МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА
Учебная программа курса
и планы семинарских занятий для вузов
Составитель
В. Н. Гущина
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «История культуры Востока» относится к профессиональному
циклу дисциплин Федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по направлению
подготовки 033000 «Культурология» (бакалавриат) и входит в базовую
(общепрофессиональную) часть этого цикла, в культурно-исторический
модуль, который читается на втором курсе дневного отделения в третьем
семестре. В соответствии с государственным образовательным стандартом
курс включает в себя изучение традиционных культур Востока и основных
этапов их развития. Анализ исторического развития культуры Востока начинается
с рассмотрения процессов возникновения древнеегипетской культуры
и культуры Месопотамии, включает изучение традиционной индийской
и китайской культур и заканчивается изучением культуры Японии.
Изучение традиционных восточных культур приобретает особую актуальность
в современных условиях, поскольку многие страны Востока продемонстрировали
уникальные экономические и технологические достижения в конце
ХХ – начале XXI века, опередив европейскую цивилизацию по многим технико-технологическим
параметрам. При этом они не только сохранили свое культурное
наследие, но и эффективно использовали его при проведении радикальной
социально-экономической и технологической модернизации. В условиях
глобализации они сохраняют свою культурную идентичность, успешно вписываясь
в постиндустриальную цивилизацию. Их опыт обладает высокой ценностью
для всех стран, которым предстоят аналогичные реформы.
В результате изучения истории данного курса студент должен познакомиться
с основными проблемами и этапами развития стран традиционного
Востока и содержанием культурно-исторического процесса в этом регионе
мира, с основными факторами, оказывающими влияние на развитие
культуры, и сформировать представление о специфике культурно-исторического
процесса в традиционных восточных обществах.
Данный курс ориентирован на анализ устойчивых культурных феноменов
(религии, искусства, науки), а также на особенности взаимосвязи культуры
и общества, культуры и природы. Большое внимание уделяется культуре
труда и быта и ее специфике в разных регионах Востока.
Особенностью данного курса является комплексный, синтетический
подход к изучению культуры конкретных обществ и этапов их развития. В
связи с тем, что конкретные сферы культуры изучаются в рамках специальных
учебных курсов, основной целью данного курса является рассмотрение
не столько специфики отдельных сфер, сколько особенностей их взаимодействия
между собой и с обществом в целом, механизмов развития
культуры, а также того, каким образом отдельные факторы и сферы культуры
оказывают влияние на формирование культурной специфики конкретных
обществ и регионов. Конечная задача курса состоит в том, чтобы
3
Стр.3
Форма промежуточного контроля – экзамен.
Курс «История культуры Востока» дополняет и продолжает цикл базовых
исторических дисциплин «История» и «История культуры Западной
Европы», который будет завершать «История культуры России». В дальнейшем
его темы будут развиваться и углубляться в процессе изучения таких
учебных дисциплин, как «История зарубежной литературы», «История
религий», «История искусств», «Культура повседневности».
Особенностью курса является сопровождение его видеофильмами, посвященными
развитию отдельных сфер культуры, прежде всего искусства, в
разные эпохи и в разных странах Востока.
Название тем курса
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аудиторная работа
Практич.
Лекции
Сем. /
2. Природа и социум Древнего Египта
3. Религия Древнего Египта
4. Искусство Древнего Египта
5. Культура Месопотамии
Всего
ауд.
1. Восток как историкометодологическая
проблема 2 2 4
Культура Древнего Египта
2
2
2
2
Культура Индии
6. Зарождение древних индийских цивилизаций
7.
Буддизм
8. Индуизм и его влияние на культуру
9. Традиционные искусства и научные
знания Индии
10. Экономическая и трудовая культура
Китая
11. Общество и социальная структура
12. Cемейно-бытовая культура
13. Конфуцианство и его влияние на
культуру
14. Даосизм и чань-буддизм
15. Традиционные искусства Китая
16. Этапы развития японского общества
17. Традиционные японские искусства
18. Пути стран Востока в XXI век
2 2 4
2
2
2
Культура Китая
2
2
2
2
Культура Японии
2
2
2
ИТОГО: 36 18
6
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2 2 4
2
4
2
2
4
2
54
4
4
6
6
6
4
4
4
6
6
6
4
4
6
4
90
2
Сам.
