www.lgz.ru
№ 48 (6441)
4–10 декабря 2013 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Колония духа
Нами управляет не
внутренняя общественная
мысль, а внешняя
– гораздо более
изощрённая, сложная и
мощная. У наших рулевых
интеллектуальная и
духовная зависимость от
чужеземных рецептов,
колониальное сознание,
новая «вера», выросшая
на почве вчерашнего
интернационализма.
СТР. 3
Самая дорогая
русская
художница
Очередной масштабный
проект Третьяковской
галереи – «Наталия
Гончарова. Между
Востоком и Западом»
выявляет синтез не
столько двух сторон света,
органично соединившихся
в творчестве художницы,
сколько двух культур, двух
эпох в истории мирового
искусства – Древнюю Русь
и начало ХХ века…
СТР. 8
ОТР:
в отсутствии
направления
Два года назад был
инициирован процесс
создания Общественного
телевидения России.
Каким получился новый
канал? Почему его
«политическим лицом»
стал журналист Павел
Шеремет?
СТР. 10
Наколбасили
Уже к концу этого года
одна техасская компания,
заручившись финансовой
поддержкой NASA,
грозится напечатать
съедобную пиццу на
3Dпринтере. В скором
будущем, утверждают
разработчики, такие
принтеры появятся
на каждой кухне, а
в магазинах будут
продаваться не рыба
и мясо, а специальные
картриджи со сроком
хранения до тридцати
лет. С одной стороны, всё
это кажется фантастикой,
а с другой – колбасу из
костей и крахмала и
сливочное масло из масла
пальмового и рыбьего
жира мы едим уже давно...
СТР. 12
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 30 902 человека. Заходите!
Залыгин был при жизни увенчан
всеми мыслимыми советскими на
градами. Герой Социалистического
Труда. Академик РАН. Лауреат Госп
ремии. При этом он был единствен
ным беспартийным главным ре
дактором литературного журнала в
СССР. И не просто журнала, а «Но
вого мира». С ним связана почти вся
жизнь Сергея Павловича. В 1962 го
ду в журнале появился роман «Тро
пы Алтая», имевший большой успех.
Там же два года спустя с благослове
ния Твардовского опубликована по
весть «На Иртыше», последователь
но отвергнутая всеми редакциями.
Когда Залыгин перебрался в Москву
из Новосибирска, где служил в мес
тном отделении Академии наук (а до
этого 10 лет заведовал кафедрой
мелиорации в Омском сельхозин
ституте), квартиру ему выхлопотал
Георгий Марков. Такие тогда были
литначальники. И не партийность, а
доверие таланту и личности опреде
ляли посты и звания.
Приход Залыгина в 1986 г. на пост
главреда «Нового мира» был совер
шенно логичным. Можно сказать,
что ему повезло: цензуру отменили,
и на страницы журнальной периоди
ки хлынула «запрещённая литерату
ра». Но без твёрдой позиции Глав
ного ничего бы само не появилось.
Сегодня, когда «Новый мир» стал
пристанищем «актуальной» поэзии
и прозы, которую можно прочитать
только по приговору суда присяж
ных, это особенно ясно – насколько
важна личная позиция, воля и вкус
человека, возглавляющего журнал с
таким именем и такой историей.
Посмертная судьба Сергея Залы
гина не менее печальна, чем судьба
его детища, завещанного Твардовс
ким, – «Нового мира». Никто, кроме
ПОНИЗ БАРЬЕРОВ
Письмо микробов сквозняку
Т
ридцать два «поэта и редакто
ра» (милое самоопределение
по принципу «и ещё немнож
ко шью на дому») подписали откры
тое письмо, обращённое «к коллегам
и всем гражданам Украины» (http://
www.colta.ru/news/1364). «Мы, как
и вы, чувствуем себя частью единой
европейской цивилизации – и поли
тические силы, которые стремятся
отторгнуть нас с вами от неё, вызы
вают у нас тот же гнев, что и у вас»,
– пишут поэты и редакторы.
Кто же стремится отторгнуть поэ
тов и редакторов от единой европей
ской цивилизации? Исходя из значе
ния слова «отторгнуть» («не принять,
отвергнуть»), можно подумать, что
сама европейская цивилизация и
стремится. Ну, как отторгает орга
низм не прижившийся трансплан
тат. Но – нет.
«Нам горько от того, что сегодня
вы вынуждены думать о России как
о грубой и вероломной силе, желаю
щей подмять под себя другие наро
ды, а не как о родине бесценных куль
специалистов, не читает «Солёную
падь», «Комиссию» и «После бури».
Но это говорит не о качестве прозы
– первоклассном, ставящем Залы
гина в один ряд с Абрамовым, Мо
жаевым, Беловым, а о состоянии
интеллигенции, словно бы продол
жающей существовать под гипно
зом статьи В. Ерофеева «Поминки
по советской литературе», которая
якобы «…есть порождение соцреа
листической концепции, помножен
ной на слабость человеческой лич
ности писателя, мечтающего о куске
хлеба, славе и статускво с властя
ми…». Эта – и многие другие фразы
– один в один повторяют тявканье
по поводу недавнего Литературно
го собрания. Нет, недорогие наши!
Литература с ненавистным вам эпи
тетом «советская» в своих высших
образцах прямо преемственна ве
ликой русской литературе!
Залыгин слишком много ра
ботал, чтобы замечать мелких
пакостников. Он писал даже в
реанимации и повторял, как за
клинание: «Две страницы в день
независимо ни от чего – без это
го нельзя». А в промежутках стоял
грудью против поворота сибирс
ких рек, защищал русскую дерев
ню – и вообще, как писал Игорь
Дедков, втягивал всех и каждого
«в обсуждение центральных воп
росов исторического бытия на
шего народа». Русская деревня
рухнула под напором эпохи пот
ребления. Но она ещё возродит
ся! И залогом тому – бесповорот
ность сибирских рек и главных
книг о России. В том числе и книг
Сергея Залыгина. Если, конечно,
потрудиться их прочесть…
Продолжение темы на стр. 4
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
БЕСПОВОРОТНЫЙ!
6 декабря исполнилось бы 100 лет Сергею Залыгину
КНИГА НЕДЕЛИ
Глеб Горбов
ский. Собр. соч.
в семи томах.
– СПб.: Истори
ческая иллюс
трация, 2003–
2013.
