www.lgz.ru
№ 32 (6426)
7–13 августа 2013 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Диаспоры
против граждан
Взрывоопасная проблема
межнациональных
отношений за последний
месяц «рванула» не
единожды. Внешние
проявления подобных
«взрывов» – бытовые
– это лишь верхушка
явления, далеко не до
конца отражающая суть
реальных конфликтов.
СТР. 2
Профилактика
калужской
лихорадки
Впервые за много лет
писателей, разобщённых
по вине столичных
литчиновников,
объединила общая
тревога за судьбу своего
Союза – а значит, и за
судьбу каждого писателя
России. Почему съезд
лихорадочно проводится
на полгода раньше
уставного срока? Почему
в Калуге, а не в Москве?
Почему подготовка к
писательскому форуму
проходит в обстановке
такой секретности –
словно военная операция?
Эти и другие наболевшие
вопросы – в Открытом
письме членам Союза
писателей России.
СТР. 5
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
СВЯЗАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
КНИГА НЕДЕЛИ
Евгений Евтушенко. Поэт
в России – больше, чем поэт.
Десять веков русской поэзии
/ Антология. В 5 томах.
Том 1. – М.: Русский миръ,
2013. – 856 с. – 10 000 экз.
Антология задумывалась ещё в 60е, а о тяго
тах с её изданием «ЛГ» неоднократно писала. И
вот она, долгожданная! Подлинная энциклопе
дия русской поэзии! Она – для всех. Для стар
шеклассников и школьных учителей, студентов
и вузовских преподавателей. Для соотечествен
ников и иностранцев, изучающих русский язык и
литературу. Для «физиков» и «лириков», которые
должны быть нравственно неразделимы. Для лю
дей любой профессии и любого возраста. В пяти
томной антологии «Поэт в России – больше, чем
поэт. Десять веков русской поэзии» Евгений Ев
тушенко собрал всё лучшее, что создано поэтами
России за всю её тысячелетнюю историю. Здесь
сама эта история разворачивается одновременно
и в массовособытийном, и в интимноиспове
дальном воплощении. О каждом поэте состави
тель пишет не только эссе, но и стихотворение.
Авторские подборки размещены в хронологии
рождения поэтов. В первый том вошли устная
народная словесность, первые записанные сочи
нения от «Слова о Законе и Благодати» митропо
лита Иллариона и «Слова о полку Игореве» до Ав
вакума и Феофана Прокоповича и новая русская
поэзия от Василия Тредиаковского до Алексан
дра Пушкина. Авторские подборки Евтушенко
разместил в хронологическом порядке, а также
снабдил короткими либо пространными эссе и
своими стихами. Книга богато иллюстрирована
– и не только портретами поэтов, но и живопис
ными репродукциями. Невозможно быть насто
ящим русским, не зная и не ценя отечественной
поэзии!
Без стихов любити
Руси не быти, –
Когдато в России крепостных крестьян
приписывали к казённым заводам, чтобы тру
дились на казну, а не на барина. Если же за
балуют, всегда поблизости был вахмистр с
ружейной командой. С тех пор прошли века,
сменились цари, вожди, генсеки, президенты,
преобразился не однажды государственно
экономический строй: на смену дикому капи
тализму начала ХХ века явился социализм,
который смущённо уступил дорогу нынешнему
диковинному капитализму. И вдруг на двадцать
втором году общечеловеческих ценностей об
наруживается странная вещь: российские пи
сатели по прихоти административных фантазий
оказались приписаны к Министерству связи,
а точнее, к его вольноопределяющемуся под
разделению – Агентству по печати и массовым
коммуникациям. Даже Сталину, любившему во
всём леденящий порядок, не пришло в голову
приписать «инженеров человеческих душ» к ве
домству, повелевавшему телеграфом, или к де
партаменту, отвечавшему за печатные станки
и ротационные машины. Однако новая Россия
горазда на чудачества в сфере государствен
ного строительства. Но во всей этой странной
истории куда удивительнее другое: будучи при
писанными к Минсвязи, писатели работают, как
выясняется, не на отечественную словесность и
не на державу Российскую, а совсем даже на
оборот. Доказательства? Пожалуйста!
