Н.Н. Жилина
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВОГО
МЕХАНИЗМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Казань
Познание
2010
УДК 378.3
ББК 74.58(2Рос. <...> Тат)
Х18
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
декан социально-экономического факультета ТГГПУ,
д-р экон. наук, профессор Д.С. Хайруллин;
заместитель министра образования и науки Республики Татарстан,
член корреспондент АН РТ, д-р экон. наук, профессор В.В. Хоменко
Х18 Хамидуллина, Г.Р.
Актуальные аспекты модернизации организационно-финансового
механизма системы образования Республики Татарстан / Г.Р. Хамидуллина, А.В. Тимирясова, Н.Н. Жилина. <...> ISBN �����������������
978-5-8399-0336-4
Действующий организационно-экономический механизм деятельности образовательных учреждений характеризуется наличием серьезных недостатков,
в том числе связанных с применением устаревших рычагов управления планированием и использованием финансовых ресурсов, отсутствием механизма привлечения ресурсов кредитного рынка, низкой инвестиционной привлекательностью
сферы образования для бизнес-сообщества. <...> Ключевыми задачами модернизации
российской системы образования, таким образом, становятся создание нового
организационно-экономического механизма системы образования, адекватного
современным рыночным условиям, направленного на повышение финансовохозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, повышение их
конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. <...> В монографии исследуются проблемы финансово-кредитного обеспечения
образования, уделяется внимание вопросам развития образовательного кредитования и страхования, разрабатываются направления совершенствования государственно-общественного регулирования сферы образования. <...> Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами реформирования образовательной системы <...>
Актуальные_аспекты_модернизации_организационно-финансового_механизма_системы_образования_Республики_Татарстан.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Г.Р. Хамидуллина
А.В. Тимирясова
Н.Н. Жилина
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВОГО
МЕХАНИЗМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Казань
Познание
2010
Стр.1
УДК 378.3
ББК 74.58(2Рос.Тат)
Х18
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
декан социально-экономического факультета ТГГПУ,
д-р экон. наук, профессор Д.С. Хайруллин;
заместитель министра образования и науки Республики Татарстан,
член корреспондент АН РТ, д-р экон. наук, профессор В.В. Хоменко
Хамидуллина, Г.Р.
Х18
Актуальные аспекты модернизации организационно-финансового
механизма системы образования Республики Татарстан / Г.Р. Хамидуллина,
А.В. Тимирясова, Н.Н. Жилина. – Казань: Изд-во «Познание»
Института экономики, управления и права, 2010. – 183 с.
ISBN �
�78�5�83����33��4
Действующий организационно-экономический механизм деятельности образовательных
учреждений характеризуется наличием серьезных недостатков,
в том числе связанных с применением устаревших рычагов управления планированием
и использованием финансовых ресурсов, отсутствием механизма привлечения
ресурсов кредитного рынка, низкой инвестиционной привлекательностью
сферы образования для бизнес-сообщества. Ключевыми задачами модернизации
российской системы образования, таким образом, становятся создание нового
организационно-экономического механизма системы образования, адекватного
современным рыночным условиям, направленного на повышение финансовохозяйственной
самостоятельности образовательных учреждений, повышение их
конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
В монографии исследуются проблемы финансово-кредитного обеспечения
образования, уделяется внимание вопросам развития образовательного кредитования
и страхования, разрабатываются направления совершенствования государственно-общественного
регулирования сферы образования.
Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами реформирования
образовательной системы в России, может быть рекомендована
научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам гуманитарных
специальностей.