Это первое за более чем полувековой период
непрерывного литературного труда собрание
сочинений Глеба Горбовского, легендарного
русского поэта, ныне здравствующего и по
прежнему феноменально творчески активно
го. За плечами более 40 книг поэзии и прозы,
бесчисленное количество публикаций в аль
манахах, антологиях, энциклопедиях, тема
тических сборниках, журналах и газетах Рос
сии и зарубежья. Некоторые стихи давно стали
народными песнями, как «Фонарики». Нако
нец впервые решается задача собрать всё твор
ческое наследие воедино, представить разно
жанровые произведения мастера, созданные
с 1953 до 2000 года, в их объективной полноте
и хронологической последовательности. Пер
вый том, куда вошли стихотворения и поэмы
1953–1963 годов, вышел в 2003 году. Во вто
рой том (2007) включены стихотворения, по
эмы и мемуары 1964–1969 годов. Третий том
увидел свет только в 2010м. В 4й помещены
повести 1970–1980 годов «Ветка шиповника»,
«Снег небесный», «Вокзал», «Орлов», «Мираж
на Васильевском острове», «Первые протали
ны», очерк «Чехословацкие ритмы». Работа с
перерывами, но шла постоянно. Шестой том
вышел в двух книгах – столько накопилось
нового в «столе» поэта. Собрание сочинений
– это всегда подведение главных итогов. В се
годняшней ситуации с книгоизданием нет ни
каких гарантий, что огромный труд когдани
будь подойдёт к финалу. Один из составителей
собрания сочинений – Борис Тайгин, первый
издатель Бродского и Рубцова, – до заверше
ния работы не дожил. Но пока рядом с Гор
бовским остаётся верный друг и любимая жена
– Лидия Гладкая – можно не сомневаться, что
будут преодолены все препоны и обойдены ры
ночные ловушки. Тем не менее мы с некоторой
долей суеверия спешим представить собрание
сочинений живого классика русской поэзии
накануне выхода последнего тома. Горбовский
словно возвращается к читателю после долгой
разлуки, отмеченной множеством прекрасных,
но разрозненных писем:
Возвращение в дом, под родное крыло, –
неизбывная тема российских поэтов.
ТРЕТИЙ ВЕК С ЧИТАТЕЛЯМИ
До 12 декабря продолжается подписка на «Литера
турную газету», которую можно оформить во всех поч
товых отделениях на весь год, по самой выгодной цене.
Подписные индексы:
• По Объединённому каталогу «ПРЕССА РОССИИ»:
50067 – для новых индивидуальных подписчиков;
34189 – льготная – для индивидуальных подписчи
ков, имеющих подписной абонемент на 2е полугодие
2013 года, а также для библиотек всех ведомств, для
инвалидов всех групп, ветеранов и участников Вели
кой Отечественной войны, тружеников тыла, бывших
узников концлагерей, жертв незаконных политических
репрессий, ветеранов и инвалидов боевых действий в
Чечне и в Афганистане; 84874 – для предприятий и ор
ганизаций; 11717 – годовой индекс на 2014 год.
• По каталогу Российской прессы «ПОЧТА РОС
СИИ»: 99168 – для новых индивидуальных подписчи
ков; 99703 – для постоянных подписчиков, имеющих
подписной абонемент на 2е полугодие 2013 г.; 99468
– для предприятий и организаций.
Столкновения на улицах Киева
турных богатств и интеллектуальных
возможностей», – пишут дальше ре
дакторы.
И поэты подхватывают: «Поверь
те, для многих в России Украина – не
заблудшая овца, которую нужно на
аркане тянуть обратно в общий хлев,
а равная по духу страна».
Вот какой там плюрализм у них.
Одни говорят «родина культурных
богатств», другие – «общий хлев».
Мы такие разные, а всётаки мы
вместе. Игорь Сатановский из Нью
Йорка и Аркадий Штыпель из Мос
квы, Андрей Грицман из НьюЙорка
и Лев Рубинштейн из Москвы, Алек
сей Цветков из НьюЙорка и Наталья
Санникова из КаменскУральского.
Ономастика и топонимика единой
европейской цивилизации...
И всё это общий хлев, являющийся
родиной богатств, стремится отторг
нуть! Хотя всякому разумному чело
веку понятно, что отторгнуть как раз
бы надо богатства у общего хлева. И
желательно не только культурные.
Заканчивается письмо так: «Ваша
борьба за право выбора своего пути
обещает быть трудной – но мы наде
емся на ваш успех: он стал бы для нас
знаком того, что и мы, в России, мо
жем отстоять наши права и свободы».
Вот, собственно, и всё письмо. На
писанное на изысканном редактор
ском канцелярите («отторгнуть от»,
«борьба за право выбора», «свобод»
во множественном числе и т.д.), оно
нуждается если не в дополнительном
переводе на язык хлева и аркана, то
хотя бы в истолковании – что ска
затьто хотели?
Хотели сказать следующее: отделе
ние Украины послужит политическо
му ослаблению России, об этом го
ворили многие выдающиеся умы
единой европейской цивилизации
– от Бисмарка до Бжезинского. Этим
ослаблением мы, поэты и редакторы,
рассчитываем воспользоваться, и по
этому желаем украинским беспоряд
кам успеха.
В ослабленном организме хоро
шо плодятся бактерии. Здоровый
организм их «отторгает», и это вы
зывает у них гнев. Как говорил один
мой знакомый, «когда стране плохо,
хорошим людям в ней тоже плохо, а
плохим – хорошо». Плохие тогда на
чинают реализовывать свои права и
свободы, то есть пользоваться её бо
гатствами сообразно интеллектуаль
ным возможностям.
Когда стране хорошо, это у них поче
муто не получается. Вдохновения нет.
Лев ПИРОГОВ
РИА «Новости»
Вадим КРОХИН
Стр.1
2 СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
ОЧЕВИДЕЦ
Христианофобия
как политический проект
М
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, № 48 (6441)
4–10 декабря 2013 г.
ФОТОГЛАС
В ЦВК «Экспоцентр» прошёл III фо
румвыставка «50 плюс. Все плюсы зре
лого возраста».
Как известно, Прохоров и его «Гражданская плат
форма» давно отметились в роли антиклерикалов и
противников влияния религии в обществе. Прохоров
заявлял об этом на выборах, под этими лозунгами
стремился мобилизовать свой электорат. Теперь он
взялся «упорядочить» религиозную жизнь.
Если затея с «Религиозным кодексом» пройдёт,
атеизм в России впервые после советской эпохи
может занять место государственной идеологии.
Никого не обманывает тот факт, что Прохоров ниг
де прямо не заявляет о своих радикальных атеисти
ческих взглядах. Когдато тезис «Бога нет» навязы
вался открыто, полицейскими методами. Сегодня
Церковь пытаются лишить общественной трибуны,
не дать ей сказать, что «Бог есть». Такова репрес
сивная толерантность, заменившая «монументаль
ную пропаганду». Но цель у новых большевиков, ра
зумеется, та же самая.
Несколько слов о кодексе. Его авторы декла
рируют принцип религиозной «нейтральности» го
сударства, но разрабатывался проект под эгидой
антиклерикальной «Гражданской платформы». Да и
объект «регулирования» определён избирательно.
Ведь в России нет отдельного «кодекса для биз
несменов», «кодекса для атеистов» и других групп.
Сказано, что «государство не должно вступать в
выборочные альянсы с конфессиями», но куда же
делись приверженцы других идеологий? С ними
вступать в альянс кодекс не запрещает! Принцип
свободы совести явно нарушен.
