Ломоносова – часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений
его творчества: развития основанной им науки о стекле, здесь – прикладной,
поставленной на службу особому виду стеклоделия – варке, так называемого
глухого стекла, смальт – удивительного по красоте материала, пригодного
для художественных целей, – создания разнообразных мозаичных произведений – в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей – от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера) до самостоятельных
произведений изобразительного искусства – «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства. <...> В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для
дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. <...> В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство
составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. <...> В
1745г. канцлер М. И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. <...> Ломоносов знал, что ещё в Киевской Руси было распространено мозаичное
искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. <...> Химической лаборатории позволила Ломоносову
начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по
теории цветов. <...> Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в
числе других работ он «делал химические опыты, до крашения стёкол
надлежащие». <...> Разработку практических проблем по созданию рецептуры цветных прозрачных и непрозрачных стёкол Ломоносов старался увязать с вопросами
теоретической физики и химии. <...> Учёный для получения цветных стёкол провёл многочисленные опыты. <...> Он постепенно усложнял составы смальт, устанавливал влияния температуры <...>
М.В._ЛОМОНОСОВ_–_ХУДОЖНИК-МОЗАИЧНИК.pdf
Бреусова Татьяна Александровна
89226217749
Tatyanabreusova@mail.ru
К.п.н., ст. преподаватель кафедры ХЭВ факультет ДиНо ОГПУ
М.В. ЛОМОНОСОВ – ХУДОЖНИК-МОЗАИЧНИК
Мозаики М. В. Ломоносова – часть деятельности учёного, которая сочетает
в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений
его творчества: развития основанной им науки о стекле, здесь – прикладной,
поставленной на службу особому виду стеклоделия – варке, так называемого
глухого стекла, смальт – удивительного по красоте материала, пригодного
для художественных целей, – создания разнообразных мозаичных произведений
– в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение
достаточно широкого круга интересов и потребностей – от утилитарных
объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели
и малых архитектурных форм, элементов интерьера) до самостоятельных
произведений изобразительного искусства – «мозаичных картин» и монументальных
панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства. (2)
Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам были
предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически
упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для
дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве.
В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство
составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. В
1745г. канцлер М. И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин.
Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную
живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт.
Ломоносов знал, что ещё в Киевской Руси было распространено мозаичное
искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломо
Стр.1