Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Античный полис (95,00 руб.)

0   0
АвторыСуриков И. Е., Дементьева В. В., Махлаюк А. В., Сапрыкин С. Ю., Кошеленко Г. А., Григоренко М. В.
ИздательствоМ.: Русский фонд содействия образованию и науке
Страниц240
ID208570
АннотацияИздание представляет собой курс лекций по античному полису, написанных ведущими отечественными специалистами по данной проблематике. Курс структурирован по периодам и тематическим разделам истории древнегреческого полиса и римской гражданской общины (представлявшей собой вариант античной полисной организации). Издание предназначено для студентов-историков, изучающих древнюю историю в рамках любой образовательной программы, поскольку оно посвящено центральной проблеме современного антиковедения. Главная целевая аудитория данного пособия — студенты (магистранты) и аспиранты, проходящие профильную образовательную подготовку (специализацию) в области античной истории
ISBN978-5-91244-029-8
Античный полис : Курс лекций / И. Е. Суриков, В. В. Дементьева, А. В. Махлаюк, С. Ю. Сапрыкин, Г. А. Кошеленко, М. В. Григоренко .— Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2010 .— 240 с. : ил. — ISBN 978-5-91244-029-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/208570 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И НС Т И Т У Т В С Е ОБЩ Е Й ИС Т ОРИ И РА Н У НИВЕРСИТЕТ Д М ИТРИ Я ПОЖ А РСКОГО Курс лекций МОСКВА Университет Дмитрия Пожарского 2010 Подготовлено к печати и издано по решению Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского А 72 Античный полис. <...> ISBN 978-5-91244-029-8 Издание представляет собой курс лекций по античному полису, написанных ведущими отечественными специалистами по данной проблематике. <...> И.Е. Суриков Греческий полис архаической и классической эпох . <...> А.В. Махлаюк Полисно-республиканские структуры и традиции в эпоху принципата . <...> Работа семинара включала в себя лекции ведущих отечественных антиковедов по проблемам полисной организации греческого и римского мира, круглые столы с обсуждением ключевых вопросов, сообщения по конкретным темам. <...> Дискуссии, проведенные в ходе семинара, явились весьма плодотворными; они позволили наметить магистральные направления российских антиковедческих исследований в русле изучения полисной организации, способствовали выработке унифицированных требований к квалификационным работам по античной истории, а также выявили трудности преподавания тем полиса и пути их преодоления. <...> Специалисты, подготовившие и прочитавшие лекции по полисной организации на названном семинаре, а также сделавшие доклады по отдельным ключевым проблемам ее изучения, и явились авторами отдельных лекций настоящего курса. <...> Курс лекций по античному полису был задуман как хронологически выстроенный: от полиса эпохи греческой архаики до римской civitas периода принципата. <...> Историческая антропология, история искусства, ряд других гуманитарных направлений подготовки, предполагающих полноценное изучение античности, также требуют пристального внимания к темам греческого полиса и римской civitas. <...> И. Е. Суриков Греческий полис архаической и классической эпох Бесспорно, тема полиса является одной из ключевых (а может быть, и просто самой главной) при изучении античности, во всяком случае греческой <...>
Античный_полис.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Античный_полис.pdf
И Н С Т И Т У Т ВСЕО БЩ ЕЙ ИС Т О Р И И РА Н У Н ИВЕР С И ТЕ Т ДМИТРИ Я ПОЖА Р С КОГ О     Курс лекций МОСКВА Университет Дмитрия Пожарского 2010
Стр.1
Подготовлено к печати и издано по решению Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского А 72 Античный полис. Курс лекций / Отв. ред. В. В. Дементьева, И. Е. Суриков. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 240 с. ISBN 978-5-91244-029-8 Издание представляет собой курс лекций по античному полису, написанных ведущими отечественными специалистами по данной проблематике. Курс структурирован по периодам и тематическим разделам истории древнегреческого полиса и римской гражданской общины (представлявшей собой вариант античной полисной организации). Издание предназначено для студентов-историков, изучающих древнюю историю в рамках любой образовательной программы, поскольку оно посвящено центральной проблеме современного антиковедения. Главная целевая аудитория данного пособия — студенты (магистранты) и аспиранты, проходящие профильную образовательную подготовку (специализацию) в области античной истории. ISBN 978-5-91244-029-8 © Суриков И. Е., текст, 2010 © Сапрыкин С. Ю., текст, 2010 © Кошеленко Г. А., текст, 2010 © Дементьева В. В., текст, 2010 © Махлаюк А. В., текст, 2010 © Григоренко М. В., оформление, 2010 © Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010
Стр.2
Содержание Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 ЛЕКЦИЯ 1 И.Е. Суриков Греческий полис архаической и классической эпох . . . . . . . . . . . . . . 8 ЛЕКЦИЯ 2 С.Ю. Сапрыкин Греческие полисы Причерноморья (эпоха архаики и ранней классики). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 ЛЕКЦИЯ 3 Г.А. Кошеленко Эллинистический полис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 ЛЕКЦИЯ 4 В.В. Дементьева Римская civitas республиканской эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 ЛЕКЦИЯ 5 А.В. Махлаюк Полисно-республиканские структуры и традиции в эпоху принципата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 3
Стр.3