ихаил Прохоров и профессура ВШЭ на днях
обнародовали «Религиозный кодекс». Этот
документ призван «отрегулировать» рели
гиозную жизнь в стране. Авторы грозятся сделать
его законопроектом. Не думаю, что парламентарии
отнесутся к такому документу всерьёз, но сам факт
того, что такая провокация стала возможна, безу
словно, знаковый.
На церемонии торжественного от
крытия председатель оргкомитета про
екта Мария Салуцкая выразила надежду,
что площадка форумавыставки вновь
станет уникальным местом встречи тех,
кто перескочил уже ступеньки молодос
ти и шагнул в новое интересное время
– время зрелости, мудрости и новых
открытий.
В Москве завершился фестиваль детской
литературы имени Корнея Чуковского. Пре
мию имени «дедушки Корнея» вручали по че
тырём номинациям. Впервые среди лауреатов
оказался создатель фестиваля Сергей Бело
русец – ему досталась премия читательских
симпатий. Поэтесса Инна Гамазкова получила
награду «За плодотворную деятельность, сти
мулирующую интерес детей к чтению».
Премьера новой пьесы Юрия
Полякова «Как боги» прошла
1 декабря в Белгородском
государственном академическом
драматическом театре имени
М.С. Щепкина. Работа режиссё
ра Игоря Ткачёва, в которой за
няты заслуженный артист России
В. Бгавин, Д. Ковалевская, Н. Па
хоменко, Э. Ткачёва, Д. Гарнов,
Н. Ильдиряков и И. Нарожный,
встретила восторженный приём
зрителей. Вместе с ними созда
телям премьеры аплодировал и
автор.
ЗЛОБА ДНЯ
Светские правозащитники – и те высказывались
против «Религиозного кодекса». Александр Вер
ховский, директор информационноаналитического
центра «СОВА», заявил: «Странное немного пред
ложение... То есть для продвижения партии – нор
мальное, а в каком бы то ни было другом смысле –
не видно содержания». Но это очень мягко сказано.
Разумеется, мы, люди православных взглядов, не
хотим, чтобы нас вновь отселили в правовое гетто.
Если бы этот кодекс стал законом, общество
оказалось бы у опасной черты. Попытка регули
ровать жизнь верующих может толкнуть страну к
гражданской конфронтации. Тем не менее сторон
ники Прохорова раскачивают лодку, призывают пе
реписать закон.
Момент атаки на верующих выбран неслучай
но. Всё ждут, что Владимир Путин в обращении к
Федеральному собранию будет говорить на тему
Конституции. Не исключено, что речь пойдёт об от
мене положений об «идеологически нейтральном»
государстве. Похоже, что Прохоров и его сорат
ники заранее начали борьбу за государственную
идеологию. Они предлагают в качестве таковой
атеизм нового образца.
Олигархи с протянутой рукой
На минувшей неделе премьер Медведев ре
шал проблему больших долгов крупнейших
металлургических предприятий. Выплаты по
долгам только трёх компаний, которые на
ДОЛГИ И ШАНТАЖИСТЫ
Андрей БУНИЧ,
президент Союза
предпринимателей
и арендаторов России:
Поэтому вполне понятна позиция депутата Еле
ны Мизулиной, которая в ответ на выход кодекса
Прохорова предложила вписать в Конституцию по
ложение об особой роли православия в России.
Православные вынуждены защищаться и выдвигать
встречные требования. Мы не желаем становиться
жертвами антирелигиозного апартеида.
Активный лоббист кодекса, политик Илья Поно
марёв, сменивший не одну политическую «квар
тиру», заявляет: «Растёт пропасть между либе
ральной общественностью и воцерковлёнными
людьми». Сравнение некорректное. Это всё равно
что сравнивать белое с тёплым или мокрое с квад
ратным. Либерализм – политическая категория, а
воцерковлённость – отношение к Церкви.
Но господин Пономарёв неслучайно оговорился.
Не скажу за все религии, но православность в Рос
сии давно уже воспринимается как позиция народ
ного большинства. Поэтому и нападают на право
славие, что бы ни говорили наши оппоненты, не из
светских, а из политических соображений. И это за
кономерно. РПЦ против разрушения традиционных
ценностей, против общества тотальной конкурен
ции, об этом написана её «Социальная концепция».
Большинству это понятно, но коекому не нравится.
Вот к этому конфликту и сводится полемика, а не
к борьбе «клерикального» со «светским». И пробле
мы у либеральной общественности отнюдь не толь
ко с «воцерковлёнными людьми», но и с остальным
обществом. С большинством народа. Этот факт По
номарёву следовало бы честно признать.
Проект Прохорова отражает не волю российско
го большинства, а узкие интересы так называемого
креативного класса – ущербного аналога западно
го мидлкласса, который в обычном виде в России
невозможен изза огромного социального рас
слоения. И такие явления, как развал пенсионной
системы и науки, пренебрежение к интересам рус
ского большинства, нападки на институты семьи и
Церкви, – звенья одной цепи.
Есть у господина Пономарёва и другая оговор
ка. Он выделяет из числа всех верующих – хрис
тиан, мусульман, иудеев, буддистов – именно
«воцерковлённых». Терминто специфический. Со
циологи насчитывают у нас в стране от 60 до 80
процентов людей с православными взглядами и
разной степенью воцерковлённости. Следователь
но, остриё кодекса направлено в основном против
христиан, и в первую очередь против православ
ных – преобладающей в России религиозной и со
циальной группы.
жеров, которые в случае необходимости
чётко отрабатывают команды. И всегда
находится «грамотная» мотивация для
кредитов, как и объяснение в случае за
держек с их погашением. Для наших оли
гархов, да и для банкиров, не так важно,
чем всё закончится. Главное, что по хо
ду беспрерывных поглощений, слияний
и реструктуризаций за рубеж выводятся
немалые средства. Классика нашей эко
номической политики – приватизация
прибыли и национализация убытков.
Часть большого бизнеса – «временщи
ки», пока есть возможность – берут всё,
что плохо лежит. Поэтому многих, имену
ющих себя «деловой элитой», я бы назвал
«тревожными собственниками», которые
не создали свои компании с нуля, а полу
чили почти даром.
В классической экономической теории
подразумеваются два типа собственника:
государственный, который неэффекти
вен, поскольку забюрократизирован, и
частный, который стремится к эффек
тивности, поскольку это его деньги. У
нас выпестован третий вид. Юридически
– частный собственник, а по способности
управлять – хуже государственного. Зная,
что получил собственность незаконно, он
находится в постоянной боязни, что её от
нимут. Поэтому пытается быстрее выжать
из активов всё, что можно. Ведёт себя не
как нормальный хозяин – растаскивает
национальное богатство.
