Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009 – 2011 гг.) (150,00 руб.)

0   0
АвторыНемировская А. В.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц223
ID211828
АннотацияМонография посвящена анализу социокультурных процессов в Восточной Сибири в контексте общероссийской ситуации. Эмпирической базой данной монографии выступают исследования, выполненные при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Особенности социокультурного портрета Красноярского края», № 10-03-00001а и научно-исследовательского проекта РГНФ «Особенности формирования социальной структуры и развития социального капитала в Красноярском крае», № 11-03-00250а. Использован полипарадигмальный подход, включающий как опору на широкоизвестные теоретико-методологические разработки отечественных и зарубежных социологов, так и модели постнеклассического (универсумного) подхода и соответствующие им нетривиальные методические средства. Рассмотрены особенности самоидентификации населения и модернизационных процессов в Восточной Сибири, специфика сибирского менталитета, ориентации на базовые ценности и ценностные переживания населения данных регионов. Особое внимание уделено христианским архетипам, архетипическим образам и ценностям в массовом сознании/бессознательном респондентов, а также их влиянию на социальные изменения. Представлен анализ ценностного отношения педагогов к своим ученикам и обществу в целом.
Кому рекомендованоДля научных работников, преподавателей вузов, студентов, работников органов государственного управления.
ISBN978-5-7638-2440-7
УДК316.7
ББК60.59
Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009 – 2011 гг.) : [монография] / ред. А. В. Немировская .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 223 с. — ISBN 978-5-7638-2440-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/211828 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009 – 2011 гг.) <...> ISBN 978-5-7638-2440-7 9 785763 824407 Социокультурные процессы в Восточной Сибири Монография посвящена анализу социокультурных процессов в Восточной Сибири в контексте общероссийской ситуации. <...> ISBN 978-5-7638-2440-7 Монография посвящена анализу социокультурных процессов в Восточной Сибири в контексте общероссийской ситуации. <...> Рассмотрены особенности самоидентификации населения и модернизационных процессов в Восточной Сибири, специфика сибирского менталитета, ориентации на базовые ценности и ценностные переживания населения данных регионов. <...> Особенности социокультурной самоидентификации населения Красноярского края и Республики Хакасия ................................ 10 <...> РОССИЙСКИЙ И СИБИРСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ (по результатам социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия) .........................34 <...> Взаимосвязь ориентаций на ценностные переживания и базовых ценностей, измеряемых по методике Ш. Шварца <...> Взаимосвязь ориентаций на ценностные переживания и базовых ценностей, измеряемых по методике Н.И. Лапина ................... 113 <...> ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ К УЧЕНИКАМ КАК СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И К СОЦИУМУ В ЦЕЛОМ ..................130 <...> Ценностные представления педагогов о современном социуме ...... 138 <...> Массовое сознание и массовое бессознательное как фактор социальных изменений и социальной дифференциации .................... 154 <...> С одной стороны, рассматривается ситуация и процессы в этих регионах как целостных социокультурных территориальных образованиях в контексте общероссийской ситуации, с другой – анализируются отдельные, наиболее важные проблемные сферы этих регионов. <...> Применялись различные подходы, используемые в социологии и смежных дисциплинах к изучению таких социокультурных феноменов, как «менталитет», «архетип», «архетипические <...>
Социокультурные_процессы_в_Восточной_Сибири_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Социокультурные_процессы_в_Восточной_Сибири_монография.pdf
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009 – 2011 гг.) Монография Институт педагогики, психологии и социологии
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Российское общество социологов Красноярское региональное отделение СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009 – 2011 гг.) Красноярск СФУ 2011
Стр.2
УДК 316.7 ББК 60.59 С69 Рецензенты: д-р социол. наук, профессор Л.А. Миндибекова, д-р социол. наук, профессор Д.Д. Невирко Авторы: д-р социол. наук, профессор В.Г. Немировский – руководитель авторского коллектива, введение, главы 1, 3, заключение; канд. социол. наук, канд. филол. наук А.В. Немировская, Ю.Е. Борисенко – глава 2; канд. социол. наук Е.А. Верещагина – глава 4; Т.Н. Анциферова – глава 5; А.В. Немировская – компьютерная обработка данных 1, 2, 3 глав, данных 4, 5 – авторы глав С69 Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009 – 2011 гг.): монография / отв. ред. А.В. Немировская. