www.lgz.ru
№ 25–26 (6420)
26 июня – 2 июля 2013 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Хозяева
и работники
Наивно рассчитывать
также, что поднимать
страну будут работни
ки, зарплата которых
в сотни, а иногда и в
тысячи раз меньше,
чем у руководителей и
собственников их пред
приятий. Наглая неспра
ведливость такой оплаты
труда сама по себе явля
ется тормозом развития.
СТР. 3
Любовь к элек
тричеству
Мария Семёнова по
образованию и первой
профессии – инженер
электрик. Поэтому, став
писателем, она продол
жает активно зажигать.
Написала Семёнова не
только всем извест
ного «Волкодава», но
и энциклопедию «Мы
– славяне!» И в отличие
от многих славистов при
знаков угасания этого
славного племени не
видит.
СТР. 4
Смех – дело
общественное
Дискуссию о том,
какие юмористические
передачи нужны
телезрителям и чем нас
сейчас смешит телеящик,
начинает писатель
и публицист Сергей
Казначеев.
СТР. 10
Иосиф
Райхельгауз:
«Мы это делаем
25 лет»
Когда вновь
назначенный главный
режиссёр объявляет
как своё ноухау, что у
него будет совершенно
новый театр, он будет
показывать фильмы,
будут идти авторские
вечера, проходить
конкурсы, мне это
удивительно слышать.
СТР. 11
Выразить себя
порусски
Пока мы только
плачемся, что засоряется
наш родной язык,
возмущаемся матом
в эфире, словом, всё
больше словами воюем
со словами, забывая
классиков: зачем
говорить о чистоте
– мести надо.
СТР.13
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 30 794 человека. Заходите!
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
СЛАВЯНСКИЕ РУЧЬИ И РУССКОЕ МОРЕ
25 июня – День дружбы и единения славян
Владимир Соловьёв.
Оправдание добра /
КНИГА НЕДЕЛИ
Отв. ред. О.А. Платонов. – М.:
Институт русской цивилизации,
Алгоритм, 2012. – 656 с. –
Тираж не указан.
«Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос».
Александр ПУШКИН
Это чувство зародилось в бою. Россия
сокрушала Османскую империю – и с каж
дым ударом русского штыка по янычарам
ближе становилась свобода для порабощён
ных народов Восточной Европы, по большей
части славянских.
В XVIII веке Россия всерьёз почувство
вала себя Третьим Римом. Если уж во вре
мена Московской Руси князья, воины и мо
нахи ощущали себя воинами единственной
на свете православной державы, то что
говорить о временах победной экспансии,
когда, по признанию графа Безбородко, ни
одна пушка в Европе без соизволения на
шего выпалить не могла… И казалось, что
ещё один маршбросок, один суворовский
или скобелевский переход – и снова зазво
нят колокола Святой Софии, и на карте мира
снова появится священное слово – Констан
тинополь.
МИР И МЫ
Покушение
Европейские геи и русские сироты
Отчаянная борьба французов с собственным парламентом и президентом за сохранение в стране
традиционной семьи завершилась полным поражением. Отныне гомосексуальные пары могут не
только официально регистрировать брачный союз, но и воспитывать детей. Известия о принятии
подобных законов постоянно приходят из других стран. Они вызывают и, конечно, будут ещё вы
зывать многочисленные протесты. Однако за громкими столкновениями противников и сторонни
ков нетрадиционных сексуальных отношений несколько теряется настоящий смысл происходяще
го. И для всего мира, и для России.
К
ак таковая однополая «лю
бовь» существует со времён
Древнего мира. Ей отдавали
дань некоторые герои Античности,
императоры Рима и европейские ко
роли. Вместе с тем во все эпохи сами
приверженцы нетрадиционных сек
суальных отношений были далеки
от мысли придать им официальный
статус, сделать их нормой для всего
общества.
Но в современном западном ми
ре проблема однополых отношений
приобрела принципиально другой ха
рактер. Речь теперь идёт не об отказе от
осуждения гомосексуализма, даже не о
терпимом отношении к нему, а о при
знании его абсолютной нормой сексу
альной и общественной жизни.
Нельзя забывать, что Франция
стала лишь очередной из многих
стран, которые официально уже
признали гомосексуальные браки.
Ещё ранее подобные законы были
приняты в Испании, Голландии,
Бельгии, Швеции, Дании, Норве
гии, Канаде, ЮАР, некоторых го
сударствах Латинской Америки...
Список довольно обширен и про
должает пополняться. Ещё в 2008
году Верховный суд США поста
новил, что запрет заключать брач
ные союзы для гомосексуалистов
ограничивает их гражданские пра
ва и противоречит государствен
ной Конституции. С тех пор число
штатов, отменивших этот запрет на
своей территории, постоянно рас
тёт. Сразу вслед за французски
ми депутатами в Великобритании
нижняя палата парламента под
гром аплодисментов проголосова
ла за принятие закона о введении
в стране однополых браков. Теперь
в Англии и Шотландии на повестке
дня вопрос о праве гомосексуалис
тов становиться священниками.
Однако торжественный перевод
гомосексуализма из разряда поро
ков и преступлений против нравс
твенности в число гарантированных
гражданских прав и свобод – лишь
одно из проявлений кодекса новой
морали, достаточно скандальное и
заметное, но далеко не исчерпыва
ющее собой всего круга перемен.
