Комплекс включает в себя обновлённые и переработанные программы двух курсов: «История средних веков» и «Восток в позднее средневековье»; развернутые планы семинарских занятий, план обобщающего коллоквиума по теме «Генезис феодализма в странах Западной Европы»,
планы-программы обучения на стационарном и заочном отделениях, рекомендуемую
тематику курсовых и реферативных работ, экзаменационные вопросы, а также списки
основной научной и художественной литературы по курсам. <...> . Европа в период
развитого феодализма (XI–XV вв.) <...> Европа в период развитого феодализма (XI–XV вв.) <...> Первый раздел посвящён проблемам генезиса феодализма в странах Европы и Азии в III–XI вв., а также развитому и позднему феодализму европейских стран в XI–XVII вв. <...> Коллоквиум по теме «Генезис феодализма в
странах Западной Европы». <...> Однако основа учебно-методического комплекса, основанная на традиционной периодизации средневековой эпохи (три крупных хронологических блока: раннее, развитое и позднее средневековье), очевидно, будет оставаться неизменной. <...> Поэтому главной задачей изучения курса истории
средних веков необходимо считать раскрытие общих закономерностей
развития феодальных отношений и феодального общества, а также выявление своеобразия этого процесса в различных странах Европы и Азии. <...> Европа в период развитого феодализма (XI–XV вв.) <...> Происхождение и содержание терминов «средние века» и
«феодализм». <...> Специфические черты феодальной собственности в городе и в деревне. <...> Хозяйство и общественный строй древних германцев по данным
античных авторов и археологических источников. <...> Завоевание вандало-аланами Северной Африки и образование ВандалоАланского королевства. <...> Появление в Италии остготов и возникновение Остготского королевства. <...> Появление лангобардов в Италии и образование Лангобардского королевства. <...> Хозяйство и общественный строй франков по Салической правде. <...> Имущественное и социальное расслоение
во франкском обществе <...>
История_средних_веков.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
Е.В. Ковычев
История
средних веков
Учебно-методические комплекс
Чита 2009
Стр.2
УДК 94(075.3)
ББК Т3(0)4я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск:
А.А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты:
В.И. Косых, канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной
и всеобщей истории ЗабГГПУ;
А.А. Серебренников, преподаватель Читинского техникума отраслевых
технологий и бизнеса
Ковычев Е.В.
История средних веков: учебно-методические комплекс / Е.В. Ковычев; Забайкал.
гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – 117 с.
ISBN 978-5-85158-528-9
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов исторического
факультета стационарного и заочного отделений. Комплекс включает в себя обновлённые
и переработанные программы двух курсов: «История средних веков» и «Восток
в позднее средневековье»; развернутые планы семинарских занятий, план обобщающего
коллоквиума по теме «Генезис феодализма в странах Западной Европы»,
планы-программы обучения на стационарном и заочном отделениях, рекомендуемую
тематику курсовых и реферативных работ, экзаменационные вопросы, а также списки
основной научной и художественной литературы по курсам.
Материалы комплекса могут быть также использованы преподавателями высших
и средних учебных заведений, читающими соответствующие разделы всеобщей
истории.
УДК 94(075.3)
ББК Т3(0)4я73
ISBN 978-5-85158-528-9
© Ковычев Е.В., 2009
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
СодЕржАнИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................5
РАЗДЕЛ I. КУРС «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»...................................8
История стран Европы и Азии (III–V–XI вв.). Европа в период
развитого феодализма (XI–XV вв.). Европа в позднее Средневековье
(XVI–XVII вв.)................................................................................................8
Программа курса.............................................................................................8
Введение в историю средних веков .............................................................9
Часть I. История стран Европы и Азии (III–V–ХI вв.) ..............................9
Часть II. Европа в период развитого феодализма (XI–XV вв.).................18
Часть III. Европа в позднее Средневековье (XVI–XVII вв.) ..................29
Литература ....................................................................................................37
Тематическое планирование для стационарного и заочного
отделений ....................................................................................................49
Планы семинарских занятий для студентов стационарного
отделения.......................................................................................................51
Коллоквиум по теме «Генезис феодализма в странах Западной
Европы» .........................................................................................................81
Программа обучения на заочном отделении...............................................82
Рекомендуемая тематика курсовых и контрольных работ
(рефератов) ...................................................................................................85
Экзаменационные вопросы..........................................................................87
Рекомендуемая художественно-историческая литература .......................94
РАЗДЕЛ II. КУРС «ВОСТОК В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»
(ИСТОРИЯ НАРОДОВ АРАБСКОГО ВОСТОКА, ВОСТОЧНОЙ
И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ).........................................................................104
Программа обучения...................................................................................104
Программа курса.........................................................................................105
Рекомендуемая научная литература...........................................................112
Вопросы к зачёту..........................................................................................116
3
Стр.4
ВВЕдЕнИЕ
В настоящий учебно-методический комплекс включены два больших
исторических раздела, составляющих сущность и содержание единого
курса «Истории средних веков». Первый раздел посвящён проблемам
генезиса феодализма в странах Европы и Азии в III–XI вв., а также
развитому и позднему феодализму европейских стран в XI–XVII вв.
Второй раздел характеризует развитое и позднее средневековье народов
Арабского Востока, Восточной и Центральной Азии в хронологических
границах XIII–XVII вв. Оба раздела распределены по разным учебным
планам университета и составляют поэтому два самостоятельных курса.
В процессе обучения это имеет свои положительные моменты, поскольку
позволяет студентам полнее познакомиться с кругом проблем, стоящих
перед современной медиевистикой. Однако в учебно-методическом комплексе
мы сочли необходимым представить оба курса взаимосвязанными
друг с другом, что соответствует общепринятой хронологии и периодизации
изучаемого предмета. Кроме того, такой подход позволяет, на наш
взгляд, точнее определить структуру этих курсов, составить оптимальный
план стационарной и самостоятельной работы по основным блокам,
темам и проблемам курсов. С этой целью в комплекс включены следующие
подразделы.
В курсе «История средних веков»:
1. Программа курса. 2. Основная и дополнительная литература по
курсу. 3. Тематическое планирование для стационарного и заочного отделений.
4. Программа обучения на стационарном отделении – 3 и 4 семестры.
Сюда входят базовые темы лекционного курса, темы семинарских
занятий, формы промежуточных и итоговых аттестаций. 5. Планы семинарских
занятий для студентов стационарного отделения и рекомендуемая
к ним литература. 6. Коллоквиум по теме «Генезис феодализма в
странах Западной Европы». 7. Программа обучения на заочном отделении
– 3 и 4 семестры. Здесь также называются примерные темы лекций,
темы семинарских занятий и даются вопросы к семинарским занятиям.
8. Рекомендуемая тематика курсовых и реферативных работ по истории
средних веков. 9. Экзаменационные вопросы и образцы билетов к экзаменам
в 3-ем и 4-ом семестрах. 10. Рекомендуемый список художественноисторической
литературы по курсу.
5
Стр.6