Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Бытие человека в художественной философии (на примере творчества Андрея Тарковского) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСташевская Е. Л.
АвторыНажмудинов Г. М., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц120
ID206961
АннотацияПособие представляет собой философско-культурологический материал, в котором теоретически обосновывается экзистенциальная проблематика фильмов выдающегося российского кинорежиссера Андрея Тарковского. Фильмы Тарковского («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение») рассматриваются в широком контексте философии существования. Творчество Андрея Тарковского призывает нас вернуться к истокам жизни, ощутить свою причастность к вечным сферам реальности, перестроить свои отношения с бытием во избежание мировой катастрофы.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов негуманитарных специальностей
ISBN978-5-8397-0525-8
УДК18:001.11
ББКЮ61я73
Сташевская, Е. Л. Бытие человека в художественной философии (на примере творчества Андрея Тарковского) : учеб. пособие / Г. М. Нажмудинов; Яросл. гос. ун-т; Е. Л. Сташевская .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 120 с. — Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 090102 Компьютерная безопасность, 010503 Математическое обеспечение (дисциплина "Культурология (философия искусств)", блок ГСЭ), очной формы обучения, а также для широкого круга читателей, интересующихся творчеством Андрея Тарковского. — ISBN 978-5-8397-0525-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/206961 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-8397-0525-8 Пособие представляет собой философско-культурологический материал, в котором теоретически обосновывается экзистенциальная проблематика фильмов выдающегося российского кинорежиссера Андрея Тарковского. <...> Фильмы Тарковского («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение») рассматриваются в широком контексте философии существования. <...> Творчество Андрея Тарковского призывает нас вернуться к истокам жизни, ощутить свою причастность к вечным сферам реальности, перестроить свои отношения с бытием во избежание мировой катастрофы. <...> Г.М. Нажмудинов, 2007 2 Предисловие О сновным содержанием данного учебного пособия является анализ творчества режиссера Андрея Тарковского с позиций экзистенциалистской про- блематики. <...> В соответствии с этой задачей и строится курс, включающий рассмотрение художественных концепций экзистенциализма в первой главе. <...> В ней отражены истоки и самобытность творчества художника-философа Андрея Тарковского, раскрыта экзистенциальная проблематика в его фильмах, где она получила новый оттенок, стала носить общечеловеческий характер. <...> Курс по выбору «Причастность человека к вечным сферам реальности в художественной философии» предусматривает обязательный просмотр фильмов Тарковского в видеозаписи, а также дискуссии после просмотра, что позволит молодому поколению выработать собственное мнение о творчестве талантливого режиссера. <...> Тарковский оказался чутким к социальной сущности этих драм. <...> Стоит ли удивляться тому, сколь значительное место заняли в его творчестве не только проблемы истории, нравственные искания, в которых отчетливо звучали религиозные мотивы, но и проблемы существования человека. <...> Несмотря на разнохарактерность фильмов Тарковского, можно четко проследить несколько главных тем, пронизывающих каждую его картину, а именно: • Постижение смысла жизни и личностного бытия; • Стремление <...>
Бытие_человека_в_художественной_философии_(на_примере_творчества_Андрея_Тарковского)_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Е.Л. Сташевская Г.М. Нажмудинов Бытие человека в художественной философии (на примере творчества Андрея Тарковского) Учебное пособие Рекомендовано научно-методическим советом университета для студентов негуманитарных специальностей Ярославль 2007 1
Стр.1
УДК 18:001.11 ББК Ю61я73 С 78 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензенты: Учебно-методический совет Ярославского филиала Современной гуманитарной академии; А.К. Кудрин, доктор философских наук, профессор кафедры философии Ярославской государственной медицинской академии Сташевская, Е.Л. Бытие человека в художественной филосоС 78 фии (на примере творчества Андрея Тарковского) : учеб. пособие / Е.Л. Сташевская, Г.М. Нажмудинов ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 119 с. ISBN 978-5-8397-0525-8 Пособие представляет собой философско-культурологический материал, в котором теоретически обосновывается экзистенциальная проблематика фильмов выдающегося российского кинорежиссера Андрея Тарковского. Фильмы Тарковского («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение») рассматриваются в широком контексте философии существования. Творчество Андрея Тарковского призывает нас вернуться к истокам жизни, ощутить свою причастность к вечным сферам реальности, перестроить свои отношения с бытием во избежание мировой катастрофы. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 090102 Компьютерная безопасность,010503 Математическое обеспечение (дисциплина "Культурология (философия искусств)", блок ГСЭ), очной формы обучения, а также для широкого круга читателей, интересующихся творчеством Андрея Тарковского. УДК 18:001.11 ББК Ю61я73 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2007 ISBN 978-5-8397-0525-8 © Е.Л. Сташевская, Г.М. Нажмудинов, 2007 2
