Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Миф и литература: духовно-нравственный поиск (150,00 руб.)

0   0
Первый авторДимитриева В. Н.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц143
ID211571
АннотацияВ учебном пособии представлены основные научные подходы к мифу и мифологическому сознанию, рассмотрены ведущие школы изучения мифа и наследования его свойств литературой, раскрыто понятие «мифологические архетипы», дан обзор различных типов литературного мифотворчества от античности до современности. Теоретический материал сопровожден заданиями и вопросами, позволяющими преподавателю и самим студентам контролировать качество освоения курса, а также дидактическими материалами для самостоятельной работы, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Работа с учебным пособием призвана способствовать становлению личности учащихся через раскрытие духовно-нравственных смыслов в литературных произведениях, насыщенных мифологическими архетипами.
ISBN978-5-85158-769-6
УДК82–343(075.3)
ББКШ 401я73
Димитриева, В. Н. Миф и литература: духовно-нравственный поиск : учеб. пособие для студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям Филология, Пед. образование (профиль «Филолог. образование») / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; В. Н. Димитриева .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2011 .— 143 с. — ISBN 978-5-85158-769-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/211571 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. Г. Чернышевского . В. Н. Димитриева Миф и литература: духовно-нравственный поиск Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2011 УДК 82–343 (075.3) ББК Ш 401я73 Печатается по решению Методического совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Миф и литература: духовно-нравственный поиск: учеб. пособие для студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям Филология, Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование») / <...> ISBN 978-5-85158-769-6 В учебном пособии представлены основные научные подходы к мифу и мифологическому сознанию, рассмотрены ведущие школы изучения мифа и наследования его свойств литературой, раскрыто понятие «мифологические архетипы», дан обзор различных типов литературного мифотворчества от античности до современности. <...> ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ АРХЕТИПОВ В ЛИТЕРАТУРАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ..................... 57 Тема 1. <...> Миф как основа духовно-нравственного существования человека ХХ века (реалистическая литература, этнические литературы, магический реализм, литература фэнтези)...................... 98 РАЗДЕЛ 3. <...> Анализ мифологических архетипов в литературных произведениях на основе методологии исторической поэтики........... 112 Тема 4. <...> Структурно-семиотический подход к прочтению литературных произведений с мифологическими архетипами, восходящими к традиционным ритуалам . <...> Концептуальное значение в данном курсе имеет принцип историзма, опирающийся на идею генезиса наиболее распространённых типов героев, проникновение сюжетных мотивов и схем из мифа в литературу, с учётом их заимствования и трансформации в конкретных художественных методах и литературных направлениях, жанрах и жанровых разновидностях. <...> Важную роль в концепции курса играет связь понятий «мифологические архетипы» и «мифологизм художественного сознания», позволяющая интегрировать филологическое образование с эстетикой, психологией, философией, культурологией <...>
Миф_и_литература_духовно-нравственный_поиск.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Миф_и_литература_духовно-нравственный_поиск.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского . В. Н. Димитриева Миф и литература: духовно-нравственный поиск Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2011
Стр.2
УДК 82–343 (075.3) ББК Ш 401я73 Печатается по решению Методического совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: С. Е. Старостина, канд. пед. наук., проректор по учебной работе ЗабГГПУ Научный редактор: Т. В. Воронченко, д-р. филол. наук, профессор, директор НИИ ИФМК ЗабГГПУ Рецензенты: Т. В. Бернюкевич, канд. филос. наук, доцент, профессор кафедры философии, теории и истории культуры Забайкальского государственного университета О. С. Наумова, канд пед. наук, доцент кафедры педагогики ЗабГГПУ Димитриева В. Н. Миф и литература: духовно-нравственный поиск: учеб. пособие для студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям Филология, Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование») / В. Н. Димитриева; Забайкал. гос.гум-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 142 с. ISBN 978-5-85158-769-6 В учебном пособии представлены основные научные подходы к мифу и мифологическому сознанию, рассмотрены ведущие школы изучения мифа и наследования его свойств литературой, раскрыто понятие «мифологические архетипы», дан обзор различных типов литературного мифотворчества от античности до современности. Теоретический материал сопровожден заданиями и вопросами, позволяющими преподавателю и самим студентам контролировать качество освоения курса, а также дидактическими материалами для самостоятельной работы, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Работа с учебным пособием призвана способствовать становлению личности учащихся через раскрытие духовно-нравственных смыслов в литературных произведениях, насыщенных мифологическими архетипами. УДК 82–343 (075.3) ББК Ш 401я73 ISBN 978-5-85158-769-6 © ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
