www.lgz.ru
№ 16 (6412)
17–23 апреля 2013 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Начальственная
степень
Нынешний период
борьбы с коррупцией
и плагиатом при
написании диссертаций
и других научных
трудов характерен
тем, что вскрываются
не столько отдельные
преступления, сколько
нравы современного
российского научного
сообщества, которые ему
навязывают сверху.
СТР. 3
Про классика
забыли
Есть юбилеи, которые
не должны оставаться
незамеченными. Именно
такой – 190летие со дня
рождения Александра
Николаевича Островского.
Как ни странно, эта
дата отмечается более
чем скромно, хотя
Островский и по сей
день остаётся одним
из самых современных
драматургов, и пьесы
его попрежнему остры и
афористичны.
Беседа с заведующей
музеемусадьбой писателя
в Замоскворечье Лидией
Постниковой
НА СТР. 5
Детские тайны
Отныне называть в
СМИ имена детей,
оказавшихся жертвами
противоправных
действий, нельзя. Спасёт
ли новый закон ребёнка
от жестокости взрослых
или сделает его ещё более
беззащитным? Мнения
разошлись.
СТР. 9
Поминальный
контент
Каким образом наше ТВ
провожает в мир иной
известных личностей?
Кого потом вспоминают
к юбилеям? Как
формируется скорбный
список удостоенных
внимания телеканалов?
СТР. 10
МХАТ, Чехов,
Доронина
Каждый раз, когда
в афише МХАТа
им. М. Горького
«Вишнёвый сад»
А.П. Чехова, многие
зрители специально
приходят посмотреть на
Татьяну Доронину в роли
Раневской в спектакле,
который идёт с аншлагами
15й год. Причём далеко
не в первый раз. Любовь
Андреевна Раневская
– любимая роль любимой
актрисы.
СТР. 11
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
ЗДРАВСТВУЙ, АЛЬМАМАТЕР, И ПРОЩАЙ
Апрель можно смело на
звать месяцем открытых две
рей. Практически ежедневно
институты и университеты
распахивают свои двери пе
ред соискателями высшего
образования в надежде уви
деть их в числе своих абиту
риентов. Каждый вуз хочет
стать альмаматер для воз
можно большего числа вы
пускников, и школьники с
родителями бегают из одной
аудитории в другую, пытаясь
не ошибиться в выборе. Ведь
нынче, припав к груди одной
«благодетельной, кормящей
матери», диплом можно полу
чить уже совсем у другой, а то
и вовсе остаться без «молока»
знаний.
Министр образования
Дмитрий Ливанов («мистер
Зло», как назвал его лидер
партии «Справедливая Рос
сия» Сергей Миронов) объ
явил о сокращении в бли
жайшие дватри года до 20%
государственных вузов и
30–35% их филиальной сети.
Под разговоры о дефиците ду
ховных скреп ликвидируется в
основном гуманитарное обра
зование, эти самые скрепы в
первую очередь и образующее.
Во многих провинциальных ву
зах набор на такие специаль
ности, как культурология, фи
лософия, история искусств,
религиоведение, лингвисти
ка, филология, уже значитель
но сокращён. Закрываются
или присоединяются к уни
верситетам педагогические
вузы, признанные неэффек
тивными.
Да, многие институты и
академии, несмотря на гром
кие названия, дают, как выразился
ректор МГУ Виктор Садовничий, «об
легчённое» образование, и их закры
тие или перепрофилирование уже
давно назрело, но вот критерии, по
которым определялась степень эф
фективности, весьма сомнительны.
Какие НИОКР может вести, например,
Литинститут, также поначалу попав
ший в расстрельный список? Сколько,
по мнению разработчиков критериев,
иностранцев должно мечтать учиться
в провинциальном педвузе, готовя
щем специалистов для нашей сель
ской школы?