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. – 222 с. ISBN 978-5-7638-2440-7 Монография посвящена анализу социокультурных процессов в Восточной Сибири в контексте общероссийской ситуации. Эмпирической базой данной монографии выступают исследования, выполненные при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Особенности социокультурного портрета Красноярского края», № 10-03-00001а и научно-исследовательского проекта РГНФ «Особенности формирования социальной структуры и развития социального капитала в Красноярском крае», № 11-03-00250а. Использован полипарадигмальный подход, включающий как опору на широкоизвестные теоретико-методологические разработки отечественных и зарубежных социологов, так и модели постнеклассического (универсумного) подхода и соответствующие им нетривиальные методические средства. Рассмотрены особенности самоидентификации населения и модернизационных процессов в Восточной Сибири, специфика сибирского менталитета, ориентации на базовые ценности и ценностные переживания населения данных регионов. Особое внимание уделено христианским архетипам, архетипическим образам и ценностям в массовом сознании/бессознательном респондентов, а также их влиянию на социальные изменения. Представлен анализ ценностного отношения педагогов к своим ученикам и обществу в целом. Для научных работников, преподавателей вузов, студентов, работников органов государственного управления. ISBN 978-5-7638-2440-7 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Сведения об авторах Немировский Валентин Геннадьевич, доктор социологических наук, профессор, заведующий Отделением социологии и общественных связей Сибирского федерального университета. Автор более 180 научных публикаций, в том числе 29 монографий, учебников и учебных пособий (из них 4 пособия с грифом УМО) по современным социологическим теориям, социальным изменениям, социологии личности, социологии молодёжи, социологии региона, научным основам консультирования в управлении организацией, регионом и в развитии общественных связей. Немировская Анна Валентиновна, кандидат социологических наук, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии Института психологии, педагогики и социологии Сибирского федерального университета. Автор 45 научных публикаций, среди них – 3 монографии и 24 научных статьи, посвященных проблемам изучения массового сознания, динамики социокультурных процессов, социологии региона, исследованию тюркоязычной метафоры, теории и практике перевода. Верещагина Елена Александровна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Автор 15 научных работ, в том числе – одной монографии. Сфера научных интересов: ценностные ориентации и гендерные проблемы в образовании. Анциферова Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Автор 9 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология культуры и социология религии, музееведение, музейное источниковедение, информационные технологии в музейном деле, история музейного дела, музеи мира. Борисенко Юлия Евгеньевна, выпускница кафедры социологии Института психологии, педагогики и социологии Сибирского федерального университета.
Стр.6
Содержание ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................8 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНАХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИТУАЦИИ ........................................................................................................10 1.1. Особенности социокультурной самоидентификации населения Красноярского края и Республики Хакасия ................................10 1.2. Процессы социокультурной модернизации в регионах Восточной Сибири ............................................................................................21 2. РОССИЙСКИЙ И СИБИРСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ (по результатам социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия) .........................34 2.1. Социологические подходы к изучению понятия «менталитет» ...34 2.2. Менталитет как социокультурный феномен: факторы формирования и региональные особенности ................................................45 2.3. Российский менталитет и его ключевые черты (по данным социологических исследований) ..............................................................57 2.4. Особенности сибирского менталитета (по материалам исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2010 и 2011 гг.) .........................................................................................................67 2.5. Сравнительный анализ российского и сибирского менталитета .................................................................................................. 86 3. ОРИЕНТАЦИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ...........................................................................................98 3.1. Социология эмоций: ориентации на ценностные переживания и базовые ценности .............................................................................98 3.2. Взаимосвязь ориентаций на ценностные переживания и базовых ценностей, измеряемых по методике Ш. Шварца .....................107 3.3. Взаимосвязь ориентаций на ценностные переживания и базовых ценностей, измеряемых по методике Н.И. Лапина ................... 113 3.4. Ориентации населения региона на ценностные переживания как показатель уровня развития и смыслового содержания социального капитала .............................................................................. 119 6
Стр.7
4. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ К УЧЕНИКАМ КАК СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И К СОЦИУМУ В ЦЕЛОМ ..................130 4.1. Методология и методика исследования ..........................................130 4.2. Ценностные представления педагогов о современном социуме ......138 4.3. Ценностные представления педагогов о современных учениках ..........................................................................................................144 5. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И ЦЕННОСТИ ХРИСТИАНСТВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (на материалах социологических исследований в Красноярском крае) ........................................................................................154 5.1. Массовое сознание и массовое бессознательное как фактор социальных изменений и социальной дифференциации ....................154 5.2. Архетипы и ценности христианства в контексте постнеклассической универсумной социологии .............................................160 5.3. Методика исследования влияния архетипических образов и ценностей христианства на социальные изменения и процессы социальной дифференциации ................................................................. 172 5.4. Формы проявления архетипических образов и христианских ценностей в социальных изменениях ........................................... 181 5.5. Влияние ценностей христианства на социально-политические изменения и процессы социальной дифференциации ............201 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................220 7
Стр.8
ВВЕДЕНИЕ В современной Сибири происходят социокультурные процессы, далеко не всегда идентичные тем, которые характерны для других регионов России. Их социологическому анализу и посвящена эта книга. В центре внимания авторов – изучение современной Сибири (на примере двух её восточных регионов – Красноярского края и Республики Хакасия) как своеобразного социокультурного феномена. С одной стороны, рассматривается ситуация и процессы в этих регионах как целостных социокультурных территориальных образованиях в контексте общероссийской ситуации, с другой – анализируются отдельные, наиболее важные проблемные сферы этих регионов. По ряду показателей осуществлены сравнения с данными общероссийского исследования, проведённого в 2010 г. под руководством доктора философских наук, члена-корреспондента РАН Н.И. Лапина. При этом были использованы различные теоретико-методологические подходы и методы исследования. К ним относится разработанный Н.И. Лапиным антропосоциетальный подход, который опирается на понимающий и социокультурный подходы М. Вебера и П. Сорокина в сочетании со структурно-функциональным социетальным подходом Т. Парсонса. Применялись различные подходы, используемые в социологии и смежных дисциплинах к изучению таких социокультурных феноменов, как «менталитет», «архетип», «архетипические образы» и «христианские ценности», и влияние их на социальную динамику. Опора на теоретико-методологические принципы постнеклассической универсумной социологии, в частности методологическую модель минимального универсума, позволила рассматривать социокультурные процессы в регионах не только на уровне массового сознания, но и массового бессознательного, обратиться к анализу ориентаций респондентов на ценностные переживания, выявить уровень развития базовых ценностей населения, разработать структуру ценностей архетипических образов христианства в соответствии с принципами постнеклассической универсумной социологии и т.п. Анализируя социокультурные процессы, мы не могли не учитывать также различные подходы, представленные в настоящее время в активно развивающейся зарубежной социоло8
Стр.9
Введение гии эмоций. Наконец, при исследовании ценностных ориентаций мы опирались на модели базовых ценностей, разработанные Н.И. Лапиным и известным американским социологом Ш. Шварцем. В соответствии с полипарадигмальным подходом, реализованном в монографии, применялись различные методы сбора и анализа данных - как количественные, так и качественные: формализованное интервью, анкетный опрос, контент-анализ, экспертный опрос, методика для изучения ориентаций на ценностные переживания В.Г. Немировского, методики Н.И. Лапина и Ш. Шварца, ассоциативный эксперимент (метод анималистических ассоциаций), ассоциативный эксперимент для выявления архетипических образов христианства в массовом сознании/бессознательном респондентов, фокус-групповые интервью. Для статистической обработки данных был использован пакет прикладных программ SPSS с применением корреляционного и факторного анализа. Эмпирической базой данной монографии выступают следующие исследования: 1. Всероссийский мониторинг «Ценности и интересы населения России», проведенный ЦИСИ ИФРАН в 2010 г. (n = 1163). 2. Репрезентативный опрос методом формализованного интервью населения Красноярского края в 2010 г. (n = 1000). 3. Экспертный опрос методом формализованного интервью 150 экспертов в Красноярском крае в 2010 г. 4. Репрезентативный опрос методом формализованного интервью населения Республики Хакасия в 2010 г. (n = 600). 5. Репрезентативный опрос методом формализованного интервью населения Красноярского края в 2011 г. (n = 1250). 6. Репрезентативный анкетный опрос педагогов (n = 1333) в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (2009 г.) 7. Ассоциативный эксперимент с педагогами Республики Хакасия в 2009 г. (n = 356). 8. Фокус-группы с жителями Красноярского края с целью проведения ассоциативного эксперимента в 2009 г. (n = 156). 9. Репрезентативный анкетный опрос населения Красноярского края в 2009 г. (n = 810). 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.