 155
А. БАНКЕТОВ. «Осторожно – телевидение» ............. 156
С. ЛЕБЕДЕВ. Актуальная учебная дисциплина ............ 160
Н. САВКИН. Учебник мордовских философов .......... 163
В. ЛАЗАРЕВ. Концепции современного
естествознания: философское осмысление ......... 164
Т. ДАВЫДОВА. «Алгебра» литературоведения
в вузе и школе ............................................................ 166
С. ЕВДОКИМЕНКО. Каким может быть учебник........ 169
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
Л.С. ГРЕБНЕВ
И.С. БОЛОТИН
В.А. БОНДАРЕНКО
В.Н. БУЛАТОВ
Л.А. ГРИБОВ
Указатель статей, опубликованных в 2003 г. ..............172
А.И. ЗИМИН
А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель
редколлегии
В.М. ДОМБРОВСКИЙ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
С.Х. КАРПЕНКОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
А.А. КУСАИНОВ
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
Н.Е. ПОКРОВСКИЙ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
М.Б. САПУНОВ
Г.М. СЕРГЕЕВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
Э.Н. ФЕТИСОВ
И.И. ХАЛЕЕВА
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Г.А. ЯГОДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ замести
тель председателя
редколлегии
Стр.2
КУРСОМ РЕФОРМ
С. НАБОЙЧЕНКО, ректор
А. ВЫВАРЕЦ, профессор
И. МАЙБУРОВ, доцент
Уральский государственный
технический университет
Формирование
системы
мониторинга
развития высшей
школы
Пользуясь случаем, напомним, что журналу «Высшее образование в России»
исполнилось в этом году 12 лет. И хотя дата не круглая и нет поводов для по
здравлений, а для научного издания это только период становления и осознания
своей миссии, нельзя не заметить, что журнал стал совершенно особым явлением
в информационном пространстве российской высшей школы. Уверенно заняв мес
то «проводника» в научнометодическом обеспечении трансформационных и мо
дернизационных процессов высшей школы, журнал оказывает неоценимую помощь
не только ректорскому корпусу, управленческому звену, но и всей научнопедаго
гической общественности, неравнодушной к ее проблемам и перспективам разви
тия. Журнал удачно интегрирует исследования социологов, философов, экономи
стов, юристов и специалистов других направлений, формируя истоки новой об
ласти знания – науки о высшей школе.
Следует пожелать обновленной редакционной коллегии и новому главному ре
дактору М. Сапунову успешной реализации плана перехода на ежемесячный вы
пуск журнала. При этом надеемся, что увеличится информационная насыщен
ность и оперативность публикации материалов, появятся дополнительные руб
рики, библиографические и аналитические обзоры, ну и, конечно же, повысится
тираж журнала. Успехов!
В
ысшая школа развивается. Это ут
верждение на сегодня ни у кого уже
не вызывает сомнения. Более того, раз
вивается она гораздо интенсивнее, чем
другие отрасли российской экономики,
по сути дела оставаясь одной из немно
гих конкурентоспособных ее отраслей.
Вклад высшей школы в формирование
нового облика нашего общества, осво
божденного от идеологии коммунизма,
и нового образа жизни, формируемо
го на идеалах нравственности, граж
данственности и образованности, ста
новится все заметнее. Постоянно воз
растающий спрос на высшее образова
ние, естественное желание родителей
лучшей участи для своих детей опреде
ляют повышенный интерес всего обще
ства к этому институту, проблемам и
перспективам его развития.
Развитие высшей школы мы привык
ли оценивать по нескольким универ
сальным индикаторам, таким, как чис
ленность студентов в абсолютном из
мерении, а также в расчете на 10 тыс.
населения, количество студентов, обу
чающихся за счет бюджета и на кон
трактной основе, численность приня
тых на 1й курс и выпущенных специа
листов, численность преподавательс
кого состава и другие. В качестве не
достатка данных показателей можно
отметить следующее.
* * *
Стр.3