Под признак неэффективности
попала и Российская академия наук,
которую Дмитрий Ливанов назвал
бесперспективной, несовременной
и архаичной. Правда, потом за свои
СКАНДАЛ
стория «Тотального диктанта», кото
рый зародился в стенах Новосибир
ского государственного университе
та и проводится в нашей стране уже 10 лет,
похоже, близится к своему финалу. Скандал
с Диной Рубиной обнажил все те непригляд
ные стороны, на которые до поры до време
ни никто внимания не обращал. Вот простой
пример. В 2009 году певец и перформансист
Псой Короленко был приглашён читать этот
самый диктант. «Нудная школьная процеду
ра превратилась в увлекательное шоу. Это
стало поворотным моментом в истории «То
тального диктанта», – с гордостью сооб
щают организаторы. Ещё бы! Ведь Псой
– известный матерщинник, а к литерату
ре (да и вообще к искусству) имеет такое
же отношение, как Бабаяга к библейско
му эпосу. Вполне естественно, что «нудная
процедура» превратилась в балаган. Жалко,
что для чтения не пригласили Олега Кули
ка – было бы ещё веселее. Тот бегал бы на
четвереньках и лаял: «Гавгав». Прекрас
ный диктант.
Но ближе к теме. Губернатор
Ульяновской области Сергей Морозов
запретил в этом году диктант по тексту
Дины Рубиной. «Творчество писателя,
активно использующего в своих произведе
ниях ненормативную лексику, не соотно
Тотальный абсурд
И
Даже Союз писателей России, мнение
которого давно уже никого не интересует,
сится с концепцией «Тотального диктан
та», акция прежде всего выступает за чис
тоту русского языка, за повышение культу
ры письма. Поэтому предлагаю заменить
текст», – заявил он. И ульяновские учас
тники вынуждены были писать под дик
товку текст о жизни и творчестве худож
ника Аркадия Пластова, автором которого
стал писатель Василий Песков. Впрочем,
почему вынуждены? Если мы пробежим
глазами текст Рубиной, то поразимся его
неряшливости и однобокости. Скорее,
люди были избавлены от навязанного им
малохудожественного сочинения.
Писательфантаст Олег Дивов, озна
комившись с тем, что предлагалось для
«Тотального диктанта», написал в своём
ЖЖ: «Народ, я правильно понимаю, что вот
это тошнотворное косноязычие – вариан
ты текста Дины Рубиной для «Тотального
диктанта»? Правда, что ли? Это гото
вое учебное пособие «как не надо делать
текст». С трудом верю, что Рубина, я у неё
такого отстоя не видел. С трудом верю,
что нашлись желающие читать это вслух и
тем более – записывать. Всех должно было
заклинить уже на второйтретьей строч
ке. Заклинить от стыда».
В коллаже использована картина Василия Верещагина «Двери Тимура» (Тамерлана). 1872
слова он извинился, но осадок, как
говорится, остался. Остался осадок и
от коррупционных скандалов на поле
высшего образования, и от «дорожной
карты», главная магистраль которой
уводит российскую науку от фунда
ментальных исследований к приклад
ным, и от новой программы по литера
туре для старших классов, из которой
исчезли многие произведения клас
сиков в пользу опусов мало кому из
вестных мигрантов. И от видеоролика,
выложенного на YouTube, на котором
самый (теоретически) образованный
министр матом подсказывает своему
заместителю, как проголосовать за
закрытие вузов.
Этот видеоролик уже давно висит
в Интернете, но особую популярность
он приобрёл после принятия закона о
запрете использования нецензурной
лексики в СМИ. Вся думская оппози
ция уже потребовала отставки Дмит
рия Ливанова. Не за крепкое словцо,
конечно, а за всё вкупе. 17 апреля в
Госдуме тоже ожидается своеобраз
ный день открытых дверей – Дмитрий
Медведев будет отчитываться о про
деланной работе. Больше всего воп
росов депутаты намерены задать о де
ятельности министра, которому ничто
человеческое не чуждо. Будут ли они
услышаны? Отставки предшественни
ка, Андрея Фурсенко, тоже, помнится,
требовали не раз, однако мавр ушёл,
лишь сделав своё дело, – введя ЕГЭ в
ранг закона…
Продолжение разговора об образовании и уровне
образованности на стр. 3, 4, 5, 12
КНИГА НЕДЕЛИ
Серапионовы братья.
Альманах. 1921. – СПб.:
Лимбус Пресс, 2013.
– 448 с. – 1000 экз.
Группа писателей, которые называли себя
Серапионовы братья, существовавшая в Петро
граде, представляет собой ярчайшую страницу
истории русской литературы XX века. В группу
входили Всеволод Иванов, Михаил Слонимский,
Виктор Шкловский, Михаил Зощенко, Констан
тин Федин, Вениамин Каверин и др. Это первый
сборник легендарной литературной группы. Он
был составлен по инициативе Горького, отправ
лен в финское издательство, где и затерялся.
