Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Начало высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России (150,00 руб.)

0   0
Первый авторДьяков В. И.
АвторыРоссийская таможенная академия, Владивостокский филиал , Ерошенко С. С.
ИздательствоРИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии
Страниц241
ID209306
АннотацияВ монографии на конкретных фактах показано становление специального высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России, начало которого связано с Владивостокским филиалом РТА (ВФ РТА), «замкнувшего» на себя подготовку и переподготовку таможенных кадров в огромном регионе – от Новосибирска до Петропавловска-Камчатского, от Якутска и Магадана до Владивостока.
ISBN978-5-9590-0561-0
УДК378+34(571.9)
ББК74.58г
Дьяков, В. И. Начало высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России : монография / ред. С. С. Ерошенко; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал; В. И. Дьяков .— Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010 .— 241 с. : ил. — ISBN 978-5-9590-0561-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/209306 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал <...> Н.Н. Просянников, канд. ист. наук, доцент кафедры управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии Дьяков, В. <...> И Д93 Начало высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России : <...> ISBN 978-5-9590-0561-0 Под общей редакцией С.С. Ерошенко, проректора-директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии, Почетного таможенника России УДК 378+94(571,9) ББК 74.58г ISBN 978-5-9590-0561-0 © Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2010 © В.И. Дьяков, текст, 2010 <...> Владивостокский филиал в период реформирования таможенной системы: поиск новых факторов развития (2002–2006 гг.) <...> Таможенная служба России по своему значению для экономической системы государства отличается от большинства зарубежных, так как напрямую участвует в осуществлении фискальных функций, сопоставимых в настоящий период с деятельностью налоговых органов. <...> Эти правила, отработанные Введение 5 в российской (советской) системе образования на протяжении десятилетий и, в основных чертах, согласующиеся с общемировой практикой подготовки квалифицированных специалистов, были реализованы в создаваемой модели таможенного образования как важного условия подготовки кадров для Федеральной таможенной службы Российской Федерации. <...> Цель данной работы – показать на конкретных фактах становление специального высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России, начало которого связано с Владивостокским филиалом РТА (ВФ РТА), удаленным от центрального вуза почти на десять тысяч километров, и, в силу этого, «замкнувшего» на себя подготовку и переподготовку таможенных кадров в огромном регионе – от Новосибирска до Петропавловска-Камчатского, от Якутска и Магадана до Владивостока. <...> Однако свое 15-летие ВФ РТА встретил в окружении нескольких вузов, на базе <...>
Начало_высшего_таможенного_образования_на_Дальнем_Востоке_России.pdf
Стр.1
Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал В.И. Дьяков Начало высшего таможеННого образоваНия На ДальНем востоке россии Монография 15-летию Владивостокского филиала Российской таможенной академии посвящается Владивосток 2010
Стр.2
УДК 378+34(571.9) ББК 74.58г Д93 Рецензенты: Н.А. Беляева, д-р ист. наук, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии Н.Н. Просянников, канд. ист. наук, доцент кафедры управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии Д93 Дьяков, в.и Начало высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России : В.И. Дьяков ; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. − Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010. − 240 с. ISBN 978-5-9590-0561-0 Под общей редакцией С.С. Ерошенко, проректора-директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии, Почетного таможенника России УДК 378+94(571,9) ББК 74.58г ISBN 978-5-9590-0561-0 © Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2010 © В.И. Дьяков, текст, 2010
Стр.3
Содержание Введение ................................................................................................................................4 Глава 1. У истоков системы обучения таможенному делу на Дальнем Востоке России .................................................................................8 § 1. Начало подготовки профессиональных кадров для таможенных органов Сибири и Дальнего Востока .......................................................................................8 § 2. Варианты решения проблемы подготовки кадров. Создание Владивостокского филиала Российской таможенной академии ...........................13 § 3. Становление первого таможенного вуза на Дальнем Востоке ..............................36 Глава 2. Владивостокский филиал в период реформирования таможенной системы: поиск новых факторов развития (2002–2006 гг.) ...77 § 1. Оргштатные мероприятия и решение кадровых проблем .....................................77 § 2. Первый вуз на Дальнем Востоке, сертифицированный по системе менеджмента качества ...............................................................................................83 § 3. Сохранить и приумножить – таможенник во главе вуза ........................................95 Глава 3. Владивостокский филиал – участник интеграционного процесса в Российской таможенной академии (2006–2009 гг.) ..................115 § 1. Изменения в руководстве таможенных органов и Российской таможенной академии ......................................................................116 § 2. Новеллы учебного процесса ...................................................................................122 § 3. Наука: теория и практика, инфраструктура учебно-научной деятельности.......129 § 4. Многогранный процесс воспитания ......................................................................150 § 5. В тылу как на фронте ...............................................................................................157 § 6. В единой таможенной семье ...................................................................................162 Заключение ........................................................................................................................167 Приложение 1. Формирование организационной структуры Владивостокского филиала Российской таможенной академии (даты и документы) ................................168 Приложение 2. Руководящий состав Дальневосточного таможенного управления (1990–2010 гг.) .......................................171 Приложение 3. Список работников Владивостокского филиала Российской таможенной академии ..................................................................................175 Приложение 4. Список выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии 2000–2010 гг. ...............................................................................178 Приложение 5. Список сокращений ...............................................................................231 Приложение 6. Именной указатель ................................................................................235
Стр.4
Введение Таможенная служба во всех развитых странах мира относится к числу важных государственных институтов. Должностные лица таможенных органов – одни из первых, с кем встречаются визитеры, прибывая в страну. Они же в числе последних дают разрешение покинуть страну. От их умения, воспитания, а также от совершенства нормативной базы, которой они пользуются, ежедневно зависит здоровье, настроение миллионов людей, безопасность государств и граждан, экономика многих стран мира. Подбор, специальная подготовка, расстановка, закрепление и ротация профессиональных кадров для государственной службы во всех странах мира является делом большой важности, этому уделяется много внимания и средств. Однако подходы к решению кадровых задач неодинаковы. Есть отличия в сроках, методах, базовых требованиях, образовательных стандартах в обучении. Особенности подготовки определяют: с одной стороны, – главная цель, поставленная государством перед таможенной службой для решения жизненно важных вопросов (экономики, политики, разных направлений безопасности) на конкретном историческом этапе общего пути развития государства; с другой, – менталитет, традиции, базовые возможности, социальные цели; с третьей, – достижения в области методологии и методики, которыми будут решаться поставленные задачи. Таможенная служба России по своему значению для экономической системы государства отличается от большинства зарубежных, так как напрямую участвует в осуществлении фискальных функций, сопоставимых в настоящий период с деятельностью налоговых органов. В первом десятилетии XXI века ее вклад в доходную часть бюджета страны сначала достиг, а потом и превысил 50 процентов. Кроме того, она выполняет правоохранительные функции. Всё вместе определяет особое место таможенных органов в структуре исполнительной власти современной России. Традиционная российская модель образования, практикующая непрерывную систему подготовки кадров практически для любой отрасли народного хозяйства, считает базовую подготовку завершенной при наличии высшего профессионального образования. Но использование специалистов в науке и государственном управлении, отраслях экономики и т.д. – предполагает необходимость дополнительного послевузовского образования и систематического повышения квалификации и (или) переобучения. Эти правила, отработанные
Стр.5
Введение 5 в российской (советской) системе образования на протяжении десятилетий и, в основных чертах, согласующиеся с общемировой практикой подготовки квалифицированных специалистов, были реализованы в создаваемой модели таможенного образования как важного условия подготовки кадров для Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), ставший учредителем Российской таможенной академии, создавал учебное заведение, которое, с одной стороны, должно было быть территориально приближено к многочисленным таможенным органам столичного региона и центральному органу управления таможенным делом, с другой, по возможности, – создать оптимальные условия для подготовки кадров в региональных таможенных управлениях и подчиненных им структурах. Путь централизации и унификации прямо вытекал из иерархической структуры ГТК и соответствовал тенденциям перестройки высшей школы. Так появились Российская таможенная академия и три ее филиала: в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке1 . Предполагалось, что в дальнейшем будут созданы филиалы РТА в Поволжье, на Урале и в Сибири. Определенным шагом стало формирование в 2006 г. региональных представительств в Приволжском, Сибирском, Уральском федеральных округах (в городах Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург)2 . Цель данной работы – показать на конкретных фактах становление специального высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России, начало которого связано с Владивостокским филиалом РТА (ВФ РТА), удаленным от центрального вуза почти на десять тысяч километров, и, в силу этого, «замкнувшего» на себя подготовку и переподготовку таможенных кадров в огромном регионе – от Новосибирска до Петропавловска-Камчатского, от Якутска и Магадана до Владивостока. Однако свое 15-летие ВФ РТА встретил в окружении нескольких вузов, на базе которых открыта специальность «Таможенное дело». Насколько такая демонополизация окажется успешной – покажут время и результаты практической работы их выпускников в таможенных органах. Данная тема пока большого интереса для профессиональных историков не представляет. В историографии вопроса отмечено несколько публикаций, сделанных участниками событий: Н.Н. Просянниковым, Н.А. Болотовой, Б.Ю. Филичевым, Н.С. Гринько, по юбилейным случаям касался этих во1 № 433. 2 Приказы ГТК РФ от 15.08.1994 г. № 415; от 21.12.1994 г. № 681; от 30.06.1995 г. О представительствах Российской таможенной академии: приказ ФТС России от 02.05.2006 № 407.