Нахватав предприятий и разорив их,
такие предприниматели начинают шан
тажировать государство. Мол, если мы
обанкротимся, пойдут сокращения рабо
чих мест. Плюс к тому на них висят ог
ромные долги, многократно превышаю
щие капитализацию. А ведь в своё время
– на залоговых аукционах 90х – олигар
хи получили неплохую экономику. Те же
металлургические предприятия были кон
курентоспособными. И до сих пор кормят
страну. Но теперь их производственная ба
за износилась, а денег на модернизацию
нет, поскольку нет амортизационных от
числений, отменённых со стартом рыноч
ных отношений. Даже разговоры об амор
тизации не ведутся. Нет и стимулирующих
её налоговых инструментов. Правительс
тву реагировать на ситуацию нужно было
раньше. До наступления долгового кризи
са, который совершенно очевиден.
Подлинные истоки конфликта между РПЦ и про
хоровской паствой очевидны. Вождям этой паствы,
мнящей себя наследницей почившей в бозе интел
лигенции, не удалось подчинить Церковь. Теперь
эти люди хотят присвоить понятие «светскость» и
вложить в него антирелигиозное содержание. Свет
скость трактуется ими не как разделение функций
духовной и мирской власти, а в духе ленинских де
кретов – как отделение Церкви от народа, как высе
ление православных за «правовую черту оседлости».
Кстати, недавно Прохоров предлагал подкоррек
тировать Конституцию и в другом направлении: «В
Конституции слишком сильно про
писаны полномочия президента».
И призвал перераспределить их в
пользу парламента. Это ещё раз
убеждает в том, что атаки на Цер
ковь обусловлены сугубо полити
ческими целями.
Александр ЩИПКОВ
Точка зрения авторов колонки
может не совпадать с позицией редакции
ОТДЕЛЫ:
«Политика, экономика»
тел. 84997880106
Игорь Серков,
1971
1979
Владимир Сухомлинов
«Литература и библиография»,
тел. 84997880205
Марина Кудимова,
Игорь Панин,
Татьяна Шабаева
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ
АНО «Редакция
«Литературной газеты»
Главный редактор
Юрий ПОЛЯКОВ
Заместители
главного редактора
Алесь Кожедуб,
Леонид Колпаков,
Марина Кудимова,
Игорь Серков
«Искусство»
тел. 84997880212,
Арина Абросимова,
Анна Кузнецова
«ТелевЕдение»
тел. 84997880212
редактор
«Общество»
Александр Кондрашов,
Олег Пухнавцев
тел. 84997880208
редактор Людмила Мазурова,
Наталья Гамаюнова
«Клуб 12 стульев»
тел. 84997880053
администратор Александр Хорт
– Похоже, большинс
тво олигархов имеет – по
меньшей мере, в госбан
ках – карманных менед
мерено компенсировать правительство, мо
гут составить около 62 миллиардов рублей.
А ведь есть ещё и другие должники... После
этого «капитаны большого бизнеса», входя
Актуальна тема олигарховпопрошаек
и на фоне российскоукраинских отноше
ний. Вместо того чтобы кредитовать Де
рипаску и Абрамовича, куда полезнее эти
деньги (и долю рынка) использовать в пере
говорах с украинскими металлургами. Ведь
они заинтересованы во вхождении Украи
ны в Таможенный союз. Это на перспекти
ву огромный геополитический и экономи
ческий выигрыш для обеих стран!
Надо сказать, есть у нас и вполне кон
курентоспособные предприятия, кото
рым реструктуризация отрасли не страш
на и которые ведут дело похозяйски. Но
власть продолжает спасать банкротов.
УШИ ПЛУТОКРАТИИ
Георгий ЦАГОЛОВ,
доктор экономических
наук:
акций «Мечела». Не исключено, что оно
было спровоцировано его руководством,
прослывшим искусным манипулятором.
Летом 2008 года, например, миллиардер
Зюзин был уличён в уклонении от нало
гов и продаже сырья на внешний рынок
дочерним фирмам вчетверо дешевле, чем
в России. Создаваемый дефицит внутри
страны вёл к росту цен. Путин вызвал Зю
зина «на ковёр», а когда тот под предло
гом болезни не явился, пожелал быстрее
«поправиться», чтобы не присылать «до
ктора». Однако «больному», похоже, со
шло с рук.
Лидеры западных стран намерены ус
корять восстановление экономики путём
стимулирования малого бизнеса. То же
самое в Китае, Индии, Бразилии, Вьет
наме. У нас же из бюджета выручают са
мыхсамых.
– Поводом для встречи
премьера с металлурги
ческими магнатами и кре
дитующими их госбанка
ми стало резкое падение
щие в число богатейших людей мира, смогут
позволить себе новые кредиты. Допустимо
ли бюджетными деньгами гасить долги наших
«эффективных собственников»?
И с какой стати наше правительство,
декларирующее необходимость урезания
расходов бюджета на социальные цели,
должно удовлетворять их ненасытный
аппетит? Но сдаётся, что «либералы» во
власти от экономического блока озадаче
ны именно этим. «Правительство помо
жет «Русалу», «Медведеву придётся найти
способ помочь российскому металлурги
ческому бизнесу», «Олимпиада требует
реструктуризации» – заголовки в СМИ.
Стоимость правительственной про
граммы подготовки Сочи к Олимпиаде
выросла почти в пять раз – до 1,5 трил
лиона рублей. Чтобы выиграть тендеры,
олигархи вначале занижают проектно
сметную документацию, а затем требуют
пересмотра заключённых договоров и до
полнительных кредитов.
тнёрства». Это подразумевало, с одной
стороны, поддержку властями крупных
компаний – и она была оказана в 2008–
2009 годах в таком объёме, что ни один
из потенциальных банкротов не сменил
собственника.
Но вот незадача: Минфин не зало
жил деньги на это в бюджет. И потому
рассматривается возможность изъятия
средств из Фонда национального благо
состояния. Плутократия всё настойчивее
требует от властей субсидирования кре
дитных ставок, предоставления новых
налоговых льгот, снижения тарифов на
энергию для их «стратегических» пред
приятий, оплаты расходов на социаль
ные нужды и т.п.
Замешанный на чёрной приватизации
и залоговых аукционах новый русский ка
питализм атрофирует созидательные на
чала, выдвигая на авансцену экономичес
кой жизни качества совсем иного рода.
ЗАМЕНА МЕБЕЛИ
НИЧЕГО НЕ ДАЁТ
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ,
доктор экономических
наук, директор Центра
исследований постиндуст
риального общества:
Непонятно, почему государство долж
но оплачивать неразумные риски и аст
рономические долги крупнейших корпо
раций, поощряя их запредельно богатых
собственников. Ведь когда дела шли в го
ру, они ни с кем не делились. Их личные
состояния в последние годы выросли в
разы! По сравнению с этим даже их ны
нешние платежи за обслуживание креди
тов меркнут.
дворным олигархам». Стоит задуматься о
кризисе российской «этатичной» (иными
словами «огосударствленной») экономи
ческой модели.
