Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 633890)
Контекстум
.

Практическая химия (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевандовская Тамара Владимировна
Издательство[Б.и.]
Страниц135
ID209119
АннотацияС химической точки зрения рассмотрены процессы и вещества, широко применяемые в повседневной жизни. Пособие содержит лабораторные работы и алгоритм расчетов для приготовления растворов.
Левандовская, Т. В. Практическая химия : учебное пособие / Т. В. Левандовская .— : [Б.и.], 2006 .— 135 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/209119 (дата обращения: 13.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.В. Левандовская ПРАКТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Учебное пособие Архангельск Поморский университет 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского университета Автор: <...> Т.В. Левандовская, кандидат химических наук, доцент кафедры химии ПГУ им. <...> Отсюда многочисленные ошибки в пользовании веществами и материалами  от пищевой соды до пластмасс,  отсюда же и неспособность распознать недобросовестную или просто безграмотную рекламу. <...> В настоящем пособии рассмотрены с практической точки зрения отдельные темы курса химии, представляющие наибольшую актуальность для учителя технологии. <...> Из формулы следует, что при сближении на равное расстояние атом водор ода одной молекулы метана притянется к атому углерода другой значительно слабее, чем атом того же водорода, входящий в молекулу воды, к атому кислорода другой молекулы. <...> Сложение векторов дает 0, то есть при том, что каждая связь представляет хоть и слабый, но диполь, молекула в целом абсолютно неполярна. <...> Они имеют температуры кипения ниже, чем у аналогов, способных к образованию таких связей, но выше, чем вещества с неполярными молекулами. <...> Растворимость веществ в полярных и неполярных растворителях Те же силы, которые определяют температуру кипения вещества, а тем самым и его агрегатное состояние при обычных условиях, определяют и способность вещества растворяться в том или ином растворителе. <...> Молекулы или ионы растворяемого вещества должны отделиться друг от друга, чтобы равномерно распределиться между молекулами растворителя. <...> Все они с водой не смешиваются (не растворяются в ней), а значит, состоят из неполярных молекул (см. выше, п. <...> Итак, делаем вывод: в неполярных растворителях растворимы вещества, состоящие из неполярных же молекул. <...> Поверхностно-активные вещества (ПАВ) Рассмотрим взаимодействие с водой молекул какого-либо спирта с достаточно большим алкильным радикалом, например, лаурилового С 12Н25ОН. <...> Для предоставления этого места <...>
Практическая_химия_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Практическая_химия_учебное_пособие.pdf
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Т.В. Левандовская ПРАКТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Учебное пособие Архангельск Поморский университет 2004
Стр.1
Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского университета Автор: Рецензенты: Т.В. Левандовская, кандидат химических наук, доцент кафедры химии ПГУ им. М.В. Ломоносова Э.В. Швакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии ПГУ им. М.В. Ломоносова; Л.Н. Нестерова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики предмета АО ИППК РО; Ю.Г. Хабаров, доктор химических наук, профессор кафедры технологии ЦБП АГТУ В учебном пособии теоретические химические понятия рассматриваются на примерах процессов и веществ, с которыми учитель технологии связан или может быть связан в ходе профессиональной деятельности. Каждый раздел теоретической части снабжен вопросами и заданиями для контроля и самоконтроля. Практическая часть содержит примеры расчетов, необходимых для приготовления растворов, и три лабораторных работы. В приложениях даны контрольные задачи и задания для студентов заочного отделения. Учебное пособие предназначено для студентов специальности 030600 «Технология и предпринимательство», но может быть полезно и студентам химических специальностей, а также учителям школ и учреждений среднего профессионального образования. © Поморский университет, 2004 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? М и т р о ф а н. Дверь, котора дверь? П р а в д и н. Котора дверь! Вот эта. М и т р о ф а н. Эта? Прилагательна. П р а в д и н. Почему же? М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Д.И. Фонвизин. Недоросль. В повседневной жизни мы постоянно встречаемся со многими веществами и их химическими реакциями. Однако всегда ли мы можем увязать свойства веществ и правила обращения с ними с материалом, изученным в школьном курсе химии (то есть, по терминологии Митрофанушки, сделать знания из «существительных» «прилагательными»)? Опыт показывает, что отнюдь не всегда, а точнее  редко. Отсюда многочисленные ошибки в пользовании веществами и материалами  от пищевой соды до пластмасс,  отсюда же и неспособность распознать недобросовестную или просто безграмотную рекламу. Учитывая растущее разнообразие веществ, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, научиться применять свои знания на практике необходимо для любого ученика, и немалую роль в этом может сыграть учитель технологии. В настоящем пособии рассмотрены с практической точки зрения отдельные темы курса химии, представляющие наибольшую актуальность для учителя технологии. Следует подчеркнуть, что предлагаемая методология практического подхода к рассмотрению химических процессов и веществ не требует знаний, выходящих за пределы школьного курса химии (а также физики и биологии), а потому может быть в дальнейшем применена студентами и учителями при решении любых других 3
Стр.3
проблем, требующих обращения к учебникам химии. Задания, способствующие закреплению навыков работы с учебниками, помещены в приложении. При чтении каждого раздела обратите, пожалуйста, внимание на вопросы и задания, заключенные в рамку. Постарайтесь сначала ответить на них самостоятельно, не читая дальше, и только потом проверьте себя: ответы даны в следующих абзацах. В конце каждой главы даны вопросы и задания для контроля и самоконтроля. Пособие содержит практическую часть, включающую методику расчетов, необходимых для приготовления растворов заданной концентрации, и три лабораторных работы. В приложении даны расчетные задачи и контрольные задания для студентов-заочников, которые могут быть использованы и студентами дневного отделения. Пособие может быть полезно также учителям химии школ и учреждений среднего профессионального образования. 4
Стр.4
ЧАСТЬ I Глава 1. ХИМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ И ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 1.1. Агрегатное состояние вещества Когда мы говорим о каком-то веществе, что оно является твердым, жидким или газообразным, не уточняя условий, имеется в виду комнатная температура. На примере воды всем хорошо известно, что в зависимости от температуры вещество может находиться во всех трех состояниях. Но попробуйте, не читая дальше, объяснить, почему при одной и той же температуре разные вещества находятся в разных агрегатных состояниях? Почему разные жидкости кипят, то есть переходят в газовую фазу, при разных температурах? Постараемся разобраться. Для начала рассмотрим только два состояния вещества  жидкое и газообразное. В качестве примеров возьмем хорошо знакомые всем вещества молекулярного строения  метан СН4 и воду Н2О. Вода, как известно, кипит при +100оС, метан же  при 161оС. Из школьного курса физики и химии известно, что газовая фаза, в отличие от твердой и жидкой, является разреженной, то есть расстояния между молекулами в ней значительно больше. С другой стороны, мы знаем, что, нагревая тело, мы сообщаем ему тепловую энергию, которая, как любой вид энергии, может быть израсходована на совершение работы. Тогда сформулируем наш вопрос иначе: почему на совершение однотипной работы по удалению молекул друг от друга требуется так мало энергии в случае метана и так много в случае воды? 5
Стр.5