Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. <...> И.Л. Станкевич
Основы археологии
(коллоквиумы)
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальностям
История и Музеология
Ярославль 2007
УДК 902
ББК Т 4я73
К 13
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> План 2007 года
Рецензент – кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. <...> Включают темы и
вопросы к коллоквиумам, списки литературы по каждой
теме, интернет-адреса ведущих археологических сайтов. <...> Приложениями к методическим указаниям служат список
основных археологических терминов и иллюстративный
материал. <...> Методические указания предназначены для студентов
исторического факультета, обучающихся по специальностям 030401 История и 031502 Музеология (дисциплина
«Археология», блок ОПД), очной формы обучения. <...> УДК 902
ББК Т 4я73
© Ярославский государственный
университет, 2007
© Е.К. Кадиева, И.Л. Станкевич,
2007
2
Усвоение археологических знаний требует от студентовисториков особых усилий: если с основными историческими
дисциплинами они знакомились в школе, то с археологией, как
правило, встречаются впервые. <...> А особенность данной науки в
том, что она требует не только умения хорошо оперировать теоретическим материалом, но и глубокого знания вещественных
археологических источников – артефактов (остатков человеческой деятельности). <...> Без качественного изучения таких материалов трудно, а иногда даже и просто бесполезно заучивать данные
о той или иной археологической культуре. <...> Для того чтобы облегчить студентам усвоение материала по
археологии, а также для более равномерной организации учебного процесса на историческом факультете уже в течение нескольких лет применяется система коллоквиумов по археологии, которые являются альтернативным <...>
Основы_археологии_(коллоквиумы)__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
Е.К. Кадиева
И.Л. Станкевич
Основы археологии
(коллоквиумы)
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальностям
История и Музеология
Ярославль 2007
Стр.1
УДК 902
ББК Т 4я73
К 13
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензент – кафедра всеобщей истории Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова
Кадиева, Е.К. Основы археологии (коллоквиумы):
К 13
метод. указания / Е.К. Кадиева, И.Л. Станкевич; Яросл.
гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – 58 с.
Методические указания составлены в соответствии с
Государственным образовательным стандартом и учебными
планами подготовки специалистов. Включают темы и
вопросы к коллоквиумам, списки литературы по каждой
теме, интернет-адреса ведущих археологических сайтов.
Приложениями к методическим указаниям служат список
основных археологических терминов и иллюстративный
материал.
Методические указания предназначены для студентов
исторического факультета, обучающихся по специальностям
030401 История и 031502 Музеология (дисциплина
«Археология», блок ОПД), очной формы обучения.
УДК 902
ББК Т 4я73
© Ярославский государственный
университет, 2007
© Е.К. Кадиева, И.Л. Станкевич,
2007
2
Стр.2
Усвоение археологических знаний требует от студентовисториков
особых усилий: если с основными историческими
дисциплинами они знакомились в школе, то с археологией, как
правило, встречаются впервые. А особенность данной науки в
том, что она требует не только умения хорошо оперировать теоретическим
материалом, но и глубокого знания вещественных
археологических источников – артефактов (остатков человеческой
деятельности). Без качественного изучения таких материалов
трудно, а иногда даже и просто бесполезно заучивать данные
о той или иной археологической культуре.
Для того чтобы облегчить студентам усвоение материала по
археологии, а также для более равномерной организации учебного
процесса на историческом факультете уже в течение нескольких
лет применяется система коллоквиумов по археологии, которые
являются альтернативным вариантом экзамена. Коллоквиумы
были разработаны одним из старейших преподавателей
исторического факультета И.Л. Станкевич и в настоящее время в
усовершенствованном варианте пользуются большой популярностью
у студентов.
В чем же состоит суть такой формы проверки знаний? Курс
"Основы археологии" включает в себя несколько больших тем
("Каменный век", "Энеолит и Бронзовый век", "Античность и
ранний железный век" и "Средневековый период"). После того
как преподаватель вычитывает каждую тему (а это, как правило,
4 – 5 лекций), студенты сдают по данной теме дифференцированный
зачет (коллоквиум), при этом их знания оцениваются
преподавателем по пятибалльной шкале. Чтобы учащиеся могли
хорошо усвоить материал и подготовиться к ответу, примерно за
10 дней до очередного коллоквиума им предлагается список вопросов
по теме с соответствующим набором иллюстраций, на которых
изображены основные предметы и памятники исследуемой
археологической эпохи. Следует отметить, что все основные иллюстрации
приводятся в данных методических указаниях (Приложение
2). Кроме этого, в ходе подготовки к каждому коллок3
Стр.3
Е.К. Кадиева
И.Л. Станкевич
Основы археологии
(коллоквиумы)
60
Стр.60