В последние годы наши политические
лидеры не раз говорили о необходимос
ти поддержки крупных государственных
и связанных с государством компаний, о
развитии «государственночастного пар
В минувшем году заплатили за обслуживание кредитов:
«Мечел» (основной владелец – И. Зюзин с личным состоянием
1,8 миллиарда долларов) – 21,5 миллиарда рублей;
«Русал» (гендиректор О. Дерипаска с 8,5 миллиарда долларов) –
более 19,5 миллиарда рублей;
«Евраз» (у совладельца компании А. Абрамова в личном активе
4,6 миллиарда долларов) – 20,6 миллиарда рублей.
Обозреватели
Сергей Мнацаканян, Лев Пирогов,
Дмитрий Каралис (СанктПетербург),
Игорь Гамаюнов
Спецпроекты и приложения
Алесь Кожедуб,
Анастасия Ермакова
Отдел оформления
тел. 84997880113
бильдредактор
Сайт «ЛГ»
Евгений Федоровский,
художественный редактор
Антон Меньшов
редактор Ольга Моторина
litgazeta.webeditor@gmail.com
Представитель в СанктПетербурге
и СевероЗападном регионе
Валерий Павлов
Собственные корреспонденты
Александр Самойленко (Калуга),
Юрий Беликов (Пермь),
Жан Миндубаев
(Ульяновская область, Татарстан),
Владимир Шемшученко
(СанктПетербург),
Сергей Евстратьев (Республика Молдова),
Юрий Щербаков (Астрахань и Калмыкия),
Лия Иванян (Армения),
Ирина Тосунян (США),
Алексей Славин (Германия),
Мария Хамахер (Центральная Европа),
Никита Барашев (Италия),
Светлана Селиванова (Китай),
Евгений Минин (Израиль),
Эдвард Асланьян (Кипр)
Московский тираж – 60 652 экз.
Федеральный тираж – 35 707 экз.
(печатается в СанктПетербурге,
РостовенаДону, Воронеже,
Новосибирске)
Цена договорная
Отпечатано в ЗАО
«Полиграфический комплекс
«Экстра М»,
143400, Московская область,
Красногорский рн,
п/о «Красногорск5»,
а/м «Балтия», 23й км.
Номер подписан к печати
3 декабря 2013 г.
Зак. № 131200027
Тираж в Крыму – 2500 экз.
Тираж в Европе и США – 6000 экз.
(печатается
во ФранкфуртенаМайне)
Тираж в Израиле – 22 000 экз.
Тираж в Великобритании – 9000 экз.
Тираж в Греции – 3000 экз.
Общий тираж
138 860 экз.
Редакция рассматривает
все обращения читателей,
оставляя за собой право
не рецензировать и не возвращать
письма и рукописи.
Подписные индексы:
50067, 34189, 84874 и 99168
(для предприятий и организаций)
Подписка и распространение:
тел. 84997880112
Экспортная подписка –
по каталогам «МКПериодики»
и «East View Publications»
– Помоему, не следу
ет зацикливаться на теме
очередной помощи «при
Стоит ли после этого удивляться, что
сегодня только ведущие металлурги нако
пили обязательств более чем на $45 милли
ардов? Это также подразумевало, с другой
стороны, что государство может «попро
сить» бизнес поучаствовать в заведомо
убыточных проектах. Поэтому надо ли со
крушаться в связи с тем, что теперь другие
бизнесмены хотят, чтобы бюджет покрыл
190 из 242 миллиардов рублей, потрачен
ных ими на возведение «коммерческих»
объектов сочинской Олимпиады?
А через несколько лет РЖД попросит
«забыть» $15–20 миллиардов средств Фон
да национального благосостояния, вложен
ных в реконструкцию Транссиба. И всё это
за счёт обычных налогоплательщиков.
В России государственночастное
партнёрство не работает, потому что с
обеих сторон если не одни и те же лю
ди, то люди, которые легко налажива
ют друг с другом неформальные (читай:
коррупционные) связи. И, ратуя за «на
циональных чемпионов», надо привы
кать, что они станут и чемпионами по
количеству денег, изъятых из бюджета.
Поэтому нужно менять экономическую
систему. Снижать налоговую нагрузку
на бизнес, расширять его права, меньше
«кошмарить» – но при этом чётко давать
понять предпринимателям, что риск
есть риск и спасать их никто не будет. В
этом случае мы, вероятно, столкнёмся
с банкротствами и безработицей. Зато
обеспечим выживание самых достой
ных. А если что, вынудим иностран
ных кредиторов конвертировать долги
в акции соответствующих компаний,
что ещё более усилит конкуренцию на
внутреннем рынке.
Бизнес должен заниматься предпри
нимательством и нести риски. Государс
тво – устанавливать правила игры, не де
лая ни для кого исключений. Но для этого
вицепремьеры не должны получать де
сятки миллионов «в кредит» от бизнес
структур, дети министров – заседать в со
ветах директоров крупных корпораций, а
первые лица – просить когото из числа
друзей строить объекты, окупаемость ко
торых не очевидна.
Сегодня, увы, российская власть под
тверждает, что она умеет решать лишь
«неожиданно возникшие» проблемы, и
то исключительно выделением денег. А
смотреть в будущее, не допуская появле
ния проблем, не способна.
Опрос подготовил
Владимир СУХОМЛИНОВ
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору в сфере связи
и массовых коммуникаций
Свидетельство ПИ № ФС7735721
от 20.03.2009 г.
Адрес редакции:
Хохловский переулок,
д. 10, стр. 6
Москва, 109028
тел. 84997880252
Автоинформатор
и соединение с отделами:
84997880210
Электронный адрес:
litgazeta@lgz.ru
Факс: 84997880052
Перепечатка допускается
по согласованию с редакцией,
ссылка на «ЛГ» обязательна
Ведущий редактор номера Марина КУДИМОВА
Владимир ГОЛИКОВ
Фёдор ЕВГЕНЬЕВ
Стр.2
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, № 48 (6441)
410 декабря 2013 г.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ 3
НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС
Колония духа
В одном из детских садов Швеции недавно отменили
пол – к мальчикам и девочкам обращаются в среднем
роде. Местоимение «оно» необходимо воспитателям для
демонстрации гендерного равенства.
«ЛГ», № 39, 2011
Х
орош ли, плох русский на
род, но именно он постро
ил Российскую империю. В
начале ХХ века Николай II управ
лял аграрной страной, финансово
и промышленно зависимой от За
пада. Правда, у России был один
существенный козырь: бурный
рост населения. В предшествую
щие революции годы мы обгоня
ли по этому показателю всю тог
дашнюю великолепную четвёрку
– Англию, Германию, Италию и
Францию. Абсолютными лиде
рами по рождаемости в Россий
ской империи являлись казачьи
земли: область Войска Донского,
Астраханская, Таврическая, Ека
теринославская, Оренбургская гу
бернии.