СОДеРжаНие ПРеДиСЛОВие ........................................................................................... 5 РаЗДеЛ 1. ПОНЯТие О МиФОЛОГиЧеСКОМ СОЗНаНии и МиФОЛОГиЧеСКиХ аРХеТиПаХ. ДУХОВНОНРаВСТВеННОе ЗНаЧеНие МиФОЛОГиЧеСКиХ аРХеТиПОВ ДЛЯ ЧеЛОВеКа ................................................................ 8 Тема 1. Содержательно-хронологический и структурнопсихологический подходы к определению мифа .................................... 8 Тема 2. Формирование в науке и искусстве подхода к мифу как типу сознания ........................................................................................ 12 Тема 3. Ритуалистическое направление анализа мифосознания и его проявлений в литературе .................................................................. 16 Тема 4. Психоаналитическое направление исследования мифологического сознания и форм его литературной реализации ... 18 Тема 5. Символическое направление изучения мифосознания и его связи с литературой ........................................................................... 24 Тема 6. Структурно-семиотическое направление анализа мифологического сознания и его влияния на литературу ................... 25 Тема 7. Вклад российских учёных-разработчиков исторической поэтики в изучение связи мифа и литературы ...................................... 28 Тема 8. Сходство мифологического и художественного типов сознания ......................................................................................................... 34 Тема 9. Возможности и границы реализации мифологического сознания в литературе ................................................................................. 39 Тема 10. источники и значение терминов «мифологический реализм», «магический реализм», «мифореставрация» ......................................... 45 Тема 11. Сравнительная характеристика мифологических и христианских архетипов. Мифологические архетипы в литературе как отражение процесса духовно-нравственного становления человека ................................................................................. 49 РаЗДеЛ 2. ДУХОВНО-НРаВСТВеННЫе аСПеКТЫ РеаЛиЗаЦии МиФОЛОГиЧеСКиХ аРХеТиПОВ В ЛиТеРаТУРаХ ЗаПаДНОЙ еВРОПЫ и аМеРиКи .................... 57 Тема 1. Отражение представлений о жизненном предназначении человека в античной литературе – преемнице мифологии ................. 57 3
Стр.4
Тема 2. Полярность духовно-нравственного сознания писателей Средних веков и Возрождения – результат воздействия мифологии и христианства на литературу ...................................................................... 59 Тема 3. Мифологические архетипы в литературе XVII−XVIII вв.: проблема выбора умственного или сердечного типов бытия ............. 63 Тема 4. Мифосознание романтических писателей XIX в.: откровения духа как средство постижения истины .................................................... 66 Тема 5. Роль мифопоэтики реалистических писателей XIX века в воссоздании жизни человеческой души ................................................... 75 Тема 6. Возрождение интереса к мифу в условиях кризиса духовной культуры рубежа XIX–XX веков (литература декаданса и неоромантизма) ............................................................................................ 79 Тема 7. Мифологические уроки целостности и полноты бытия в литературе рубежа XIX–XX вв. (реализм и близкие к нему авторы) 88 Тема 8. Мифопоэтическое осмысление абсурдности и бездуховности бытия в литературе ХХ века (модернизм, авангард, антиутопия, научная фантастика, постмодернизм и близкие к нему авторы) ....... 91 Тема 9. Миф как основа духовно-нравственного существования человека ХХ века (реалистическая литература, этнические литературы, магический реализм, литература фэнтези) ..................... 98 РаЗДеЛ 3. ПРаКТиКа ДУХОВНО-НРаВСТВеННОЙ иНТеРПРеТаЦии МиФОЛОГиЧеСКиХ аРХеТиПОВ В ЛиТеРаТУРНЫХ ПРОиЗВеДеНиЯХ ............................................. 109 Тема 1. анализ мифологических архетипов в поэтических произведениях на основе символистских концепций мифосознания .............................................................................................. 109 Тема 2. Применение психоаналитического подхода ............................ 110 к интерпретации мифологических архетипов в прозе ....................... 110 Тема 3. анализ мифологических архетипов в литературных произведениях на основе методологии исторической поэтики .......... 112 Тема 4. Структурно-семиотический подход к прочтению литературных произведений с мифологическими архетипами, восходящими к традиционным ритуалам ............................................. 113 СиСТеМа ОЦеНКи ОСВОеНиЯ ПРеДМеТа ................................ 115 ТеРМиНОЛОГиЧеСКиЙ МиНиМУМ .............................................. 117 ЗаДаНие ДЛЯ иТОГОВОЙ ПиСьМеННОЙ РабОТЫ ................. 119 бибЛиОГРаФиЧеСКиЙ СПиСОК ..................................................... 125 ПРеДМеТНЫЙ УКаЗаТеЛь ................................................................. 134 иМеННОЙ УКаЗаТеЛь ......................................................................... 137 4
Стр.5