Второй том антологии посвящён поэтам, ро
дившимся после 1800 года, – Лермонтову, Тют
чеву, Некрасову и другим. В третьем и четвёртом
– поэты ХХ века, в пятом томе – поэты века ХХI.
«Мы тратим огромные деньги на создание все
возможных центров, которые изобретут для нас
национальную идею, – говорил Евг. Евтушенко в
одном интервью. – Мы покупаем не самых блес
тящих зарубежных футболистов, чтобы они защи
щали честь России. А в это время национальная
идея в её кристаллизованном виде – вот она, это
наша литература!»
Самая крупная подборка стихов во всей анто
логии – у Пушкина. В неё войдёт и самое любимое
стихотворение Евтушенко – «Я вас любил», кото
рое, по словам поэта, «не написано, а как будто
выдышано, и оно всегда будет современно».
Казённый антипатриотизм
ПЕСНИ
Музыка – Плетнёв В
Фестиваль –
Планы столичных
меломанов на первый
месяц осени определены.
С 6 по 26 сентября в
зале им. Чайковского
будет проходить пятый
юбилейный Большой
фестиваль Российского
национального оркестра,
которым руководит
Михаил Плетнёв. О том,
какие сюрпризы ждут
любителей музыки, «ЛГ»
рассказал исполнительный
директор РНО Олег
Полтевский.
СТР. 8
Вниманию наших читателей!
Следующий номер «ЛГ» поступит
к вам в среду, 28 августа, – после
технологического перерыва, кото
рый традиционно у нас случается
в последнем месяце лета.
До встречи!
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 31 105 человек. Заходите!
КОСМОПОЛИТОВ
о втором номере междуна
родного журнала «Интерпо
эзия» опубликована – с впе
чатляющим количеством опечаток
– экзальтированная заметка глав
ного редактора Андрея Грицмана
о прошедшем в мае поэтическом
фестивале «Киевские лавры».
«…Прекрасный, тёплый и худо
жественный праздник поэзии»,
– ликует автор. Особый восторг
врачапатологоанатома, коим яв
ляется по основной профессии
Грицман, эмигрировавший из
СССР в 1981 г., вызвало следую
щее мероприятие: «Организаторы
фестиваля, очевидно, в пику на
растающей урапатриотической
кампании в российской метро
полии устроили отдельный вечер
«Песни безродных космополитов»
– американцев Бахыта Кенжеева,
Алексея Цветкова, Андрея Гриц
мана и Васыля Махно». Главное,
конечно, не забыть упомянуть се
бя, любимого. Но и лягнуть «мет
рополию» нелишне: иначе не по
лучишь спонсорской поддержки.
Дело происходило в «незалеж
ной» и «самостийной» республи
ке, а написал об этом душевном
стриптизе американский граж
данин. Ну, аттестуют люди сами
себя «космополитами безродны
ми», не дожидаясь, пока их дру
гие обзовут ещё похуже. Так это ж
такая постмодернистская ирония,
порождаемая полной безответс
твенностью за любой словесный
выпад. Когда то же самое делает
ненавидимое ими государство,
это оборачивается обидой и пра
ведным гневом на 60 лет вперёд.
А в случае самоаттестации – доб
рым смехом и аплодисментами
сочувствующих.
Может быть, эти ребята
так резвятся только на щирой
Украине? Но обратите внимание:
все эти персонажи, культивиру
ющие свою «безродность», не
просто пишут – и соответствен
но выступают – на русском языке,
не просто постоянно до оскомины
гостят в России, часто – за счёт
казны. Они на всю катушку поль
зуются её неиссякаемым хлебо
сольством и умением не заме
чать или прощать русофобские
хохмы. Они – неизменные ав
торы российских периодичес
ких изданий. Буквально каждый
их шорох немедленно отмечает
ся обширными интервью и про
странными рецензиями. Каждая
написанная ими строчка «с колёс»
идёт в печать и тут же воспроиз
водится электронными версиями
газет и журналов. А за эти СМИ
мы платим из своего кармана.