УДК 378.3
ББК 74.58(2Рос.Тат)
ISBN �
�78-5-83��-033�-4
-4
�� Институт эк
ут экономики, управ
и права (г. Казань), 2010
�� Хамидуллина Г.Р., Тимирясова А.В.,
Жилина Н.Н., 2010
мики, управления
Стр.2
Оглавление
ВВеДение ...................................................................................................4
ГлаВа I. МеТОДОлОГичесКие ОснОВы фОРМиРОВания
ОРГанизациОннО�финансОВОГО МеХанизМа
сисТеМы ОБРазОВания РеспУБлиКи ТаТаРсТан ......................�
1.1. Образовательное учреждение как субъект экономических
отношений ...............................................................................................�
1.2. Нормативно-правовые аспекты
организационно-экономического механизма системы
образования ...................................................................................... 20
1.3. Специфика организационно-финансового механизма
в системе образования .........................................................................42
1.4. Приоритетность финансово-кредитного обеспечения
образования как основа инновационного развития ............................71
ГлаВа II. сОсТОяние ОРГанизациОннО�
эКОнОМичесКОГО МеХанизМа сисТеМы
ОБРазОВания РеспУБлиКи ТаТаРсТан .................................. 87
2.1. Региональная модель управления образованием:
особенности и развитие ........................................................................87
2.2. Организационно-финансовый механизм
общеобразовательных учреждений .....................................................�5
2.3. Состояние организационно-финансового механизма
в системе профессионального образования ..................................... 113
ГлаВа III. напРаВления МОДеРнизации
ОРГанизациОннО�эКОнОМичесКОГО МеХанизМа
сисТеМы ОБРазОВания РеспУБлиКи ТаТаРсТан ..................131
3.1. Развитие государственно-общественного управления
образовательными учреждениями .....................................................131
3.2. Обеспечение финансово-хозяйственной
самостоятельности образовательных учреждений ...........................142
3.3. Развитие рыночных механизмов финансового обеспечения
образовательных учреждений ...........................................................151
заКлючение .........................................................................................174
БиБлиОГРафичесКий списОК.......................................................177
3
Стр.3
Введение
В условиях мирового экономического кризиса возрастает роль
подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих
требованиям инновационной экономики. Организационно-экономический
механизм российской системы образования в рыночных
условиях находится в начальной стадии развития.
В настоящее время в финансово-хозяйственной деятельности
образовательных учреждений наблюдается недостаток государственного
финансирования. В сложившейся обстановке становятся
актуальными расширение сферы внебюджетной деятельности образовательных
учреждений и формирование в системе образования
нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов
привлечения и использования дополнительных источников финансирования,
особенно за счет реализации финансово-кредитного
механизма, что требует не только модернизации организационноэкономического
механизма образования, но и структурной перестройки
системы образования в целом.
Разрабатываемый механизм финансового обеспечения образовательной
деятельности учреждений за счет реализации финансовокредитного
механизма должен привести к оптимальному соотношению
и эффективному использованию бюджетных и внебюджетных
источников финансирования при реализации целей комплексного
развития системы образования.
Исследование организационно-финансового механизма системы
образования приобретает особую актуальность в условиях реструктуризации
межбюджетных отношений, внедрения новых механизмов
оценки результативности бюджетных расходов и поиска альтернативных
источников финансирования, способствующих инновационному
развитию образовательных учреждений.
В основу финансирования системы образования должен быть
положен принцип управления по результатам и использование различных
финансовых инструментов. Среди финансовых инструментов
необходимо выделить нормативно-подушевое финансирование,
позволяющее обеспечивать транспарентность распределения бюд4
Стр.4
жетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно
к потребителю образовательной услуги по принципу «деньги
следуют за учащимся».
Формирование механизмов, позволяющих стандартизировать
критерии, по которым государство осуществляло бы финансирование
образовательных услуг в области общего образования и стимулировало
бы привлечение в этих целях частных ресурсов в легальной
форме – это важное направление модернизации организационно-финансового
механизма системы образования.
Работ, посвященных модернизации организационно-финансового
механизма в образовании, немного. Вопросы реорганизации бюджетных
отношений в условиях внедрения новых организационно-правовых
форм: автономных учреждений и автономных некоммерческих
организаций – остаются малоисследованными. Изучение проблем
организационно-финансового механизма системы образования и
направлений его модернизации в условиях повышения финансовохозяйственной
самостоятельности образовательных учреждений
и несовершенства механизмов реализации нормативно-правовых
актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений,
порядок их финансирования, являются приоритетными направлениями
исследования в данной научной работе.
5
Стр.5