Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Филосовская этика (110,00 руб.)

0   0
Первый авторВарава Владимир Владимирович
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц31
ID208734
АннотацияКурс "Философская этика" адресован студентам факультета философии и психологии. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по философии. Этика как "практическая философия" жёстко связана с фундаментальной философской теорией.
Кому рекомендованоРекомендуется для студенто-бакалавров 1-го курса отделения культурологии факультета философии и психологии.
Варава, В.В. Филосовская этика / В.В. Варава .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 31 с. — 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208734 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. В. Варава ФИЛОСОФСКАЯ ЭТИКА Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 22 сентября 2011 г., протокол № 1400-07 Рецензент доцент кафедры философии ВГЛТА, канд. филос. наук И. О. Надточий Программа подготовлена на кафедре культурологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> 3 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Философская этика» адресован студентам факультета философии и психологии. <...> Нормативное содержание этики отражается в моральных принципах, которые всегда детерминированы той или иной философской системой. <...> Этика как «практическая философия» оказывается жестко связана с фундаментальной философской теорией. <...> В качестве основных задач преподавания данной дисциплины можно обозначить следующие: 3 – определить философскую природу этики и этическую природу философии; – раскрыть онтологическое отличие философии от науки и религии; – выявить критерии научной этики, описать основные направления и школы научной этики; – определить нравственную проблематику в религии, выявить особенности библейской морали; – обосновать тождество этики и философии и раскрыть парадоксальность философской этики; – выявить особенности отечественной нравственной философии; – рассмотреть наиболее актуальные проблемы прикладной и профессиональной этики. <...> По итогам изучения курса «Философская этика» слушатель должен: – знать основные этапы развития философской этики; – понимать онтологическую связь этики и философии; – иметь представление о дискуссиях вокруг нравственных коллизий в современном мире; – понимать своеобразие этических подходов к анализу социальной реальности, принятых в русской философии. <...> Курс «Философская этика» дает представление об одной из важнейших частей философии и является <...>
Филосовская_этика.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Филосовская_этика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. В. Варава ФИЛОСОФСКАЯ ЭТИКА Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Философская этика» адресован студентам факультета философии и психологии. Данная учебная дисциплина относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 – Культурология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по философии (в частности, таким ее разделам, как история греческой философии, история европейской философии), которая ведется в течение первого года обучения. Философская этика занимает особое место в системе философского знания. Нормативное содержание этики отражается в моральных принципах, которые всегда детерминированы той или иной философской системой. Этика как «практическая философия» оказывается жестко связана с фундаментальной философской теорией. В ходе изучения данной дисциплины у студентов должны быть сформированы компетенции: владение культурой научного и философского мышления; умение использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы современности; владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами устного, письменного и виртуального (размещение в виртуальных сетях) представления материалов собственного исследования. Программа курса «Философская этика» непосредственно связана с философско-антропологической проблематикой современного культурологического знания. Курс достаточно тесно связан с проблематикой курсов по истории культуры и философии. Учебная дисциплина «Философская этика» является предшествующей для следующих дисциплин: «Философская антропология», «История искусств», «История культуры», «Техники анализов текстов культуры». Практической частью курса являются семинарские занятия, включающие интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение прочитанных произведений. Основная цель курса заключается в том, чтобы сформировать у слушателей целостное представление об этике как самостоятельной и универсальной области философского знания, имеющей исключительное значение как для духовно-нравственного состояния человека, так и для правильной организации социальной жизни. В качестве основных задач преподавания данной дисциплины можно обозначить следующие: 3
Стр.3
учный рационализм. Сущность научного мировоззрения (В. И. Вернадский). Критерии научного знания. Классификация наук. Научная истина. Позитивная наука (О. Конт). Законы науки и догмы религии. Соотношение знания и веры в науке. Неклассическая наука. Сциентизм и антисциентизм. Религия как феномен духовного бытия. Культ и культура. Религиозные истоки культуры. Homo religios – одна из наиболее сущностных антропологических характеристик человека. Метафизическая потребность человека (А. Шопенгауэр). Сущность религиозного (Г. Риккерт). Онтология «священного». Двумирность человеческого бытия. Феноменология религиозного опыта (способность к трансцендированию, сверхчувственное ведение, переживания священного). Потустороннее бытие («тот» мир). Соотношение веры и знания в науке. Эсхатологические и апокалипсические установки в религии. Социокультурная проекция религии. Философское удивление, научное познание, религиозная вера. Специфика философского мировидения: sub specia aeterni (Э. Гуссерль). Греческая философия. Статус философии в греческой культуре. Философия и философствование. «Атеизм» греческой философии. Философия как «любовь к мудрости» и как «Άλήθεια» (М. Хайдеггер). «Непотаенность». Philosophia