СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
(на материалах социологических исследований
в Красноярском крае и Республике Хакасия
в 2009 – 2011 гг.)
Монография
Институт педагогики, психологии и социологии
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Российское общество социологов
Красноярское региональное отделение
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
(на материалах социологических исследований
в Красноярском крае и Республике Хакасия
в 2009 – 2011 гг.)
Красноярск
СФУ
2011
Стр.2
УДК 316.7
ББК 60.59
С69
Рецензенты: д-р социол. наук, профессор Л.А. Миндибекова,
д-р социол. наук, профессор Д.Д. Невирко
Авторы:
д-р социол. наук, профессор В.Г. Немировский – руководитель авторского
коллектива, введение, главы 1, 3, заключение;
канд. социол. наук, канд. филол. наук А.В. Немировская, Ю.Е. Борисенко –
глава 2;
канд. социол. наук Е.А. Верещагина – глава 4;
Т.Н. Анциферова – глава 5;
А.В. Немировская – компьютерная обработка данных 1, 2, 3 глав, данных 4,
5 – авторы глав
С69 Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах
социологических исследований в Красноярском крае и Республике
Хакасия в 2009 – 2011 гг.): монография / отв. ред. А.В. Немировская. –
Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. – 222 с.
ISBN 978-5-7638-2440-7
Монография посвящена анализу социокультурных процессов в Восточной
Сибири в контексте общероссийской ситуации. Эмпирической базой
данной монографии выступают исследования, выполненные при финансовой
поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научноисследовательского
проекта РГНФ «Особенности социокультурного портрета
Красноярского края», № 10-03-00001а и научно-исследовательского проекта
РГНФ «Особенности формирования социальной структуры и развития
социального капитала в Красноярском крае», № 11-03-00250а. Использован
полипарадигмальный подход, включающий как опору на широкоизвестные
теоретико-методологические разработки отечественных и зарубежных социологов,
так и модели постнеклассического (универсумного) подхода и соответствующие
им нетривиальные методические средства. Рассмотрены особенности
самоидентификации населения и модернизационных процессов в
Восточной Сибири, специфика сибирского менталитета, ориентации на базовые
ценности и ценностные переживания населения данных регионов. Особое
внимание уделено христианским архетипам, архетипическим образам и ценностям
в массовом сознании/бессознательном респондентов, а также их влиянию
на социальные изменения. Представлен анализ ценностного отношения
педагогов к своим ученикам и обществу в целом.
Для научных работников, преподавателей вузов, студентов, работников
органов государственного управления.
ISBN 978-5-7638-2440-7
© Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Сведения об авторах
Немировский Валентин Геннадьевич, доктор социологических
наук, профессор, заведующий Отделением социологии и общественных
связей Сибирского федерального университета. Автор более
180 научных публикаций, в том числе 29 монографий, учебников и
учебных пособий (из них 4 пособия с грифом УМО) по современным
социологическим теориям, социальным изменениям, социологии
личности, социологии молодёжи, социологии региона, научным
основам консультирования в управлении организацией, регионом и
в развитии общественных связей.
Немировская Анна Валентиновна, кандидат социологических
наук, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии
Института психологии, педагогики и социологии Сибирского федерального
университета. Автор 45 научных публикаций, среди них –
3 монографии и 24 научных статьи, посвященных проблемам изучения
массового сознания, динамики социокультурных процессов, социологии
региона, исследованию тюркоязычной метафоры, теории и
практике перевода.
Верещагина Елена Александровна, кандидат социологических
наук, старший преподаватель кафедры психологии развития Института
непрерывного педагогического образования Хакасского государственного
университета им. Н.Ф. Катанова. Автор 15 научных
работ, в том числе – одной монографии. Сфера научных интересов:
ценностные ориентации и гендерные проблемы в образовании.
Анциферова Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры
информационных технологий в креативных и культурных индустриях
Гуманитарного института Сибирского федерального университета.
Автор 9 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология
культуры и социология религии, музееведение, музейное
источниковедение, информационные технологии в музейном деле,
история музейного дела, музеи мира.
Борисенко Юлия Евгеньевна, выпускница кафедры социологии
Института психологии, педагогики и социологии Сибирского федерального
университета.