Стр.2
Предисловие блематики. О сновным содержанием данного учебного пособия является анализ творчества режиссера Андрея Тарковского с позиций экзистенциалистской проСтруктура учебного пособия обусловлена задачей формирования определенной философско-эстетической базы для мировосприятия молодого человека. В соответствии с этой задачей и строится курс, включающий рассмотрение художественных концепций экзистенциализма в первой главе. Данный материал подготовит студентов к адекватному восприятию второй главы. В ней отражены истоки и самобытность творчества художника-философа Андрея Тарковского, раскрыта экзистенциальная проблематика в его фильмах, где она получила новый оттенок, стала носить общечеловеческий характер. Пособие может способствовать более полному пониманию философии искусства. Прослушав этот курс, студенты смогут по достоинству оценить фильмы Тарковского, увидеть, как режиссер решает в них глубокие философские проблемы, рассматривая художественную образность искусства для выражения интуиций, касающихся сущности и судьбы человека в нашем несовершенном, но жаждущем совершенства мире. Курс по выбору «Причастность человека к вечным сферам реальности в художественной философии» предусматривает обязательный просмотр фильмов Тарковского в видеозаписи, а также дискуссии после просмотра, что позволит молодому поколению выработать собственное мнение о творчестве талантливого режиссера. 3
Стр.3
Введение огромное воздействие философии и естествознания. Был даже момент, когда казалось, что наука оттесняет искусство на второй план. Произошел отход от традиционных ценностей. Рвались связи человека не только с современностью, но и с историей, не только с обществом, но и с природой. Тарковский оказался чутким к социальной сущности этих П драм. Его философские картины стали отражением трагичности существования, смысл которого человек осознает в момент, когда «мир сдвинут с места». Стоит ли удивляться тому, сколь значительное место заняли в его творчестве не только проблемы истории, нравственные искания, в которых отчетливо звучали религиозные мотивы, но и проблемы существования человека. Несмотря на разнохарактерность фильмов Тарковского, можно четко проследить несколько главных тем, пронизывающих каждую его картину, а именно: • Постижение смысла жизни и личностного бытия; • Стремление к преодолению трудностей; • Стремление к идеалу как к огромной внутренней духовной силе, благодаря которой герои Тарковского становятся способными взять на себя ответственность за свой выбор перед другими, совершить жертвоприношение во имя мировой гармонии. Углубляя эти темы, режиссер обнажает перед зрителем слабость и рефлексию ищущего человека, соединенные с мучительными поисками внутреннего совершенства: • Резкое ощущение дисконтакта между людьми, одиночество, отчужденность и одновременно стремление к взаимопониманию, к любви друг друга; • Жертвенность. Ищущий истину человек в его фильмах неизбежно жертвует своим существованием. И через эту жертвен4 роблема существования человека, смысла жизни с особой остротой обозначилась в культуре в начале ХХ века. Художественное мышление претерпевает
Стр.4
ность проявляется не только его любовь к отчему дому, но и любовь к всеобщему дому человечества, к миру на Земле; • Познание истины бытия, приобщение к трансцендентному. Многие эти темы носят экзистенциальный характер, и это сближает Тарковского с философами и писателями-экзистенциалистами, которые также были обеспокоены судьбой человека и человечества. Андрей Тарковский принадлежит вечности, потому что был сыном своего времени и своего отечества. Как один из самых интеллектуальных деятелей России, он участвовал в процессе гуманизации жизни, когда это было особенно трудно. И его созидательный духовный вклад в нашу обычную трудную жизнь был осознан соотечественниками и воспринят. В фильмах Тарковского совершенно особый драматизм. Его искусство невозможно сузить до социальной проблематики. Оно прорастает дальше – в общечеловеческие сферы, общезначимые проблемы. Тарковский научил нас не отчаиваться перед лицом серьезных проблем, которые он обнаружил в нашей жизни и изза которых страдал сам. Серьезностью, высоким талантом, экзистенциальной проницательностью в души людей и мировиденьем он возвышался над современниками. Его фильмы оценены в мировом кинематографе как классика. Их будут смотреть все новые и новые поколения, к ним станут возвращаться люди нового тысячелетия. И сегодня, задыхаясь от нетерпенья, мы перечитываем и смотрим то, что от нас скрывали когда-то, и это не праздное любопытство, не проявление затаенного интереса к запретному, а жажда наверстать упущенное, стремление восстановить связи в развитии культуры. Мы живем багажом прежних представлений, налицо отставание экзистенциально-философского сознания. Философия перестает питать искусство, искусство – философию. Сегодня экзистенциализм остается конкретным подходом к реальности. Мы прошли мимо проблемы, касающейся сознания человека, не выяснив до конца ее сути, – теперь она пришла с другого конца, через материальную сферу жизни, где не на жизнь, а на смерть разгорелся спор между свободной и направляемой экономикой. 5