И далеко не в тот момент, ког
да их покупаем. Большинство из
нас давно перестали это делать
– и не из бедности, а потому, что
читать нынешние «толстые» жур
налы, четверть века назад имев
шие миллионные тиражи, сегодня
можно только по приговору суда,
настолько в этих изданиях оскор
бляется литературный вкус и по
пираются базовые основы наше
го мировоззрения. И всё же за эту
продукцию платим мы, граждане
РФ, покуда финансовую подде
ржку печатным и электронным
СМИ в России оказывает госуч
реждение – Федеральное агентс
тво по печати и массовым комму
никациям, или Роспечать.
С лёгкой руки «ЛГ», которая,
не жалея клавиатуры, множество
раз писала о странной, мало от
вечающей интересам государс
тва деятельности этой организа
ции, в народе Роспечать теперь
зовут не иначе как АГЕНПОП
(№ 12, 2013 г.). Закрепим же за
собой это ноухау! Официальный
организатор фестиваля «Киевс
кие лавры» – украинский журнал
«ШО». Разумеется, АГЕНПОП не
финансирует напрямую иност
ранный «журнал культурного со
противления» (так позициони
рует себя «ШО»). Но, по словам
руководителя агентства М. Сес
лавинского, страстного борца с
казённым патриотизмом, Рос
печать теперь охотнее выделяет
средства не на сами издания, а
на медийные проекты социаль
ной значимости. Вероятно, так
проще отчитываться перед госу
дарством и налогоплательщика
ми и косвенно поощрять любых
боцов с «метрополией».
«ТОЛСТЫЕ»
БЮДЖЕТНИКИ
то же получается? Получается,
генеральное направление
работы АГЕНПОПа – казённый
антипатриотизм? В прошлом го
ду при поддержке АГЕНПОПа
(одновременно с проведением
«Лавров») «ШО» участвовал в не
кой «литературной экспедиции»:
на судне «Романтик» российские
и украинские литераторы дол
го и шумно плавали по Днепру.
Проект был организован при
поддержке АГЕНПОПа и его фаво
рита – издательства ОГИ. Агент
ство щедро финансирует книги
этого издательства – например,
бесценное сочинение Егора Гайда
ра и Анатолия Чубайса «Развилки
новейшей истории России».
Российские журналы, изо
бильно печатающие самопро
возглашённых «безродных кос
мополитов», в первую очередь
«Знамя», «Новый мир» и «Ок
тябрь», стабильно фигуриру
ют в списке грантополучателей
АГЕНПОПа. Занимательны фор
мулировки «социально значимых
проектов» этих изданий. «Знамя»,
главный редактор которого вхо
дит в Экспертный совет агент
ства, получает пособия «как
фактор сохранения межпоколен
ческого диалога в современном
обществе». Это в том смысле, что
Ч
там печатаются «космополиты» с
разным стажем эмиграции? «Но
вый мир» в 2011 г. «премирован»
АГЕНПОПом за «Украинский век
тор» (связь с некогда братской
республикой, заметим, устой
чивая). Да, в течение всего го
да журнал пиарил украинскую
литературу. Но какую? Напри
мер, пьесу Леся Подервьянского
«Гамлет, или Феномен датского
кацапизма». Не обсуждаем уро
вень свежести замысла. Но принц
изъясняется в пьесе таким обра
зом: «…люди все суть братья на
земле, кроме жидов, татар, масо
нов, негров, белорусов, которых
ненавижу я». Сильно! Контркуль
турно! Кто готов заплатить за это
из своего кармана – поднимите
руки! А лучше поднимите веки
АГЕНПОПу.
«Октябрь» получил грант за
«поиск социальных ориентиров»
в современной литературе. Это,
что ли, роман Ю. Арабова «Ор
леан», который критика назвала
«поролоновым текстом»? К тому
же широко известно умение Ара
бова из любого периода отечест
венной истории сделать выгреб
ную яму. Или подразумеваются
стихи всё того же Цветкова, ру
софобия которого спровоциро
вала в «ЛГ» целую дискуссию?