Вряд ли этот демографический
бум вызывал восторг у наших со
седей. Мы, кстати, тоже от китай
ской плодовитости не в восторге.
Но тут подоспели Первая мировая,
две революции и Гражданская вой
на, онито и решили кардинально
«русский вопрос». Политика раска
зачивания прикончила демографи
ческий потенциал этой сословной
группы. Позже выяснилось, что
гораздо легче снять фильм «Кубан
ские казаки», чем побудить людей
создавать крепкие семьи и рожать
детей. Роман «Тихий Дон», кстати,
абсолютно антитроцкисткое про
изведение. Известно, что «великий
революционер» называл казачество
«зоологической средой» и говорил о
необходимости поголовного унич
тожения данного сословия.
Но вот уж и троцкизм побеж
дён, и о перманентной революции
ни слова, и социализм мы взялись
строить в отдельно взятой стране.
Прекрасно! Что же мы видим? В
1959 году население СССР – 208
миллионов человек. Спустя сорок
лет уже 286... Казалось бы, значи
тельный рост. Но кто нам его дал?
Русских в структуре населения
СССР в 1989 году – 145 миллионов,
только половина.
В СССР, воспитывая «новую историческую общность –
советский народ», фактически попытались отменить на
циональность. Идея чемто похожа на нынешнее швед
ское безумие: преобразователи мира замахнулись на
саму природу, которая создала пол и народы. В ближай
шем будущем «отменить» эти две сущности, скорее все
го, не получится. Так что бороться с ними – безнадёжно.
А вот советская власть пробовала. Результат известен.
гораздо более изощрённая, слож
ная и мощная. У российских руле
вых интеллектуальная и духовная
зависимость от чужеземных рецеп
тов, колониальное сознание, новая
«вера», выросшая на почве вчераш
него интернационализма.
Вот этапы поступательного раз
вития сей романтической идеи:
даёшь победу коммунизма во всём
мире! Даёшь в отдельно взятой
стране! Даёшь в отдельно взятом
классе – «элите»! История сделала
круг. Общество вернулось к сосло
виям, к дичайшему неравенству, к
«внешнему управлению». Впереди
– очередной тур игры в «три на
пёрстка».
Если учение диктатуры проле
тариата призывало перебить или
репрессировать все сопротивля
ющиеся «счастью» классы и со
словия (дворян, буржуазию, ду
ховенство, казачество, кулаков,
часть интеллигенции, офицерс
тва, чиновников и середняков), то
«диктатура элиты» тоже не скры
вала своего желания переморить
тех, кто не вписался в рыночную
экономику.
В машинном зале Рязанской городской электрической станции в день её открытия. Рязань. 1913 год.
Когдато в России строили не только торговые центры с заграничными товарами...
При этом количество людей с
высшим и средним образованием
на тысячу человек в РСФСР – 425.
Что меньше, чем в целом по стране
– 439. А кто же у нас в вундеркин
дах? Узбекская ССР – 513, Грузин
ская ССР – 576, Азербайджанская
ССР – 501. Чудеса: даже киргизы
(465) и туркмены (456) больше стре
мились к знаниям, чем русские!
В Таджикистане средний раз
мер семьи – 6,1, в Туркмении – 5,6,
в Киргизии – 4,7, в Азербайджане
– 4,8, в Узбекистане – 5,5, в Арме
нии – 4,7, в Грузии – 4,1 и т. д. В
РСФСР средний размер семьи – 3,2
человека, при том что свой вклад в
повышение этой цифры вносили де
мографически активные жители Се
верного Кавказа, входившие в состав
республики. Так, чеченцы и ингуши
численность своих народов за годы
советской власти увеличили втрое...
А
что же русские? В 1980м,
весьма благополучном для
нашей страны, в таких рус
ских областях, как Новгородская,
Псковская, Рязанская, Тверская,
Тульская, Курская, Тамбовская,
Орловская, да и во всём Централь
ном Черноземье – отрицательные
цифры прироста населения. До рас
пада СССР – почти десять лет!
«Высокие темпы роста населе
ния в союзных республиках, кото
рые были угнетаемыми окраинами
царской России, – яркое свидетель
ство правильности ленинской на
циональной политики, обеспечи
вающей широкие возможности для
всестороннего развития экономики
и культуры всех народов», – рапор
товали партийные пропагандисты.
Извините, а низкая рождаемость и
низкий уровень образования среди
славянского населения – это свиде
тельство чего?!
НАМ ПИСЬМО
Зачем понаехали?
О
тношения русских и
кавказцев сегодня
трудно назвать безоб-
лачными. Но все недоразуме-
ния и безобразия происходят
на территории России. Имен-
но в России. Всегда.
Но почему с Кавказа «по-
наехали»? Почему русские не
хотят «понаехать» на Кавказ?
У Льва Николаевича Гу-
милёва, столетие со дня
рождения которого недавно
отмечалось, есть объясне-
ние: этносы, как и люди, ста-
реют и умирают. Когда этнос
молодой, то он энергичен,
бодр, стремится расширить
свою территорию, достав-
ляет много хлопот соседям.
Когда-то такой была Рос-
сия. В XIX веке её населе-
ние стремительно увеличи-
валось и за период с 1880
по 1910 год возросло более
чем на 50 процентов (срав-
ните с сегодняшней Россией,
теряющей в год по миллиону
человек). Примерно с конца
XVIII века российские грани-
цы начали непрерывно рас-
ширяться на запад (Белорус-
сия, Литва, Правобережная
Украина, Польша, Бессара-
бия), на север (Финляндия)
и на юг (тот же Кавказ, часть
территорий Турции и Ирана).
В 1868–1876 годах последо-
вал мощный бросок России в
Среднюю Азию. С 1896 года
Россия начала проявлять ак-
тивность на Дальнем Востоке
(Транссибирская железнодо-
рожная магистраль как раз и
была построена для проник-
новения в этот регион).
Россия настолько успешно
укрепляла свои позиции в Се-
верном Китае, что кое-кто в
российских правительствен-
ных кругах сгоряча заговорил
даже о некоей «Жёлтороссии»
– российских владениях в Ки-
тае. Вот ведь было время: не
они к нам, а мы – к ним!
Но сегодня вектор экспан-
сии поменялся на прямо про-
тивоположный, и уже не рус-
ские едут на окраины своей
бывшей империи, а, наобо-
рот, жители окраин устрем-
ляются в глубь России. Гека-
томбы жертв, которые принёс
в XX веке русский народ, не
прошли без следа для гено-
фонда нации. Потеряв на по-
лях сражений миллионы креп-
ких молодых мужчин, русский
этнос надорвался, утратил
жизненную силу и волю к со-
противлению.
есть и женщины, не имею-
щие абсолютно никаких шан-
сов выйти замуж.