работа
6
2
2
4
2
4
4
6
4
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ВОСТОК КАК ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Типы культур и основания их типологии. Региональная типология. Восток
и Запад как идеальные типы мировой культуры. История их взаимоотношений
и изучения Востока. Традиционные культуры Востока. Пространственные
и временные границы. Проблемы синхронности и асинхронности
социокультурного развития стран и регионов Востока, типы их культурноисторических
ориентаций; взаимодействие и взаимовлияние культур стран
Востока между собой и с европейской культурой. Роль культур стран Азии
в истории развития русской культуры.
Общее и особенное в культуре стран и цивилизаций Древнего Востока.
Теория «речных» («гидравлических») цивилизаций (Египет, Месопотамия,
Индия, Китай) Льва Мечникова. Понятие «азиатского способа производства»
Карла Маркса, его особенности и влияние на структуру и культуру
общества. Изменение отношения к Востоку в западной историографии и
философии истории. Источники изучения.
Значение религии для конституирования культурной специфики обществ
Древнего Востока. Противоречия спиритуализма и утилитаризма, аскетизма
и прагматизма. Религия как доминанта культуры и религиозная толерантность.
Ценностная
специфика. Отсутствие антропоцентризма, установка на закон
равновесия, середины, компромисса, идея тождества общества и природы,
человека и общества, материального и идеального, чувственного и рационального,
искусственного, социального и естественного, природного,
вещи, слова и образа. Образность мышления. Особенности восприятия времени
и пространства. Специфика отношения к числу, слову, предмету. Синкретизм
духовной культуры, тенденции автономизации. Культурный изоляционизм.
КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Тема 2. ПРИРОДА И СОЦИУМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Географические и природные предпосылки возникновения древнеегипетской
цивилизации. Образование ранних цивилизаций (IV тыс. до н.э.).
Хронология, периодизация: Древнее (XXVIII–XXIII), Среднее (XXI–XVIII)
и Новое (XVI–XI) царства. Важнейшие социально-политические события
истории Древнего Египта. Природа как фактор развития культуры. Египет –
«дар Нила». Возникновение и специфика ирригационной экономики.
7
Стр.7
Особенности социально-политического устройства. Роль общины и
храмового хозяйства в экономике и культуре. Идея царственности, священный
характер верховной власти. Понятие восточной деспотии, причины ее
возникновения. Формирование административно-бюрократической системы,
возникновение судопроизводства, профессионального военного дела.
Рабство на Древнем Востоке, его особенности. Строительно-хозяйственные
функции фараонов. Технологические основания египетской цивилизации.
Особенности египетской «мегамашины» (по Л. Мамфорду). Пирамиды как
технологический и социокультурный феномен.
Семья и дом в системе общества. Мир человека и бытовая сфера. Развитие
ремесленной деятельности и прикладных искусств.
Индивид и коллектив. Анонимность индивидуальной человеческой деятельности.
Принцип «свой – чужой» как причина древневосточной жестокости.
Внешние
соседи Древнего Египта, характер взаимодействий с ними.
Автономный характер развития древнеегипетской цивилизации.
Тема 3. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Возникновение письменности. Пиктография и иероглифика и их значение
для формирования письменной культуры. Сакральный характер письменности.
Иеротическое и демотическое письмо. Папирус и красная строка.
Расшифровка египетской письменности Жаном Франсуа Шампольоном в
1822 г.
Религиозные центры и основные циклы мифов. Космогония и теогония,
солярный цикл, мифология Исиды и Осириса. Плюрализм мира богов, его
структуризация и эволюция. Антропоморфизация богов. Сохранение культа
священных животных. Монотеистические тенденции и реформа Аменхотепа
IV (Эхнатона) в середине XIV в. до н.э. (1350–1337). Расцвет культуры в
правление Рамзеса Великого (1289–1222). Особенности погребального
культа (мумификация), его место в культуре. Мáстабы, пирамиды, «Долина
царей». Открытие гробницы Тутанхамона (1922–1923) Говардом Картером.
Тексты пирамид, тексты саркофагов, «Книга мертвых» о загробном мире.
Эзотерический характер религии.
Представления о человеке, его жизни и смерти. Структура духовного
мира человека (Ах, Ба, Ка). Ценностный подход к пространству и времени.
Влияние религии на искусство и другие сферы духовной деятельности.
Тема 4. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Основные виды египетского искусства, их характерные черты (пышность,
монументализм, статика, связь с религиозным культом и культом
8
Стр.8