И Н С Т И Т У Т ВСЕО БЩ ЕЙ ИС Т О Р И И РА Н
У Н ИВЕР С И ТЕ Т ДМИТРИ Я ПОЖА Р С КОГ О
Курс лекций
МОСКВА
Университет Дмитрия Пожарского
2010
Стр.1
Подготовлено к печати и издано по решению
Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского
А 72
Античный полис. Курс
лекций / Отв. ред. В. В. Дементьева,
И. Е. Суриков. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке,
2010. — 240 с.
ISBN 978-5-91244-029-8
Издание представляет собой курс лекций по античному полису, написанных
ведущими отечественными специалистами по данной проблематике. Курс структурирован
по периодам и тематическим разделам истории древнегреческого полиса
и римской гражданской общины (представлявшей собой вариант античной
полисной организации). Издание предназначено для студентов-историков, изучающих
древнюю историю в рамках любой образовательной программы, поскольку
оно посвящено центральной проблеме современного антиковедения. Главная целевая
аудитория данного пособия — студенты (магистранты) и аспиранты, проходящие
профильную образовательную подготовку (специализацию) в области
античной истории.
ISBN 978-5-91244-029-8
© Суриков И. Е., текст, 2010
© Сапрыкин С. Ю., текст, 2010
© Кошеленко Г. А., текст, 2010
© Дементьева В. В., текст, 2010
© Махлаюк А. В., текст, 2010
© Григоренко М. В., оформление, 2010
© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010
Стр.2
Содержание
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ЛЕКЦИЯ 1
И.Е. Суриков
Греческий полис архаической и классической эпох . . . . . . . . . . . . . . 8
ЛЕКЦИЯ 2
С.Ю. Сапрыкин
Греческие полисы Причерноморья
(эпоха архаики и ранней классики). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
ЛЕКЦИЯ 3
Г.А. Кошеленко
Эллинистический полис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
ЛЕКЦИЯ 4
В.В. Дементьева
Римская civitas республиканской эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
ЛЕКЦИЯ 5
А.В. Махлаюк
Полисно-республиканские структуры и традиции
в эпоху принципата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
3
Стр.3
Предисловие
Курс лекций «Античный полис» носит в полной мере авторский
характер — каждая лекция написана персонально отдельным специалистом,
отражает его теоретические взгляды, его исследовательское
видение вопросов изучения античной гражданской общины,
его дефиницию полиса. Вместе с тем предлагаемый читателю курс
есть одновременно результат коллективного осмысления проблемы
полисной специфики греко-римской цивилизации российским
сообществом историков-антиковедов. Принципиально важным
моментом в деле координации усилий корпорации античников в
данном отношении явился проведенный 3–6 декабря 2006 года в
ЯрГУ им. П. Г. Демидова на базе Научно-образовательного Центра
антиковедения университета Всероссийский научно-методический
семинар «Античный полис: проблемы изучения и методики преподавания».
В нем приняли участие 53 специалиста из 23 научных
учреждений (университетов и академических институтов) России,
Латвии и Украины. В их числе были представлены ведущие ученые
Института всеобщей истории и Института археологии РАН, деканы
и заведующие профильными кафедрами лучших исторических факультетов
классических университетов страны (МГУ, Нижегородского,
Казанского, Саратовского государственных университетов).
Работа семинара включала в себя лекции ведущих отечественных
антиковедов по проблемам полисной организации греческого и
римского мира, круглые столы с обсуждением ключевых вопросов,
сообщения по конкретным темам. Специалисты МГУ, РГГУ, МГОУ,
Казанского, Саратовского, Нижегородского, Ярославского, Ставропольского,
Белгородского, Сыктывкарского, Челябинского, Ивановского,
Волгоградского, Кубанского, Тамбовского, Херсонского, Лат4
Стр.4
вийского государственных университетов, а также педагогических
и технических вузов (Новосибирского ГПУ, Липецкого ГПУ, Арзамасского
ГПУ, Ярославского ГПУ, Вологодского ГТУ) представили
свои научные исследования и учебно-методические разработки по
обсуждавшейся проблематике.
