Вестник Брянского государственного технического университета. 2009. № 3(23)
К ЮБИЛЕЮ УНИВЕРСИТЕТА
УДК 378
А.В.Лагерев
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ГОУ ВПО «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Представлены данные, характеризующие достигнутый уровень состояния всех сфер деятельности БГТУ.
Определены перспективы развития университета в краткосрочном и среднесрочном периоде.
Ключевые слова: итоги развития, перспективы развития, БГТУ, сферы деятельности.
Брянский государственный технический университет (БГТУ) – это старейшее на
Брянщине высшее учебное заведение, возникшее в год первой пятилетки с целью подготовки
квалифицированных инженеров-руководителей производства для индустриализации
страны. 23 ноября 1929 г., день, когда постановлением Главвтуза ВСНХ СССР на базе
рабфака при Брянском паровозостроительном заводе был организован втуз нового типа -
Бежицкий машиностроительный институт, следует считать днем рождения БГТУ. Уже 11
декабря 1929 г. был объявлен первый прием на 1-й курс института, а 10 января 1930 г. для
первых 120 студентов начался первый день занятий. Символическим событием в жизни
молодого вуза явилось вручение 5 ноября 1934 г. ему как «лучшей кузнице пролетарских
кадров» ударного Красного знамени. Это знамя – знамя качества инженерного образования
- последующие поколения преподавателей и сотрудников университета достойно несли
в течение всех 80 лет существования БГТУ. Поэтому закономерным событием явилось
награждение вуза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1979 г.
за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов, развитии науки и техники орденом
«Знак Почета». Особым днем в жизни вуза стало 13 июля 1956 г., когда Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР он был переименован в Брянский институт
транспортного машиностроения (БИТМ). Под этим именем институт приобрел широкую
известность и авторитет по всей территории Советского Союза и за его пределами.
В вузе сложилась система подготовки кадров, получившая на предприятиях название
«школа БИТМа». За время существования университета было подготовлено для тяжелого и
транспортного машиностроения, железнодорожного транспорта, топливно-энергетического
комплекса и других отраслей народного хозяйства бывшего СССР и России свыше 40 тыс.
специалистов, многие из которых известны своими разработками и новациями. Выпускники
университета востребованы экономикой Брянского региона и России.
Коренные изменения в экономической, политической и социальной сферах жизни
российского общества, прошедшие в последнее десятилетие ХХ века, обусловили и изменение
стратегии развития нашего вуза, который 28 декабря 1995 г. приказом Госкомитета
РФ по высшему образованию получил статус технического университета. Это потребовало
как усиления фундаментальности подготовки специалистов, так и развития многопрофильности
образовательной и научной деятельности вуза. Совершенствование образовательной
и научной деятельности коллектив университета считает двуединой задачей, обе
стороны которой одинаково важны, одинаково приоритетны.
В принятой в январе 2008 г. ученым советом университета «Комплексной программе
развития БГТУ на период 2008-2012 гг.» так определяются структура, роль и стратегия
развития университета (миссия университета) на современном этапе его существования:
«…университет является учебно-научно-инновационным комплексом, реализующим широкий
спектр образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального
образования в сочетании с широким спектром фундаментальных и приклад5
Стр.1
Вестник Брянского государственного технического университета. 2009. № 3(23)
ных научных исследований и инновационных разработок в целях развития экономики
Брянского региона и Российской Федерации и подготовки специалистов, способных к эффективной
работе на уровне современных требований, постоянному профессиональному и
культурному росту, социальной и профессиональной мобильности».