perennis. Подлинная философия (К. Ясперс). Философия как исключительно человеческий способ существования. Проблема определения философии. Время и вечность в философии. Философская истина и философский разум. Неинституциональность философии. ТЕМА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ Проблемы взаимодействия этики и науки (научность этики, этическая нейтральность науки, профессиональная этика). Столкновения морали и науки, этики и техники, нравственности и прогресса в современном обществе. Экологическая этика. Нравственные коллизии науки. Этика науки и личная нравственность ученого. Философия техники. Цинизм современной науки (П. Слотердайк). Феномен научной этики: этика, построенная по принципу науки. Научное обоснование нравственности (Г. Спенсер). Истинное знание и правильное поведение. «Гедонистический принцип». Знание блага этого мира – главный критерий научной этики. Роль разума в обосновании морального блага. «Формирование научного духа» (Г. Башляр). Критерии научного знания и научной этики (универсальность, фрагментарность, общезначимость, обезличенность, систематичность, незавершенность преемственность, критичность, достоверность, внеморальность, рациональность, чувственность). Одномерность и одномирность научной этики. Методологическое требование науки (Б. Рассел). Научная этика в контексте позитивистской парадигмы науки. 6
Стр.6
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ Историко-философский контекст происхождения научной этики. Классификация философского знания Диогена Лаэртского: физика, этика и диалектика. Специфическая область этики. Особенность этики как «практической философии». Понятие «подлинной жизни». Формирование теоретической этики. Этические воззрения Сократа. Феномен этического рационализма. Добродетель и знание. Становления и развития категорий добра и зла как научных философских понятий. Антиномичность философии Сократа: принципиальное незнание. Этические воззрения Гиппократа. Профессиональный этос врача. «Клятва» – первая в истории медицины врачебная присяга. Профессиональный этический кодекс. Предпосылки современной биоэтики. Аристотель. Создание этики как самостоятельной дисциплины. Логические и методологические предпосылки для становления и развития этики. Критика Платона. Анализ понятия «этос» (ήθος). Учение о добродетелях, аналитика добродетелей. Принцип «середины». Создание категориальной системы базовых понятий этики. Связь этики с политикой и психологией. Научный характер этики Нового времени. Коренная переориентация ценностей с трансцендентных на эмпирические. Рационализм Нового времени. Этические воззрения Д. Бруно, Н. Макиавелли, М. Монтеня, П. Бейля. Естественно-научное истолкование морали (Р. Декарт). Онтологический и теологический детерминизм Б. Спинозы. Принципы научности в моральной философии Т. Гоббса. Эмпирическая этика Д. Локка. Д. Юм – прародитель неопозитивистской этики. Психология морали – эмпирический анализ феноменов нравственных переживаний Юма. Утилитарная этика Б. Мандевиля. Воззрения А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Д. Дидро, Д. Милля, И. Бентама. ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ (продолжение) Марксизм как радикальная форма научной этики. Соотношение экономического и морального анализа общества в марксизме. Эволюционная этика как наиболее распространенный тип научной этики. Теория эволюции – выражение подлинно научного миропонимания. Основы эволюционной этики – Ч. Дарвин и Г. Спенсер. Эволюционная этика П. А. Кропоткина. Этическая концепция В. П. Эфроимсона. Психоанализ как форма научной этики. Рационалистическое учение о человеке З. Фрейда. Принцип редукции. Аналог природного и культурного мира. Универсализм законов эволюции. Теория бессознательного как форма антропологического рационализма. Гуманистическая этика Э. Фромма. 7
Стр.7
Биоэтика. Развитие современных медицинских технологий. Научный поиск нравственно обоснованных и морально приемлемых решений. Глобальный характер биоэтики. Аналитическая философия. Метаэтика. Логический анализ морального языка. «Натуралистическая ошибка» (Дж. Мур). Воззрения Л. Витгенштейна. Постмодернистская этика как разновидность научной этики. Принципы нелинейного мышления, синергетика – основы нелинейности постмодерна. Постмодернистское мировоззрение как реакция на исчерпанность классических рациональных ценностей. ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКАЯ КРИТИКА НАУЧНОЙ ЭТИКИ Критическая функция философии. Фундаментальный скепсис философии. «Философское сомнение» (Э. Сиоран). Запрет на догматизацию и абсолютизацию. Наукообразная философия. Творческий характер философии. Наука в свете философской рефлексии. Позитивистская абсолютизация науки. Утрата наукой своего этоса. Проблема «объективности» научной истины. Научный образ мира как неподлинный. Существо современной науки (М. Хайдеггер). Антисциентистские направления в философии. Концепция эпистемологического анархизма П. Фейерабенда. «Бедность науки с точки зрения гуманизма». Безличностный рост знаний. Несовпадение нравственного и научно-технического развития. Научная приватизация истины. Культурноидеологическая экспансия западноевропейской культуры. «Ненаучные» способы познания мира. Сходство между наукой и мифом. «Диалектика мифа» А. Ф. Лосева и «культурный субъективизм науки» Г. Д. Гачева. Концепция «философской веры» К. Ясперса. Критика «научного суеверия». Неверное отождествление философии и современной науки. Кардинальное отличие науки от философии. Нравственная специфика человеческого бытия Э. Агацци. Критика позитивистской «концепции вытеснения философии». Нравственная непригодность науки для изучения человека. Личностный характер научного знания. Критика сциентизма, гносеологизма и позитивизма в русской философии (Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. М. Бахтин, В. П. Фетисов). ТЕМА 5. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ Онтология «двумирности» (С. Л. Франк). Дуализм «мира» и «Царствия Небесного» как «основоположный факт христианского бытия». «Иной мир» – цель религиозного трансцендирования. 8
Стр.8