Научно-методический семинар по античному полису был проведен
как этап курсов повышения квалификации преподавателей
античной истории и классической археологии университетов страны.
Организатором курсов явился ИВИ РАН, руководство которого
представляли в Ярославле заместитель директора по научной работе
профессор М. В. Бибиков и руководитель Центра по интеграции
вузовской и академической науки, ведущий научный сотрудник
М. С. Бобкова. Дискуссии, проведенные в ходе семинара, явились
весьма плодотворными; они позволили наметить магистральные
направления российских антиковедческих исследований в русле
изучения полисной организации, способствовали выработке унифицированных
требований к квалификационным работам по античной
истории, а также выявили трудности преподавания тем полиса
и пути их преодоления. Одним из этих путей повышения качества
преподавания было признано создание соответствующих учебных
пособий; в итоге практической реализации этого пути и появился
данный курс лекций.
Специалисты, подготовившие и прочитавшие лекции по полисной
организации на названном семинаре, а также сделавшие доклады
по отдельным ключевым проблемам ее изучения, и явились
авторами отдельных лекций настоящего курса. Естественно, что
теоретико-методологические расхождения между подходами к проблеме
оказались неизбежными, что, однако, не должно создать существенных
трудностей для читателей, а наоборот, наглядно проиллюстрирует
для них дискуссионность ее обсуждения.
Курс лекций по античному полису был задуман как хронологически
выстроенный: от полиса эпохи греческой архаики до римской
civitas периода принципата. При этом лекцию по соответствующему
отрезку времени писали авторы, занимающиеся исследованиями
именно в этом хронологическом срезе. Этот принцип авторский
5
Стр.5
коллектив постарался выдержать с тем, чтобы обеспечить в полной
мере научный уровень, отразить современное состояние изучения
излагаемых вопросов.
Создатели лекционного курса задавались также целью отразить
ключевые моменты, свойственные всей истории полиса, независимо
от локальных и темпоральных его вариантов, «точки пересечения»,
характерные для всех тем его изучения, — вопросы определения полиса,
полисного гражданства, экономических основ полисной жизни,
его сакральной пространственной организации, политического
устройства и др. Тем самым члены авторского коллектива пытались
взаимодополнять лекции друг друга, возвращая читателя к узловым
сюжетам, показывая одновременно и новые грани проблемы.
Авторы видели свою задачу и в том, чтобы изложить материал
в доступной форме, сформулировать научные положения понятным
даже для начинающих студентов языком, давая необходимые
пояснения. Отсылки на исследовательскую литературу приводятся
преимущественно в скобках — указанием на фамилию автора, без
развернутого подстрочника, чтобы не перегружать текст учебного
издания справочным аппаратом.
Пособие предназначено прежде всего для студентов, обучающихся
по направлению «История» в классических университетах. Оно
может быть полезным и для студентов-историков педагогических
вузов, а также для студентов других гуманитарных образовательных
программ. Изучающим римское право, классическую археологию,
античную философию и культуру весьма важно ориентироваться
в исторических реалиях полисной организации. Историческая антропология,
история искусства, ряд других гуманитарных направлений
подготовки, предполагающих полноценное изучение античности,
также требуют пристального внимания к темам греческого
полиса и римской civitas.
При этом студенты, изучающие древнюю историю по программе
бакалавриата, могут составить общее представление о специфике
греко-римской цивилизации как цивилизации полисной, а студенты,
специализирующиеся по античной истории (включая тех, кто
проходит магистерскую подготовку по антиковедческому профилю),
6
Стр.6
смогут более глубоко вникнуть в теорию полиса, историографическое
его изучение, отдельные варианты полисной организации и т. д.
Полезным, по мысли создателей, должен оказаться данный курс
лекций и для аспирантов исторических факультетов, поскольку он
не только дает возможность представить «широту картины» исследовательского
пласта проблемы, но и содержит необходимые отсылки
к научной литературе, позволяющие самостоятельно продолжить
«погружение» в полисную тематику — центральную для мирового
антиковедения уже потому, что полис явился тем социумом, который
обусловил историческую суть античной цивилизации.
В. В. Дементьева, И. Е. Суриков
Стр.7