Стр.6
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................8
1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНАХ ВОСТОЧНОЙ
СИБИРИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ
СИТУАЦИИ ........................................................................................................10
1.1. Особенности социокультурной самоидентификации населения
Красноярского края и Республики Хакасия ................................10
1.2. Процессы социокультурной модернизации в регионах Восточной
Сибири ............................................................................................21
2. РОССИЙСКИЙ И СИБИРСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ: СХОДСТВА
И РАЗЛИЧИЯ (по результатам социологических исследований
в Красноярском крае и Республике Хакасия) .........................34
2.1. Социологические подходы к изучению понятия «менталитет» ...34
2.2. Менталитет как социокультурный феномен: факторы формирования
и региональные особенности ................................................45
2.3. Российский менталитет и его ключевые черты (по данным
социологических исследований) ..............................................................57
2.4. Особенности сибирского менталитета (по материалам исследований
в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2010 и
2011 гг.) .........................................................................................................67
2.5. Сравнительный анализ российского и сибирского менталитета
.................................................................................................. 86
3. ОРИЕНТАЦИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
В МАССОВОМ СОЗНАНИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ ВОСТОЧНОЙ
СИБИРИ...........................................................................................98
3.1. Социология эмоций: ориентации на ценностные переживания
и базовые ценности .............................................................................98
3.2. Взаимосвязь ориентаций на ценностные переживания и базовых
ценностей, измеряемых по методике Ш. Шварца .....................107
3.3. Взаимосвязь ориентаций на ценностные переживания и базовых
ценностей, измеряемых по методике Н.И. Лапина ................... 113
3.4. Ориентации населения региона на ценностные переживания
как показатель уровня развития и смыслового содержания
социального капитала .............................................................................. 119
6
Стр.7
4. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ РЕСПУБЛИКИ
ХАКАСИЯ К УЧЕНИКАМ КАК СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА И К СОЦИУМУ В ЦЕЛОМ ..................130
4.1. Методология и методика исследования ..........................................130
4.2. Ценностные представления педагогов о современном социуме ......138
4.3. Ценностные представления педагогов о современных учениках
..........................................................................................................144
5. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И ЦЕННОСТИ ХРИСТИАНСТВА
КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ (на материалах социологических исследований в
Красноярском крае) ........................................................................................154
5.1. Массовое сознание и массовое бессознательное как фактор
социальных изменений и социальной дифференциации ....................154
5.2. Архетипы и ценности христианства в контексте постнеклассической
универсумной социологии .............................................160
5.3. Методика исследования влияния архетипических образов и
ценностей христианства на социальные изменения и процессы
социальной дифференциации ................................................................. 172
5.4. Формы проявления архетипических образов и христианских
ценностей в социальных изменениях ........................................... 181
5.5. Влияние ценностей христианства на социально-политические
изменения и процессы социальной дифференциации ............201
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................220
7
Стр.8
ВВЕДЕНИЕ
В современной Сибири происходят социокультурные процессы,
далеко не всегда идентичные тем, которые характерны для других
регионов России. Их социологическому анализу и посвящена эта
книга. В центре внимания авторов – изучение современной Сибири
(на примере двух её восточных регионов – Красноярского края
и Республики Хакасия) как своеобразного социокультурного феномена.
С одной стороны, рассматривается ситуация и процессы в
этих регионах как целостных социокультурных территориальных
образованиях в контексте общероссийской ситуации, с другой – анализируются
отдельные, наиболее важные проблемные сферы этих
регионов. По ряду показателей осуществлены сравнения с данными
общероссийского исследования, проведённого в 2010 г. под руководством
доктора философских наук, члена-корреспондента РАН Н.И.
Лапина.
При этом были использованы различные теоретико-методологические
подходы и методы исследования. К ним относится разработанный
Н.И. Лапиным антропосоциетальный подход, который
опирается на понимающий и социокультурный подходы М. Вебера
и П. Сорокина в сочетании со структурно-функциональным социетальным
подходом Т. Парсонса. Применялись различные подходы,
используемые в социологии и смежных дисциплинах к изучению
таких социокультурных феноменов, как «менталитет», «архетип»,
«архетипические образы» и «христианские ценности», и влияние
их на социальную динамику. Опора на теоретико-методологические
принципы постнеклассической универсумной социологии, в частности
методологическую модель минимального универсума, позволила
рассматривать социокультурные процессы в регионах не только
на уровне массового сознания, но и массового бессознательного, обратиться
к анализу ориентаций респондентов на ценностные переживания,
выявить уровень развития базовых ценностей населения,
разработать структуру ценностей архетипических образов христианства
в соответствии с принципами постнеклассической универсумной
социологии и т.п. Анализируя социокультурные процессы, мы
не могли не учитывать также различные подходы, представленные
в настоящее время в активно развивающейся зарубежной социоло8
Стр.9
Введение
гии эмоций. Наконец, при исследовании ценностных ориентаций мы
опирались на модели базовых ценностей, разработанные Н.И. Лапиным
и известным американским социологом Ш. Шварцем.
В соответствии с полипарадигмальным подходом, реализованном
в монографии, применялись различные методы сбора и анализа
данных - как количественные, так и качественные: формализованное
интервью, анкетный опрос, контент-анализ, экспертный опрос,
методика для изучения ориентаций на ценностные переживания
В.Г. Немировского, методики Н.И. Лапина и Ш. Шварца, ассоциативный
эксперимент (метод анималистических ассоциаций), ассоциативный
эксперимент для выявления архетипических образов
христианства в массовом сознании/бессознательном респондентов,
фокус-групповые интервью. Для статистической обработки данных
был использован пакет прикладных программ SPSS с применением
корреляционного и факторного анализа.
Эмпирической базой данной монографии выступают следующие
исследования:
1. Всероссийский мониторинг «Ценности и интересы населения
России», проведенный ЦИСИ ИФРАН в 2010 г. (n =
1163).
2. Репрезентативный опрос методом формализованного интервью
населения Красноярского края в 2010 г. (n = 1000).
3. Экспертный опрос методом формализованного интервью
150 экспертов в Красноярском крае в 2010 г.
4. Репрезентативный опрос методом формализованного интервью
населения Республики Хакасия в 2010 г. (n = 600).
5. Репрезентативный опрос методом формализованного интервью
населения Красноярского края в 2011 г. (n = 1250).
6. Репрезентативный анкетный опрос педагогов (n = 1333) в государственном
образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования «Хакасский республиканский
институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования» (2009 г.)
7. Ассоциативный эксперимент с педагогами Республики Хакасия
в 2009 г. (n = 356).
8. Фокус-группы с жителями Красноярского края с целью проведения
ассоциативного эксперимента в 2009 г. (n = 156).
9. Репрезентативный анкетный опрос населения Красноярского
края в 2009 г. (n = 810).
9
Стр.10