Но Цветков в «Октябре» идёт ку
да дальше физиологической не
приязни к России:
стоишь себе в простом
еврейском платье
под ветром поутру
а эти снова возвели
глаза огнём
распятье
и чтонибудь развесили
на нём
В самом деле, а не замахнуться
ли на Иисуса вашего Христа? За
кон об оскорблении чувств верую
щих в период публикации ещё не
был принят, но «социальные ори
ентиры» вполне в духе Pussy Riot,
не правда ли? И это тоже надо оп
лачивать из госбюджета под мар
кой «свободы слова» и борьбы с
«казённым патриотизмом»?
УКРАИНСКИЙ
ВЕКТОР
о вернёмся к украинской
деятельности АГЕНПОПа, а
заодно – к теме страстной
привязанности агентства к изда
тельству ОГИ и любви к водным
процедурам. Приведём цитату из
акта Счётной палаты РФ в ходе
проверки исполнения федераль
ного бюджета за 2012 год. Речь
идёт о том, что Роспечать 11 мая
2012 г. (№ 50, 12/15) заключила с
ЗАО «Объединённое гуманитарное
издательство» контракт на сумму
10 миллионов рублей на выполне
ние работ по «организации и про
ведению фестиваля русской лите
ратуры на Украине».
Н
«От имени Роспечати государствен
ный контракт подписан заместителем
руководителя Роспечати В.В. Григорье
вым… Согласно техническому заданию
проект «был задуман как совместная по
ездка по Днепру известных российских
и украинских писателей… и проведени
ем на всём пути следования фестиваля
обширной совместной русскоукра
инской культурной программы»… Ут
верждалось, что «на сегодняшний день
единственным российским издательс
твом, ведущим активную и последова
тельную деятельность на Украине на
протяжении последних пятнадцати лет,
является «Объединённое гуманитарное
издательство»… Сообщалось, что за го
ды своей деятельности общество вы
пустило более 20 книг … что указанная
организация – единственное издатель
ство в России, выпускающее книги на
украинском языке и имеющее на Укра
ине свой филиал. Более того, издатель
ство имеет в различных городах Укра
ины собственные книжные магазины и
литературное кафе. Далее Роспечатью
приводится вывод, что деятельность
издательства подпадает под положе
ния подпункта 28 пункта 2 статьи 55
Федерального закона от 21 июля 2005
г. № 94ФЗ «О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд» (случаи разме
щения заказа у единственного постав
щика).
…информация Роспечати… имеет
признаки недостоверной.
Единственным учредителем акцио
нерного общества и владельцем 100%
акций является Ицкович Дмитрий Со
ломонович. Информация о наличии у
акционерного общества филиалов не
подтверждается его уставом…
Ссылка Роспечати на пункт 108
Перечня мероприятий ФЦП «Культу
ра России (2012–2018 годы)» имеет
признаки необоснованной, поскольку
пунктом предусматривается использо
вание средств федерального бюджета
на мероприятие «Осуществление меж
дународного студенческого обмена,
организация стажировок, проведение
в России мастерклассов зарубежными
деятелями искусства», к которому рас
сматриваемый проект не относится…
Вместе с тем договор найма транс
портного средства, раскрывающий ус
ловия его заключения и стороны, в Рос
печати отсутствует, вследствие этого
фактическая стоимость фрахта судна с
экипажем (условия таймчартер), пре
доставленного для Роспечати в рамках
указанного мероприятия, является не
определённой (по условиям стоимость
договора рейса на 14 дней состави
ла 4 286 118 рублей, или в среднем –
142,9 тыс. рублей на человека)».
Вот тебе, ненька, и «украинский
вектор»! Кстати, Владимир Григорь
ев родом с Украины...
Дождёмся финансовой проверки
за текущий год. Не исключено, что
всплывут факты, касающиеся и
финансирования новых космопол
итов всё той же «метрополией» по
какойнибудь кривой схеме.
Окончание на стр. 4
таков девиз первого тома.
Стр.1