Некоторые критики называют
последние события «революцией
нравов», «духовным переворотом»,
опрокидывающим традиционные
европейские ценности. Они серьёзно
ошибаются. Происходящее на наших
глазах есть всего лишь закономерный
и неизбежный результат того направ
ления развития, на которое западный
мир встал очень давно. В его основе
лежит надлом христианского и, ещё
шире, религиозного сознания, про
изошедший много веков назад. Новая
модель мироздания, в центр которой
философами Возрождения и их пос
ледователями на место Бога был пос
тавлен человек, предопределила те
перемены, которые мы наблюдаем се
годня, сформировала принципиаль
но иной тип сознания. В результате
возникло общество, в котором отказ
от теоцентрического мировоззрения
привёл сначала к ослаблению поня
тия «грех», а затем и вовсе лишил его
смысла. Это обстоятельство не сде
лало людей безгрешными, но созда
ло предпосылки для их нравственной
дезориентации.
Сами французские протестанты
против однополых браков являются
закономерным результатом безбож
ного европейского прошлого. Эти
люди и не думают отрицать какие бы
то ни было либеральные институты
или выступать против священной ко
ровы современной западной цивили
зации – «толерантности». Они про
сят только сохранить традиционную
семью, в которой у ребёнка есть ма
ма и папа, а не однополые родители
«А» и «В». Но эта просьба миллионов
французов к своему правительству,
сколь страстная, столь же и наивная,
никогда не будет удовлетворена, хотя
бы не только вся Франция, но и вся
Европа поголовно пришла к прези
дентской резиденции Франсуа Ол
ланда.
У здания Госдумы РФ во время обсуждения закона о запрете пропаганды
гомосексуализма среди детей
Окончание на стр. 3
Сказка почти воплотилась наяву. Россия
помогла болгарам и сербам обрести свобо
ду. Тогдато и возникла поговорка: «Бог на
небе, Россия на земле». Возникло боевое
братство славянских народов. Правящая
элита славянских государств не раз преда
вала это братство: в мировых войнах и в дип
ломатическом преферансе Россия, Болга
рия, Сербия не раз оказывались по разные
стороны баррикад. Но дружба православных
родственных народов оставалась, что и се
годня легко ощутить. Это нашим министрам
порой нелегко найти общий язык, а мы как
были, так и остались братушками.
Идея славянского единства окрепла
полтора столетия назад. Признаемся: она
потребовала от России жертв, сделала по
литику империи предсказуемой и потому
уязвимой. И всётаки после Великой По
беды Сталин – прагматик из прагматиков
– снова заговорил о славянском братстве.
И мы учились понимать друг друга с полу
слова. Не всегда получалось гладко, но по
пытка была.
У славянского единства сильные про
тивники – все мировые сверхдержавы. Но
если в политике славянам не удалось до
стичь беспрекословной победы, то куль
турную независимость нам удалось со
хранить. Хотя напор Голливуда сдержать
неимоверно трудно. Многие народы за
бывают самобытную культуру, подчиняясь
заморским стандартам.
Поодиночке нам не спасти родную ки
риллицу, не обрести акустики, которая не
обходима для настоящей литературы, му
зыки, живописи… Если славянские народы
друг для друга станут читателями и слуша
телями, наше пространство никто не вытоп
чет. Общие традиции, вкусы, мелодии – это
истребить трудно. Нужно держаться вместе,
преломлять хлеб и подтягивать песню. Ина
че все окажемся в Макдоналдсе. И ожидает
нас судьба англосаксов третьего сорта – в
лучшем случае.
Но не будем падать духом. Ведь у нас
даже «Прощание славянки» становилось
маршем Победы.
«Оправдание добра» – глав
ное произведение выдающегося
русского философа, поэта, пуб
лициста и критика Владимира
Сергеевича Соловьёва, которо
му исполнилось 160 лет. В своей
философскоэтической работе
он развивает мысли, близкие фи
лософии славянофилов – А.С.
Хомякова и И.В. Киреевского,
– о стремлении к универсально
му всеединству, к достижению
«цельной жизни» и «цельного
творчества». У человека, считал
Соловьёв, есть общая высшая
потребность всецелой или абсо
лютной жизни. «Оправдание доб
ра» посвящено отцу философа,
историку Сергею Михайловичу
Соловьёву, и деду, священнику
Михаилу Васильевичу Соловь
ёву. Работа носит подзаголовок:
«Нравственная философия», и
в нём отражён одновременно и
традиционно русский, и нова
торский аспект творчества ори
гинального мыслителя. В сфере
личной и общественной нравс
твенности потребность цельнос
ти удовлетворяется «последова
нием Христу». Цель человеческой
истории Соловьёв видит в преоб
ражении мира. Однако преобра
жение человека и человечества
Соловьёв понимал не вполне в
христианской традиции, призы
вая к «теургическому деланию»
– участию человечества в осу
ществлении божественного про
мысла, к превращению мирского
царства в Царство Божие. Эта
«вольность» толкала философа к
созданию утопического проекта
соединения православия и като
лицизма в «свободную теокра
тию». Но, как говорил Толстой,
высоко ценивший Соловьёва, его
«энергия заблуждения» отступает
перед общим пафосом, надеждой
философа на то, что человечест
во рано или поздно освободится
от пагубной власти индивидуа
листических заблуждений.
МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК
Общество
с историей
Российское историческое обще
ство, преемник Императорского Русс
кого исторического общества, отметило
годовщину своего воссоздания. Цель
общества – «развитие национального
исторического просвещения». Главой
общества стал председатель Государс
твенной Думы Сергей Нарышкин. Своей
главной конкретной задачей общество
поставило создание «переосмысленно
го» единого учебника истории для школь
ников. Как известно, работа над ним ак
тивно ведётся.
На днях в Москве, в Доме приёмов
правительства РФ, прошло заседание,
посвящённое годовщине воссоздания
Российского исторического общества.
На нём исполняющий обязанности мэра
столицы Сергей Собянин объявил о пере
даче одного из столичных зданий в без
возмездное пользование организации.
РИА «Новости»
Художник Юрий Ракша. «Поле Куликово» (триптих)
РИА «Новости»
Стр.1