Лишь в 2009м папку с материалами сборника
обнаружили в архивах Хельсинки. Почти ничего
из этих текстов впоследствии не печаталось. А
то, что было напечатано, подверглось серьёзной
цензурной правке. По своей значимости для ис
тории культуры эта находка может соперничать
с посмертным обнаружением рукописей В. Хлеб
никова или публикацией романа «Мастер и Мар
гарита» через десятилетия после смерти автора.
Более чем через 90 лет петербургское издатель
ство «Лимбус Пресс» возвращает читателю уте
рянный альманах «Серапионовы братья. 1921».
РВАНОЕ ВРЕМЯ
Элегантный человек
У
85 лет со дня рождения
Владимира Соколова
же лет в пятьдесят Владимир Николае
вич Соколов взял в руки трость, скорее,
посох, узловатую лакированную палку с
массивной ручкой. Однако палка эта не вос
принималась как свидетельство недуга или как
подпорка для передвижения – нет, ни в коем
случае! Скорее, она добавляла образу поэта ещё
один штрих элегантности, некоторым образом
обращала нас к мысли о Серебряном веке… В
те давние времена трость была необходимым
аксессуаром в гардеробе истинного джентльме
на, а тем более ещё и поэта. Я не зря упомянул
об элегантности Соколова, она проявлялась во
всём – и в тончайшем рисунке его лирических
стихов, и даже в том, как он, купив четвертин
ку, совершенно аристократичным образом от
правлял её в карман своего пальто. Не зря он
когдато написал в одном из своих сокровен
ных стихотворений:
Но, представьте, под лиственной сенью
Я часами брожу вдоль оград,
Как скрывающий происхожденье
Чтото вспомнивший аристократ...
выступил с заявлением, в котором говорит
ся: «И почему в страну Валентина Распутина
и Виктора Лихоносова, Владимира Личутина
и Владимира Кострова звать на диктант по
русскому языку писательницу, родившуюся
в Средней Азии, проведшую там детство, а
затем переехавшую на свою историческую
родину – Израиль?» Можно сколько угодно
критиковать СП, но с данным утверждени
ем не поспоришь. За 20 лет жизни в Израиле
Рубина, похоже, действительно утратила
связь с русским языком, ибо то, что предло
жено для диктанта от её имени, ну никак не
тянет на хорошую прозу. Это вообще боль
ше похоже на запись в Фейсбуке.
Есть канонические тексты для диктан
тов, проверенные временем. По Пушкину,
Тургеневу, Пришвину, десяткам русских
классиков. Зачем же проводить подобные
эксперименты? Ведь не на кошках тре
нируются – на живых людях, на детях!
Известность Рубиной – ещё не повод,
чтобы оказывать ей подобную честь.
Были в России писатели и поименитее
(Боборыкин, Чарская), но и по их произ
ведениям диктантов не писали. Известность
и значимость – это совершенно разные
вещи.
Окончание на стр. 4
Я неслучайно упомянул о Серебряном веке
– Владимир Соколов не занимался политикой,
не интриговал за кулисами Цэдээла, не дисси
дентствовал, как иные в силу своей творческой
немощи, он был именно Поэтом, а на большее
претендовать просто немыслимо. Что могло быть
больше? Может быть, поэтому многие годы своей
творческой деятельности он словно бы находился
в тени. А на самом деле был одним из тех поэтов,
кто определял вектор поэтического движения, а
сегодня его имя, честно призна‘емся, помнят не
многие. От поколения поэтов – участников Вели
кой Отечественной – он по возрасту отстал всего
на пару лет, потому не воевал, а в поэзию входил
вместе с ними – во второй половине 40х – роко
вых годов ХХ века. В 60е годы его имя отождест
влялось с заметным движением русской советс
кой поэзии, названным «тихая лирика».
В тени он находился два десятилетия. То есть
выходили книги, ценители стихов понимали,
что рядом с нами живёт выдающийся лирик,
но известность поэта оставалась достаточно ка
мерной. Затем в конце 60х – начале 70х годов
ХХ века он стал широко известен всем, кто лю
бил стихи. А в те годы любили поэзию многие.
Одной из причин резко возросшей известности
Соколова стала статья о поэте его давнего друга
Евгения Евтушенко в «Комсомольской правде».
Владимир Соколов в одночасье стал знаменит.
Окончание на стр. 4
Александр КАРЗАНОВ
Стр.1