Самое страшное, что он
не хочет размножаться, и по
этой причине сильно поста-
рел. Средний возраст русс-
кого населения, по данным
последней переписи, – 41
год. Среди русских множес-
тво холостяков, которые до
седых волос ведут приволь-
ную жизнь, не желая обреме-
нять себя никакими социаль-
ными обязанностями. А раз
есть холостяки, то, значит,
Кавказский этнос, наобо-
рот, молод. Средний возраст
населения в Чечне и Дагес-
тане – 27 лет. А куда девать-
ся избытку молодёжи? Он
выплёскивается в Россию!
Причём выплёскивается в
полном соответствии с де-
мографическими законами:
из зоны с высоким демогра-
фическим давлением населе-
ние всегда перемещается в
зону с низким.
Сегодня на территории
России происходит чрева-
тый большими и малыми
конфликтами тесный контакт
двух этносов, фактически
двух разных цивилизаций.
При контакте двух этносов
– старого и молодого – ста-
рому всегда неуютно. И это
легко объяснимо. Ведь по-
жилым всегда хочется по-
коя, порядка, размеренной
устоявшейся жизни, а моло-
дые, наоборот, требуют при-
ключений, шума, выстрелов,
власти...
Абсолютно то же самое
происходит сегодня и в от-
ношениях Кавказа с Россией.
Чем всё закончится? Версий
– немало, ясного ответа нет.
Андрей ЛАЗАРЕНКОВ
Представьте себе, что в
некоем населённом пункте
по соседству расположены
два богоугодных заведения
– дом престарелых и детский
дом. А границы, то бишь за-
бора, между ними нет. Воп-
рос: кто кому будет больше
докучать?
Что такое русский народ к концу
ХХ века? Это преобладание в струк
туре населения женщин, пожилых
и больных граждан, это отягощение
множеством обязательств – перед
другими республиками, соцлагерем,
движением неприсоединения. Это
отсуствие духовной поддержки – ве
ра в Бога «отменена», а «прогрессив
ная» интеллигенция ищет счастья и
признания на Западе... Народ прос
то не выдержал взваленного на него
интернационального груза. Он рух
нул, и ноша его, красная советская
империя, разлетелась вдребезги.
Равнодушие к собственной со
циальной и политической судьбе
свойственно тяжелобольным наро
дам. В момент распада страны рус
ские даже не поборолись за права
соотечественников в бывших со
ветских республиках или за свои
исконные территории, такие как
Северный Казахстан.
То, что мы наблюдаем сейчас, –
есть продолжение агонии, начавшей
ся в ХХ веке. В постсоветской России
русские составляют большинство, но
это большинство стремительно де
градирует и сокращается.
О
чевидно, что разрушать Рос
сию, когда такая необходи
мость возникнет, будут по
уже опробованному в СССР сце
нарию. А именно: демографичес
кое ослабление русских – эконо
мическое и культурное укрепление
других народов – провоцирование
национальных или религиозных
конфликтов – распад страны.
Надежд на то, что русский народ
очнётся и возьмёт в руки свою судь
бу, немного. Его элите не до того.
Но русскому человеку некого ви
нить в своих бедах – мы у себя дома,
на своей земле, нас большинство.
История любит сильных и быстро
забывает слабых. Барин не приедет
и не рассудит, русское «авось» уже
не поможет.
Каждый народ – кузнец своего
счастья, и нам следует почаще вспо
минать эту истину.
Да, приведённая мной цифирь
верна, но...
Прочитав написанные выше рас
суждения, мои неславянские знако
мыелибералы раскритиковали их в
пух и прах.
«Что из того, что «националов»,
получавших в советское время вы
сшее образование, больше, чем рус
ских?! А что нам оставалось делать?!
Другого пути выбиться в люди не
было!» Как будто русским детям не
надо в люди выбиваться.
«Государствообразующий на
род» перестал рожать? Тоже объ
яснимо: настала индустриализа
ция, вслед за ней урбанизация, кои
всегда ведут в демографическую
яму. В конце концов есть и некая
«судьба», как у ненцев и чукчей...
Если русским досталась плохая до
ля – это их личная беда.
с новыми идеями возникли пере
бои. Прекрасных мастеров можно
перечислять десятками, изобрази
тельная сила слова у многих худож
ников достигла небывалых высот,
но всётаки главные мировоззрен
ческие открытия принадлежат
французским экзистенциалистам
и латиноамериканским «магичес
ким реалистам».
Взгляд на национальные пробле
мы не может быть одинаковым у
русского, татарина, чеченца, эвенка
и пр. Хотя бы потому, что это естес
твенно – иметь собственную точку
видения, начинать отсчёт с себя, со
своей нации.
доровое национальное чувс
тво, тревога за судьбу родного
народа – естественные чувс
тва. Правда, нерусских «ленинская
национальная политика» приучила
к тому, что главная задача славян –
тащить воз интернационализма, не
взбрыкивая, поскольку «у пролета
рия нет Отечества».
З
Была ли дружба народов в совет
ское время? Соцреализм – это рас
цвет небывалой жизнерадостности,
романтизма, устремления ввысь.
Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ,
«Свинарка и пастух» в кино, гимны
интернационализму в стихах и прозе.
Этот оптимизм вполне объясним –
скептики массово покинули Россию
в годы Гражданской войны, а уцелев
шие оппортунисты и «недобитки»
могли запросто оказаться в ГУЛАГе.
На таком чистом поле, свободном от
«социальных сорняков», действи
тельно возникали цветы «новой мо
рали», взращивался «новый советс
кий человек». Но по большому счёту
он оказался нежизнеспособным фан
томом, лишённым почвы.
Русская литература ХIХ века да
ла два мощных философских древа
– Толстой и Достоевский, очевид
ным образом повлиявших на судь
бы страны и мира. А вот в «благо
получном» ХХ столетии, когда для
советских писателей были созданы
все условия для жизни и творчества,
А что могла дать советская ли
тература, если сверху всё заварено
чугунной крышкой марксизмале
нинизма, болванкой весьма эклек
тичного и схематичного учения?!
«Улучшать» свод этих догм могли
только первые лица государства,
для всех остальных вольное толко
вание передовой философии грози
ло обернуться крупными жизнен
ными неприятностями.
Что ж, цель достигнута. 110 се
мей контролируют 35 процентов
национального богатства России
– такой вывод сделали аналитики
швейцарского банка Credit Suisse.
Но истинной власти в стране –
власти, соединённой с народом,
– офшорная элита лишена с рож
дения.
К
Но если нет идейной доминанты,
то «клячу истории» и впрямь легко
загнать до смерти. На исходе свое
го существования СССР очевидно
находился в мировоззренческом
тупике. Его крушение было неиз
бежным: подкосила демография
государствообразующего народа,
а узость трактовки и практической
реализации марксизмаленинизма
парализовала духовное развитие
общества. И тело, и душа русской
государственности оказались во
взаимном кризисе.
оссия – колония США!»