Предисловие Курс лекций «Античный полис» носит в полной мере авторский характер — каждая лекция написана персонально отдельным специалистом, отражает его теоретические взгляды, его исследовательское видение вопросов изучения античной гражданской общины, его дефиницию полиса. Вместе с тем предлагаемый читателю курс есть одновременно результат коллективного осмысления проблемы полисной специфики греко-римской цивилизации российским сообществом историков-антиковедов. Принципиально важным моментом в деле координации усилий корпорации античников в данном отношении явился проведенный 3–6 декабря 2006 года в ЯрГУ им. П. Г. Демидова на базе Научно-образовательного Центра антиковедения университета Всероссийский научно-методический семинар «Античный полис: проблемы изучения и методики преподавания». В нем приняли участие 53 специалиста из 23 научных учреждений (университетов и академических институтов) России, Латвии и Украины. В их числе были представлены ведущие ученые Института всеобщей истории и Института археологии РАН, деканы и заведующие профильными кафедрами лучших исторических факультетов классических университетов страны (МГУ, Нижегородского, Казанского, Саратовского государственных университетов). Работа семинара включала в себя лекции ведущих отечественных антиковедов по проблемам полисной организации греческого и римского мира, круглые столы с обсуждением ключевых вопросов, сообщения по конкретным темам. Специалисты МГУ, РГГУ, МГОУ, Казанского, Саратовского, Нижегородского, Ярославского, Ставропольского, Белгородского, Сыктывкарского, Челябинского, Ивановского, Волгоградского, Кубанского, Тамбовского, Херсонского, Лат4
Стр.4
вийского государственных университетов, а также педагогических и технических вузов (Новосибирского ГПУ, Липецкого ГПУ, Арзамасского ГПУ, Ярославского ГПУ, Вологодского ГТУ) представили свои научные исследования и учебно-методические разработки по обсуждавшейся проблематике. Научно-методический семинар по античному полису был проведен как этап курсов повышения квалификации преподавателей античной истории и классической археологии университетов страны. Организатором курсов явился ИВИ РАН, руководство которого представляли в Ярославле заместитель директора по научной работе профессор М. В. Бибиков и руководитель Центра по интеграции вузовской и академической науки, ведущий научный сотрудник М. С. Бобкова. Дискуссии, проведенные в ходе семинара, явились весьма плодотворными; они позволили наметить магистральные направления российских антиковедческих исследований в русле изучения полисной организации, способствовали выработке унифицированных требований к квалификационным работам по античной истории, а также выявили трудности преподавания тем полиса и пути их преодоления. Одним из этих путей повышения качества преподавания было признано создание соответствующих учебных пособий; в итоге практической реализации этого пути и появился данный курс лекций. Специалисты, подготовившие и прочитавшие лекции по полисной организации на названном семинаре, а также сделавшие доклады по отдельным ключевым проблемам ее изучения, и явились авторами отдельных лекций настоящего курса. Естественно, что теоретико-методологические расхождения между подходами к проблеме оказались неизбежными, что, однако, не должно создать существенных трудностей для читателей, а наоборот, наглядно проиллюстрирует для них дискуссионность ее обсуждения. Курс лекций по античному полису был задуман как хронологически выстроенный: от полиса эпохи греческой архаики до римской civitas периода принципата. При этом лекцию по соответствующему отрезку времени писали авторы, занимающиеся исследованиями именно в этом хронологическом срезе. Этот принцип авторский 5
Стр.5
коллектив постарался выдержать с тем, чтобы обеспечить в полной мере научный уровень, отразить современное состояние изучения излагаемых вопросов. Создатели лекционного курса задавались также целью отразить ключевые моменты, свойственные всей истории полиса, независимо от локальных и темпоральных его вариантов, «точки пересечения», характерные для всех тем его изучения, — вопросы определения полиса, полисного гражданства, экономических основ полисной жизни, его сакральной пространственной организации, политического устройства и др. Тем самым члены авторского коллектива пытались взаимодополнять лекции друг друга, возвращая читателя к узловым сюжетам, показывая одновременно и новые грани проблемы. Авторы видели свою задачу и в том, чтобы изложить материал в доступной форме, сформулировать научные положения понятным даже для начинающих студентов языком, давая необходимые пояснения. Отсылки на исследовательскую литературу приводятся преимущественно в скобках — указанием на фамилию автора, без развернутого подстрочника, чтобы не перегружать текст учебного издания справочным аппаратом. Пособие предназначено прежде всего для студентов, обучающихся по направлению «История» в классических университетах. Оно может быть полезным и для студентов-историков педагогических вузов, а также для студентов других гуманитарных образовательных программ. Изучающим римское право, классическую археологию, античную философию и культуру весьма важно ориентироваться в исторических реалиях полисной организации. Историческая антропология, история искусства, ряд других гуманитарных направлений подготовки, предполагающих полноценное изучение античности, также требуют пристального внимания к темам греческого полиса и римской civitas. При этом студенты, изучающие древнюю историю по программе бакалавриата, могут составить общее представление о специфике греко-римской цивилизации как цивилизации полисной, а студенты, специализирующиеся по античной истории (включая тех, кто проходит магистерскую подготовку по антиковедческому профилю), 6
Стр.6
смогут более глубоко вникнуть в теорию полиса, историографическое его изучение, отдельные варианты полисной организации и т. д. Полезным, по мысли создателей, должен оказаться данный курс лекций и для аспирантов исторических факультетов, поскольку он не только дает возможность представить «широту картины» исследовательского пласта проблемы, но и содержит необходимые отсылки к научной литературе, позволяющие самостоятельно продолжить «погружение» в полисную тематику — центральную для мирового антиковедения уже потому, что полис явился тем социумом, который обусловил историческую суть античной цивилизации. В. В. Дементьева, И. Е. Суриков
Стр.7