Стр.6
6 просов автор3 В.И. Дьяков. Начало высшего таможенного образования на ДВ России . Все исследователи стремятся к правильному использованию фактов, но, как правило, не указывают, из каких документов эти факты взяты и «не замечают» работ своих предшественников. Вместе с тем, критика источников, как один из методологических постулатов исторического исследования, должен применяться и в данном случае. Пока это касается, в основном, замеченных несоответствий в датах некоторых приказов. Возможно, потребует объяснения несовпадение хронологии факта события и связанной с ним нормативной базы, и т.п. Отдельные наблюдения по этим вопросам размещены автором в сносках. Инициатива по написанию истории Российской таможенной академии, частью которой является данное произведение, принадлежит начальнику Российской таможенной академии В.С. Чечеватову, издавшему в 2006 г. соответствующий приказ4 вым эту задачу выполнил профессор Ю.Г. Кисловский, опубликовавший краткий, но интересный и емкий по содержанию исторический очерк5 . Применительно к Российской таможенной академии пер. Хронологические рамки данной работы – 20 лет: с ноября 1989 г. по декабрь 2009 г. Отдельные вопросы рассмотрены с использованием данных за 2010 год – преимущественно, это дополнительная и справочная информация. Источниками, положенными в основу научного исследования, являются документы Правительства, нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его правопреемника – Федеральной таможенной службы, Дальневосточного таможенного управления, приказы, отчеты, другие документы Российской таможенной академии и Владивостокского филиала, публикации в научной и периодической печати, а также воспоминания участников событий и собственные наблюдения. Особенность источниковой базы определяется процессами активной внутриведомственной динамики, сопровождающейся изменением количества и названий структур, движением кадров, появлением большого числа новых документов, лишающих силу ранее действовавших, и все это происходило в то время, когда таможенные органы только начинали выстраивать 3 Дьяков В.И., Просянников Н.Н. 10 лет высшему таможенному образованию на Дальнем Востоке // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2004. № 3. С. 23−30; Просянников Н.Н. Скромные даты нашей истории // Указ. изд. 2009. № 4. С. 14−23; Дьяков В.И. Путь длиной в пятнадцать лет // Указ. изд. 2009. № 4. С. 10−13; Гринько Н.С., Филичев Б.Ю. Дополнительное профессиональное образование должностных лиц таможенных органов: двадцать лет спустя // Указ. изд. 2010. № 2. С. 81−91; Гринько Н.С. О некоторых аспектах подготовки кадров для таможенных органов ДФО // Указ. изд. 2010. № 2. С. 92−97; Болотова Н.А. Совершенствование системы подготовки и переподготовки должностных лиц таможенных органов в РФ // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 4. С. 87−92. 4 ной академии“: приказ РТА от 20.12.2006 № 657. 5 М., 2008. 38 с. О разработке и издании научно-исторического труда „История Российской таможенКисловский Ю.Г. Исторический очерк развития Российской таможенной академии.
Стр.7