– кричат теперь на каж
дом углу иные политоло
ги. Народ же в основном безмолв
ствует…
«Р
Разберём эту мыслеформу. Ко
лония ли Россия? То, что наш Цен
тробанк – всего лишь валютный
обменник, филиал Федеральной
резервной системы, известно всем.
То, что наша «элита» – их элита, от
кровенно признают американские
аналитики. И всё же богатства Рос
сии, её военный потенциал, уро
вень развития человеческого капи
тала ещё достаточно велики.
Россия – не колония в обычном
смысле, пусть даже в нашей Кон
ституции и закреплён приоритет
международного права над внут
ригосударственным. Россия – ко
лония духа.
Нами управляет не внутренняя
общественная мысль, а внешняя –
ак ни пытаются пыжиться
нынешние компрадоры, но
они – типичные отщепенцы.
Это – суррогатная элита, рождённая
и выращенная вне смыслового ядра
национального общественного ор
ганизма. Она вся – коллективный
Лжедмитрий. Или коллективный
Иудушка Головлёв, извергающий
потоки словесной патоки, пиара и
примитивных поучений. Эта смесь
ханжества, лицемерия и демагогии
ошеломляет: духовные скрепы и
гастарбайтеры, патриотизм и биз
нес в офшорах, вздохи о державнос
ти и сатанизм на телеэкране, и т.д.
и т.п.
На этом «пути к счастью» – оче
видная духовная преемственность
«отцов» и «детей». Это «новый
большевизм», диктатура офшор
ного меньшинства против народ
ного большинства.
КНИЖНЫЙ
РЯД
Столичные
против
ленинградских
П
ринято считать, что сталин-
скую эпоху можно рассмат-
ривать лишь с двух позиций
– просталинской или антисталин-
ской, однако книга «Московские
против питерских» ломает этот
стереотип.
Станислав Рыбас.
Московские про
тив питерских /
Ленинградское
дело Сталина /
– М.: Алгоритм,
2013. – 256 с. –
3000 экз.
Перед нами историческое ис-
следование в совсем непривычной,
нейтральной, тональности, ведь ав-
тор исследования Станислав Рыбас
не относит себя к определённому
политическому лагерю. Рыбас не за
и не против Сталина, да и может ли
однозначно принять чью-то сторо-
ну исследователь, чьими предка-
ми были и белые, и красные? При
жизни они относились друг к другу
враждебно, но примиряются в со-
знании своего потомка.
Разумеется, эти люди не верят в
Россию, живут одним днём и при
этом глубоко убеждены: им за то,
что они делают, ничего не будет. Ни
при жизни – психология кримина
литета, ни после смерти – потому
что в Бога они не верят, несмотря
на восстановление храмов, стояния
со свечами, богослужения и т.п.
Но такая «вера» – хула на Бога.
Православие связано с чувством
родины и любви к людям, главное
же содержание нового коммуниз
ма для избранных – любовь к де
ньгам, к собственности, к чужо
му, к заграничному и презрение,
даже ненависть к земле, к родно
му, к «быдлу». Вот почему самое
страшное для нынешней элиты –
ограничение её внешней свободы,
лишение билета на «землю обето
ванную», т.е. на Запад.
Элита не имеет никакого проек
та будущего, потому что временная
вертикаль истории для этих людей
разрушена. Они живут в настоя
щем, растекаясь по географической
горизонтали – поездки по миру,
недвижимость в Ницце и Майями.
Для офшорников
наступил и комму
низм, и конец ис
тории вместе.
Стране нужна
иная элита.
Лидия СЫЧЁВА
В этой связи становится понят-
ным, почему Рыбаса привлекла
тема «ленинградского дела», ведь
это дело неразрывно связано с
фамилией Жданова, а Жданов –
особая фигура в сталинском ок-
ружении, сочетавшая в себе не-
сочетаемое на генном уровне,
поскольку отец Жданова был пра-
вославным богословом, в то же
время серьёзно увлекавшимся
идеями марксизма и социализма.
И всё же Рыбас, несмотря на
все симпатии к Жданову, далёк от
того, чтобы однозначно встать на
сторону его политических воспи-
танников и обрушить шквал кри-
тики на Маленкова с подчинённы-
ми, чьи действия спровоцировали
«ленинградское дело». Исследо-
ватель лишь отмечает: в борьбе
двух группировок перевес оказы-
вался то на одной стороне, то на
другой, что отражалось в кадро-
вых решениях Сталина и во мно-
гих ключевых событиях советской
истории 1930-х – 1950-х годов.
Наиболее подробно автор оста-
навливается на «деле авиаторов»,
и не только связывает его с «ленин-
градским делом», но и использует
как пример, чтобы показать глав-
ную проблему советской военной
промышленности периода Великой
Отечественной войны – нехватку
производственных мощностей.
Кстати, присутствие таких при-
меров – это ещё одна особен-
ность исследования, сделанного
Рыбасом, – перед нами не только
судьбы тех, кто пострадал в ре-
зультате «ленинградского дела»,
но и вся картина эпохи. Что же
касается авиапрома, то он являл-
ся предметом особого внимания
руководства СССР, и это обстоя-
тельство позволяет Рыбасу под-
робно показать образ Сталина.
В период Великой Отечествен-
ной выполнение плана по выпуску
боевых самолётов контролировал
лично Сталин, однако планы были
составлены прежде всего с учётом
нужд фронта, а не с учётом реаль-
ных возможностей производства.
Как следствие, планы не выполня-
лись, поэтому в декабре 1941 года
Сталиным было решено, что над
наркомом авиапрома Шахуриным
должен взять шефство Маленков.
В результате количество выпуска-
емых самолётов увеличили, но за
счёт потери качества. Это обна-
ружилось только в 1946 году. Ша-
хурина арестовали, а Маленков,
который обо всём знал, но пред-
почитал закрывать глаза на факты,
отделался легко – был выведен из
состава секретариата ЦК ВКП(б).
Рассказывая о деталях этого
дела, Рыбас намеренно уходит от
таких понятий, как «авторитарный
стиль руководства», «вредительс-
тво», «приписки», «внутрипартий-
ные интриги» и т.д. По мнению ис-
следователя, в «деле авиаторов»
нет правых и виноватых. Разве
не должен был Сталин добивать-
ся полного обеспечения фронта,
если от этого зависела победа?
А разве мог избежать подлогов
Шахурин, которому поставили за-
ведомо невыполнимую задачу? А
что мог сделать Маленков, кото-
рый оказался между двух огней?
Может быть, Победа в Великой
Отечественной войне стала воз-
можной именно потому, что руко-
водители даже в безысходных си-
туациях не отказывались работать
и не снимали с себя ответствен-
ность, – эта мысль ясно сквозит
между строк данного исследова-
ния. Однако, как пишет Рыбас, са-
молёты с бракованными деталями
стали причиной гибели многих лёт-
чиков, и это тоже нельзя сбрасы-
вать со счётов в «деле авиаторов».
Светлана ЛЫЖИНА
Стр.3