В настоящее время БГТУ - крупный учебно-научный и культурно-воспитательный
комплекс, центр интеллектуальной жизни Брянщины. Вуз готовит специалистов для тяжелого,
транспортного, энергетического машиностроения, приборостроения, энергетики, газовой
и электронной промышленности, других отраслей народного хозяйства. В структуру
университета входят:
- 2 учебно-научных института – транспорта (УНИТ) и технологический (УНТИ);
- 4 дневных факультета – механико-технологический (МТФ), энергетики и электроники
(ФЭЭ), информационных технологий (ФИТ), экономики и управления (ФЭУ);
- факультет обучения без отрыва от производства (ФОБОП) с очно-заочным и заочным
отделениями;
- факультет довузовской подготовки (ФДП);
- политехнический колледж (ПК БГТУ);
- 3 представительства - в городах Новозыбков и Клинцы Брянской области, г. Людиново
Калужской области;
- НИИ социологических исследований (НИИСИ);
- 31 кафедра;
- 12 филиалов кафедр на предприятиях г.Брянска и г.Людиново;
- 5 управлений – учебно-методическое (УМУ), научных исследований и научнотехнической
информации (УНИиНТИ), бухгалтерского учета и отчетности (УБУиО), планово-финансовое
(ПФУ), организации труда и комплексной безопасности (УОТиКБ);
- административно-хозяйственная часть;
- издательство и редакция научно-технического журнала «Вестник БГТУ»;
- образовательные и научные центры регионального уровня (региональные центры
повышения квалификации и переподготовки инженерных кадров, безопасности образовательного
учреждения, проблем информационной безопасности, охраны труда и безопасности
жизнедеятельности, трудоустройства выпускников вузов, сертификации «Брянск–
серт», областной центр новых информационных технологий, центр дистанционного образования,
региональное представительство Центра тестирования, технологический парк
«Десна-техника», инжиниринговый центр, инновационный центр высоких технологий в
машиностроении, учебный центр «Локальная сетевая академия Cisco», учебнокомпьютерный
центр «Информатик», учебный центр проектирования радиоэлектронной
аппаратуры, филиал Института конструкторско-технологической информатики РАН);
- 3 докторских диссертационных совета по 10 научным специальностям;
- региональные отделения ряда научных академий и ассоциаций (международных
академий информатизации и качества, Российской социологической ассоциации, Российского
философского общества, международных ассоциаций славянских вузов и вузов приграничных
областей Беларуси и России);
- информационно-исторический центр (музей БГТУ);
- студенческий спортивно-оздоровительный лагерь «Сосновка» (г. Жуковка);
- студенческие организации – молодежное научно-техническое общество (МНТО),
молодежный совет, студенческие советы общежитий, профсоюзная студенческая организация,
студенческий отряд охраны правопорядка, центр творческого развития, досуга и
оздоровления студентов, студенческий клуб, школа студенческого актива «Лидер», творческие
коллективы (клуб интеллектуальных игр, центр живой истории «Кветунь», дискуссионный
клуб «Декабрист», танцевальные коллективы «Фиеста» и «Ай да парни!», вокальная
студия, театр моды «Ретро», студенческий театр эстрадных миниатюр «Подмост6
Стр.2
Вестник Брянского государственного технического университета. 2009. № 3(23)
ки мира»), команды КВН и спортивные объединения (спортивный, туристический и шахматный
клубы, секции бокса, волейбола, баскетбола, настольного тенниса).
На базе университета организованы учебный центр Ассоциации международных автоперевозчиков,
центры по аттестации сварщиков и диагностики грузоподъемных кранов,
с 2001 г. функционирует ассоциация учебных заведений - Брянский центр непрерывного
образования инженерных кадров.
В оперативном управлении университета находятся 11 учебно-лабораторных корпусов,
3 спортивных зала, 5 общежитий, столовая, филиал городской поликлиники, загородный
спортивно-оздоровительный лагерь и другие объекты. С 2007 г. в рамках ФЦП развития
образования строится новый пятиэтажный учебный корпус площадью 10,5 тыс. кв. м.
Общая численность студентов университета достигла более 10 тыс. человек (4800 –
очное обучение, 120 – очно-заочное, 3300 – заочное, 700 – второе высшее образование,
1180 – среднее профессиональное образование). Аспирантура и докторантура – 82 человек.
За последние пять лет вуз выпустил по всем формам обучения 6560 специалистов,
около 20% выпускников получили дипломы с отличием, в том числе по дневной форме
обучения - 4050 (27% выпускников), вечерней – 300, заочной – 1450, второму высшему
образованию – 765. Кроме того, подготовлено 800 человек со средним профессиональным
образованием. В региональном центре повышения квалификации БГТУ ежегодно проходят
переподготовку и повышение квалификации до 3000 человек.
Кадровый потенциал университета. Общая численность работников БГТУ составляет
около 1100 человек, включая 460 преподавателей. Учебный процесс осуществляют
52 доктора наук, профессора, и 265 кандидатов наук, доцентов. Таким образом, 69% преподавателей
имеют ученые степени и звания (рис. 1), причем среди штатных преподавателей
их доля составляет 70,4%. Среди преподавателей 5 заслуженных деятелей науки, 9 заслуженных
работников высшей школы, 4 заслуженных машиностроителя, 1 заслуженный
работник физической культуры, 1 заслуженный учитель, 1 лауреат премии Правительства
РФ, 70 почетных работников высшего профессионального образования и других отраслей,
3 изобретателя СССР, более 20 действительных членов и членов-коррес-пондентов международных
и отраслевых научных академий, 1 почетный гражданин Брянской области и
2 – города Брянска, 6 мастеров спорта. Более 70 работников вуза награждены различными
трудовыми и боевыми государственными наградами СССР и РФ.
кандидаты
наук
58%
доктора наук
11%
Рис. 1. Структура профессорско-преподавательского состава вуза в 2009 г.
Одной из острейших проблем на пути дальнейшего поступательного развития для
БГТУ, как и для других вузов современной России, является проблема воспроизводства
научных и научно-педагогических кадров. Существовавшая ранее достаточно эффективная
система воспроизводства научных кадров оказалась разрушенной из-за ее хронического
недофинансирования в 90-е годы XX века. Неизбежным результатом стал системный
кризис, выражающийся в сокращении числа ученых-исследователей во всех государственных
секторах науки и высшего образования, быстром старении и ухудшении их качественного
состава, нарушении традиций и преемственности научных и научно7
без
степени
31%
Стр.3