Стр.5
Творчество Андрея Тарковского, его экзистенциальное настроение, уходящее корнями в социальное бытие России, сегодня как никогда побуждает нас к этому разговору. Своеобразной экзистенциальной опорой, путеводной звездой для Тарковского, так же как и для многих философов-экзистенциалистов, послужило мировоззрение русского писателя Ф. Достоевского. Мышление художника сформировала война и быстрое развитие технического прогресса. А религиозные идеи, которыми отмечены его последние работы, связаны с мучительными нравственными исканиями в нашем обществе. Кинематография Андрея Тарковского представляет собой новаторство в самом полном смысле. Ареной проникновенных его открытий явилось не столько само творчество, сколько киноэстетика. На переломе 50 – 60-х гг. ХХ в. происходила революция в киноязыке. Ее принципы и тенденции нашли в фильмах Тарковского совершенное воплощение, а в теоретических работах – глубокое осмысление и обоснование. Тарковский предложил новую концепцию кинематографической образности. На этом фоне он остается почти уникальной фигурой: в отличие от большинства своих предшественников и современников Тарковский не просто использовал или преломлял в своей деятельности отдельные философские принципы, но полностью и вполне сознательно подчинил свое творчество главной задаче – выражению через образы киноискусства определенного философского мировоззрения. Чрезвычайно характерны его слова о предназначении кинорежиссера: «Только при наличии собственного взгляда на вещи, становясь своего рода философом, он (режиссер) выступает как художник, а кинематограф как искусство»1. В силу сказанного становится ясно, что любые попытки оценить творчество Тарковского по меркам «рядового» искусства или «рядового» кинематографа неизбежно обречены на неудачу, на полное непонимание истинных целей и достижений режиссера. Яркий пример такого непонимания дает статья: 1967. Вып. 10. С. 80. 1 Тарковский А. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. М., 6
Стр.6
Ю. Скрамтова2. Его произведения – это своего рода философия в искусстве, и поэтому они существуют по иным законам. В своих фильмах Тарковский не столько следует определенным канонам образной выразительности, сколько стремится к адекватному и полному соединению идеи и художественной формы. Коллизия, которая постоянно его интересует, – это драма сознания. Независимо от того, является ли человек центром события, у Тарковского он понимается как элемент мира, с ним что-то происходит, случается, он выступает как объект, а не как субъект действия. И в этом смысле Андрей Тарковский представится молодому поколению как истинный наследник лучших традиций русской художественной культуры и русской философии. но. 1995. № 9. С. 114 – 121. 2 Скрамтов Ю. Постсоветское мышление и авангард // Искусство ки7
Стр.7
Содержание Предисловие ........................................................................................................................................... 2 Введение ...................................................................................................................................................... 4 Глава 1. Художественные концепции экзистенциализма ........................................................................................................ 8 Глава II. Экзистенциальные мотивы в творчестве Андрея Тарковского................................................................................................ 39 1. Биографические сведения ........................................................................................... 39 2. Художник-философ (истоки и самобытность) ................................ 41 3. Одиночество и ответственность за свой выбор перед лицом общества. Жертвенность как добровольное служение другим во имя мировой гармонии ...................................... 47 4. Приобщение к трансцендентному как путь к нравственным исканиям и определение своего предназначения в жизни.... 61 5. Сопричастность личности миру и Богу как мотивы, отражающие моральное сознание индивида ................................... 76 6. Произведения искусства в фильмах Тарковского как зеркало социального бытия с элементами экзистенции .................................................................................. 87 Заключение ......................................................................................................................................... 106 Источники о А. Тарковском ........................................................................................... 111 Фильмография Андрея Тарковского .................................................................. 117 118
Стр.118