ПРеДиСЛОВие Дисциплина «Миф и литература: духовно-нравственный поиск», изучающаяся в качестве элективного курса студентами бакалаврами и магистрами направлений «Филология», «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование»), призвана способствовать формированию у студентов-филологов профессионально-предметных и общекультурных компетенций. В области профессионально-предметной подготовки курс нацелен на расширение у студентов представления о таких существенных литературоведческих категориях, как традиция и новаторство. Проблема соотношения традиции и новаторства в художественной литературе рассматривается в аспекте обращения авторов, представляющих различные исторические эпохи и национальные литературы, к мифологическим архетипам – устойчивым типам героев, сюжетным мотивам и мировоззренческим моделям, которые присущи мифологическому сознанию. В основу курса положена концепция мифологических (литературно-мифологических) архетипов, разработанная отечественным литературоведом Е. М. Мелетинским. Теоретической базой курса служат также работы представителей ритуалистической, символистской, психоаналитической, структуралистской и семиотической школ исследования мифа и его связи с литературой, в частности – труды Дж. Фрэзера, К. Г. Юнга, Дж. Кэмпбелла, М. Элиадэ, Э. Кассирера, А. Ф. Лосева, К. ЛевиСтросса, Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова и др. Концептуальное значение в данном курсе имеет принцип историзма, опирающийся на идею генезиса наиболее распространённых типов героев, проникновение сюжетных мотивов и схем из мифа в литературу, с учётом их заимствования и трансформации в конкретных художественных методах и литературных направлениях, жанрах и жанровых разновидностях. В связи с этим приоритетное место среди различных подходов к решению проблемы «миф и литература» отдано исторической поэтике, разработанной авторитетными российскими фольклористами и литературоведами А. Н. Веселовским, В. М. Жирмунским, В. Я. Проппом, О. М. Фрейденберг, М. М. Бахтиным, Е. М. Мелетинским. Важную роль в концепции курса играет связь понятий «мифологические архетипы» и «мифологизм художественного сознания», позволяющая интегрировать филологическое образование с эстетикой, психологией, философией, культурологией. Интегрированный подход к изучению проблемы «миф и литература» обосновывается комплексным характером исследований феномена мифа в современной науке, на основании чего теоретическую базу курса составили также работы Л. С. Выготского, П. А. Флоренского, 5
Стр.6
Я. Э. Голосовкера, Э. Кассирера, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, Э. Фромма, Х. Ортега-и-Гассета, Й. Хёйзинги, Г. Башляра, К. Хюбнера, Ж. Дерриды, Ж. Батая, А. Швейцера и др. Применение антропологического подхода к литературному образованию способствует формированию общекультурных компетенций в процессе освоения курса. Названный подход согласуется с давно и прочно утвердившейся в литературоведении мыслью о том, что главная функция литературы состоит в человековедении. Подобно древнему мифологическому человеку, пытавшемуся войти в отношения гармонии со всем, что его окружало, воссоздававшему мир образно и целостно в своём сознании, а затем воспроизводившему это видение мира в мифах, писатели в литературных произведениях передают своё понимание человеческой природы и места человека в мире в виде целостной художественной вселенной. Другими словами, явившись преемницей мифологии, художественная литература восприняла от неё не только образно-обобщённый характер отражения действительности, но и, что значительно важнее, интерес к духовно-нравственным вопросам. Заметим, что нравственность больше обращена к социально-историческому, земному и временному измерениям жизни человечества, в то время как духовность подразумевает высшую деятельность души, ее устремлённость к Абсолюту, простирающемуся за пределы пространства и времени человеческой цивилизации. Нравственное и духовное тесно взаимосвязаны: нравственность является внешней формой проявления духовности; в свою очередь, духовное внутренне, сокровенно обуславливает нравственность. Цель настоящего учебного пособия видится в том, чтобы на материале литературы Западной Европы и Америки показать, как в словесном искусстве благодаря наследованию им свойств мифологического сознания, в частности – мифологических архетипов, совершается поиск вечных, жизненно важных духовно-нравственных ценностей – истины, добра, красоты, гармонии, счастья, свободы и других. Пособие включает в себя три больших раздела: 1) теоретикометодологический, в котором представлен материал, необходимый для того, чтобы разобраться в научных концепциях связи литературы с мифом; 2) историко-литературный, посвященный духовно-нравственному поиску в литературе разных эпох с учетом преемственности литературы по отношению к мифу; 3) практический, предусматривающий практику по духовнонравственной интерпретации мифологических образов и мотивов в конкретных литературных текстах. Все разделы состоят из сравнительно небольших тем. Каждая тема содержит материал для чтения, а также контрольные задания и вопросы, работа над которыми должна повысить качество усвоения прочитанного ма6
Стр.7
териала и подтолкнуть студентов к самостоятельным размышлениям над духовно-нравственным смыслом литературных произведений, насыщенных мифологическими архетипами. В завершающей части пособия перечислены формы работы, входящие в рейтинговую оценку освоения дисциплины «Миф и литература: духовнонравственный поиск»; дано задание для итоговой письменной работы; предложен список терминов, которые необходимо освоить в процессе изучении курса; помещены предметный и именной указатели, призванные облегчить работу с пособием и обеспечить успешную подготовку к собеседованию в конце семестра. 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